|
|
|
Плата за загрязнение окружающей среды
главный налоговый инспектор отдела по разъяснению налогового законодательства НК по г. Алматы
Положениями Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) предусмотрено, что плата за загрязнение окружающей среды (далее - плата) взимается за осуществление на территории Республики Казахстан деятельности в порядке специального природопользования, определяемого законодательными актами Республики Казахстан. В соответствии со ст. 1 Закона РК "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) под природопользованием понимается пользование природными ресурсами в хозяйственной и иной деятельности человека. При специальном природопользовании природные ресурсы предоставляются в установленном порядке. Специальное природопользование осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РК от 06.09.2001 г. № 1154. Заявки на получение разрешений подаются юридическими и физическими лицами для действующих предприятий с 1 января по 31 марта года, на который запрашивается разрешение. Согласно ст. 16 Закона разрешение на природопользование представляет собой документ, выдаваемый ежегодно природопользователю центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и удостоверяющий право природопользователя на использование (изъятие) природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, право размещения отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий природопользования и применяемой технологии. Обращаем внимание на то, что объектом обложения загрязнения окружающей среды является фактический объем выбросов в пределах и (или) сверх установленных лимитов, сбросов (включая аварийные) загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления. При этом плательщиками платы являются физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие пользование природными ресурсами, предоставленными в установленном порядке (специальное природопользование), в хозяйственной и иной деятельности. Данные плательщики в соответствии с п. 3 ст. 463 Налогового кодекса производят уплату платы в бюджет по местонахождению источника (объекта) загрязнения окружающей среды, указанному в разрешительном документе, а по передвижным источникам загрязнения - по месту их государственной регистрации уполномоченным органом. Отмечаем, что Законом к передвижным средствам отнесены транспортные средства. Также согласно Методике определения платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками, утвержденной приказом Министра экологии и биоресурсов РК от 15.05.1996 г. и зарегистрированной в Министерстве юстиции РК от 29.01.1997 г. № 253, к передвижным источникам отнесены автомобили, дорожно-строительная, сельскохозяйственная и иная техника, тепловозы, речные и морские суда. Загрязнение окружающей среды без оформленного в установленном порядке разрешения рассматривается как загрязнение сверх установленных лимитов. Теперь рассмотрим порядок представления отчетности по плате за загрязнение окружающей среды для отдельных категорий налогоплательщиков. Плательщики платы за загрязнение окружающей среды, за исключением организаций с малым объемом платежей и применяющих специальный налоговый режим (далее - СНР), представляют расчет сумм текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларация по плате за загрязнение окружающей среды представляется плательщиками не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. Текущие суммы платы за фактический объем загрязнения окружающей среды вносятся плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Расчеты сумм текущих платежей и декларация по суммам платы до представления в налоговый орган заверяются в территориальном уполномоченном органе по охране окружающей среды. Для организаций с малыми объемами платежей (до 100 МРП в суммарном годовом объеме) допускается доведение платы территориальными уполномоченными органами в области охраны окружающей среды в форме выкупа лимита на загрязнение окружающей среды. Выкуп лимита производится с полной предварительной оплатой за отчетный год при оформлении разрешения. Внесение платы в бюджет производится по месту нахождения источника (объекта) загрязнения окружающей среды, указанному в разрешительном документе, за исключением передвижных источников загрязнения, по которым плата вносится в бюджет по месту их государственной регистрации уполномоченным органом. Налогоплательщики, применяющие СНР для крестьянских (фермерских) хозяйств и для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, представляют декларацию по суммам платы не позднее 15 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. Уплата сумм платы налогоплательщиками, применяющими СНР для крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, производится в следующем порядке: - суммы текущих платежей, исчисленные за период с 1 января до 1 октября текущего налогового периода, уплачиваются в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода; - суммы, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря, уплачиваются в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным. Следует обратить особое внимание налогоплательщиков на то, что в соответствии с положениями Закона плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов взимается в повышенных размерах, установленных Налоговым кодексом. В свою очередь, согласно ст. 462 Налогового кодекса ставки платы, утвержденные местными представительными органами по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, увеличиваются в 10 раз в случае допущения факта загрязнения окружающей среды сверх установленных лимитов. Плата за загрязнение окружающей среды вносится в доход бюджета как налоговый платеж и в соответствии с приложением № 5 Правил ведения лицевых счетов, утвержденных приказом Председателя Налогового комитета МФ РК от 23.12.2003 г. № 530, зачисляется на код бюджетной классификации 105316. Кроме того, доводим до вашего сведения, что согласно Решению XI сессии Алматинского городского маслихата третьего созыва от 09.12.2004 г. № 96 на 2005 год установлены ставки сбора за загрязнение окружающей среды, в частности, по Приложению № 1 (см. таблицу).
Таблица Ставки сбора за загрязнение окружающей среды
Кроме того, считаем необходимым напомнить налогоплательщикам о том, что органы налоговой службы, на основании ст. 551 Налогового кодекса, осуществляют контроль над уполномоченными и местными исполнительными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП) согласно п. 2 ст. 358 КоАП непредставление, несвоевременное, недостоверное или неполное представление местными исполнительными органами и иными уполномоченными органами сведений, определенных налоговым законодательством для представления органам налоговой службы влечет штраф на должностных лиц в размере от 20 до 40 МРП. Согласно положениям ст. 240 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды влечет вынесение предупреждения или наложение штрафа на граждан - в размере до 10, на должностных лиц - в размере до 20, на юридических лиц - в размере до 200 МРП. Дача должностными лицами указаний или разрешений на превышение или занижение установленных стандартов, норм санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды - влечет штраф в размере до 25 МРП. Превышение нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий, а также выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния на основании ст. 243 КоАП, влекут штраф на должностных лиц - в размере до 20, на юридических лиц - в размере до 100 МРП. Кроме того, положениями КоАП предусмотрены меры наказания к плательщикам платы за загрязнение окружающей среды за правонарушения, допускаемые ими в области налогообложения. В частности, в соответствии с положениями ст. 206 КоАП непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами РК, влечет штраф на физических лиц в размере от 10 до 20, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - в размере от 40 до 50 МРП, на юридических лиц - в размере от 60 до 80 МРП. В том случае, если нарушение срока будет допущено более чем на 90 дней от установленного срока, данный факт повлечет штраф на физических лиц в размере от 20 до 40, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - в размере от 50 до 70 МРП, на юридических лиц - в размере от 80 до 100 МРП. Согласно положениям ст. 210 КоАП неудержание или неполное удержание налоговыми агентами сумм налогов и других обязательных платежей, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц в размере 50% от неудержанной суммы налогов и других обязательных платежей. Неперечисление или неполное перечисление налоговыми агентами и иными уполномоченными органами (организациями), определенными налоговым законодательством, удержанных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих перечислению в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц в размере 50% от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |