|
|
|
Пояснительная записка Заключение научной правовой экспертизы Справочный лист Мажилис Парламента Республики Казахстан Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности третейских судов" Разработка проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности третейских судов" обусловлена внесением в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекта Закона Республики Казахстан "О третейских судах". Проект Закона предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года "О судебной экспертизе", Уголовнопроцессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года, Закон Республики Казахстан от 30 июня 1998 года "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан" 06 административных правонарушениях"от 30 января 2001 года, Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) в целях упорядочения законодательства в области третейского разбирательства. Своевременное внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан, проведенное в свете экономических преобразований, интеграции и распространения гражданских отношений на все новые сферы общественной жизни, предотвратит возникновение коллизий норм права и способствует дальнейшему развитию правового государства. Принятие данного проекта Закона не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета. Премьер-Министр
Министерство юстиции Республики Казахстан Заключение научной правовой экспертизы Наименование проекта нормативного правового акта: Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности третейских судов" (далее -законопроект). Назначение проекта нормативного правового акта: законопроект разработан с целью приведения законодательства в соответствие с проектом Закона Республики Казахстан "О третейских судах". Инициатор проведения экспертизы: Министерство юстиции Республики Казахстан. Структура проекта нормативного правового акта: состоит из 4 пунктов. На заключении были рассмотрены вопросы: 1) Соответствие законопроекта Конституции Республики Казахстан и другим законодательным актам Республики Казахстан. 2) Соблюдение юридической техники в тексте законопроекта. 3) Обоснованность и своевременность предложенного законопроекта. 4) Определение возможной эффективности законопроекта. 5) Выявление возможных отрицательных последствий принятия законопроекта в качестве нормативного правового акта. 6) Определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи о принятием законопроекта. Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 февраля 2002 года і1 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 13 и пункта 1 статьи 75 Конституции Республики Казахстан" признается, что третейские суды не входят в судебную систему Республики Казахстан, их решения не имеют той правовой силы, которая присуща государственным судам. Рассмотрение споров третейскими судами не означает осуществление правосудия. Третейский суд не учреждается законом, а избирается сторонами и обращение к нему происходит на основании соглашения сторон. Соблюдение данного принципа является необходимым условием введения в Республике Казахстан института третейских судов. Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты для создания условий деятельности третейских судов в Республике Казахстан. Изменения и дополнения предлагаемые в законопроекте соответствуют проекту Закона Республики Казахстан "О третейских судах". Законопроектом предлагается дополнить статью 154 Гражданского процессуального кодекса, устанавливающую случаи возвращения искового заявления судом подпунктом, согласно которому исковое заявление возвращается в случае, если в третейском суде уже рассматривается спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Данное дополнение считаем необходимым уточнить, так как оно не устанавливает форму подтверждения факта третейского разбирательства и приемлемость такой формы для суда. В свете норм предлагаемых в проекте Закона Республики Казахстан "О третейских судах" данное дополнение является существенной мерой для обеспечения состоятельности института третейских судов. Без учета обстоятельства рассмотрения спора в третейском суде компетентный государственный суд Республики Казахстан может в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан принять заявление и начать производство по данному делу, что ставит под вопрос целесообразность рассмотрения дела в третейском суде. Отказав же в рассмотрении такого дела суд дает возможность для реализации сторонами оговоренных между ними условий договора об обращении в третейский суд. Данная норма не ограничивает права физических и юридических лиц на обращение в суд, а лишь создает условия для реализации доброй воли сторон договора. Для этих же целей служит и дополнение в статью 170 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, которая предусматривает перечень . необходимых действий судьи по подготовке дела к судебному разбирательству. Дополняется подпункт, устанавливающий еще одно дополнительное действие судьи по подготовке дела к судебному разбирательству - выяснение, не имеется ли между -сторонами соглашения о передачи данного спора на разрешение третейского суда и не имеется ли у ответчнка возражения против разрешения спора в суде. Данное дополнение является следствием предыдущего и и позволяет избежать нарушение нормы предлагаемой в статью 154 кодекса. Также предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс статьей 236-1, регулирующей порядок и условия принудительного исполнения решения третейского суда, в случае, если оно не исполнено добровольно, а также обстоятельства, в случае которых суд выносит определение об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.I Предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс главой 39-1, регулирующей порядок производства по делам об обжаловании решений третейских судов, включающей в себя процедуру подачи заявления, рассмотрения заявления. Указанные дополнения с одной стороны определяют статус решений третейских судов их принудительным исполнением, с другой стороны, обеспечивают права лиц, против которых вынесено решение третейского суда. Так дополняемая статья 236-1 обеспечивает гарантии исполнения решения третейского суда и ставит его наряду с решениями международных коммерческих арбитражей, чьи решения лризнаются и исполняются в соответствии с Соглашением о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств-участников Содружества, совершенное в Москве 6 марта 1998 года, Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятой в Нью-Йорке 10 июня 1958 года, и Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже, принятой в Женеве21 апреля 1961 года. Дополняемая же глава 39-1 обеспечивает право стороны, против которой вынесено решение третейского суда, апеллировать в государственный суд за восстановлением своего нарушенного права, в случае наличия такового. Таким образом, третейский суд ставится в один ряд с судами общей юрисдикции и международными арбитражами и при этом обеспечивается гарантия соблюдения прав физических и юридических лиц . Законопроектом также дополняется подпункт 1) пункта 1 статьи 495 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", положение, регламентирующим взимание государственной пошлины, в случае выдачи судом исполнительных листов не только по решениям иностранных судов и арбитражей, а также по решениям третейских судов, а также в подпункте 10) пункта 1 статьи 496 устанавливается размер государственной пошлины в случае выдачи судом исполнительных листов по решениям третейских судов. Данное дополнение является целесообразным и правомерным, так как следует логике введения института третейских судов. Третейские суды Республики Казахстан предполагаются как негосударственные образования, которые призваны разрешать споры по воле сторон и в порядке ими установленном. Исполнение же решений третейских судов возлагается на государство, что предгюлагает признание государственным судом решения третейского суда и приведения его в исполнения принудительно от имени государства. Такое положение требует взимания государственной пошлимы за эти действия, так как данное требование в установленном Гражданским процессуальным кодексом порядке действительно для лиц, обратившихся в суд общей юрисдикцией за разрешением спора. Дополнения в Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года "О нотариате" считаем нецелесообразным и неправомерным в виду того, что само наличие спорного вспроса исключает обращение к нотариусу. Третейское разбирательство является разбирательством по спору и установление фактов в третейском суде должно проходить в установленном порядке. Это установит порядок разрешения сорных вопросов для третейских судов аналогичный существующему для судов общей юрисдикции. Дополнения в Закон Республики Казахстан "О судебной экспертизе" соотносят институт третейских судов с действующим законодательством для избежания противоречий и обеспечения нормального функционирования третейских судов. На основании изложенного считаем проект Закона Республики Казахстан Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности третейских судов" целесообразным и правомерным в свете существующей редакции проекта Закона Республики Казахстан "О третейских судах". В случае внесения изменения редакции проекта Закона Республики Казахстан "О третейских судах" рассматриваемый законопроект потребует соответствующих изменений.
СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности третейских судов" 1 Инициатор законопроекта Правительство Республики Казахстан (полное наименование органа) 2 Состав рабочей группы по подготовке Не создавалась законопроекта 3 Головной Комитет по законопроекту Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе 4 Дата регистрации законопроекта в 09.09.2003 Парламенте Республики Казахстан 5 Заключения по законопроекту постоянных комитетов Парламента Республики Казахстан 6 Листы согласования по законопроекту Правительства Республики Казахстан, министерств, ведомств, других государственных органов и общественных объединений 7 Научная экспертиза законопроекта Проводилась ЗАО "Институт законодательства Республики Казахстан" 8 Кому поручено выступить с докладом по Бекбосунов С.М. - вице-Министр законопроекту юстиции Республики Казахстан 9 Наличие альтернативных проектов 10 Дата вручения законопроекта Парламенту Республики Казахстан 11 Дата рассмотрения законопроекта Парламентом Республики Казахстан в первом чтении и его результаты 12 Головной комитет (комиссия), другой орган, которому поручена доработка проекта и подготовка его ко второму чтению 13 Вынесение законопроекта на народное обсуждение и его сроки 14 Заключение по законопроекту Комитета перед вторым чтением 15 Дата рассмотрения законопроекта Парламентом Республики Казахстан во втором чтении и его результаты 16 Время вступления закона в силу 17 Прочие отметки
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |