|
|
|
Закон Союза Советских Социалистических Республик от 9 июля 1975 года (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 20.09.1979 - Ведомости ВС СССР, 1979, № 39, ст. 643; от 08.06.1984 - Ведомости ВС СССР, 1984, № 24, ст. 422; от 02.12.1987 - Ведомости ВС СССР, 1987, № 49, ст. 791)
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Статья 1. Утвердить Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и ввести их в действие с 1 января 1976 года.
Статья 2. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР установить порядок введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и привести законодательство Союза ССР в соответствие с Основами.
------------------------------------------------------------------ Статья 3 не приводится, как не содержащая норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. ------------------------------------------------------------------
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 26 ноября 1975 года
О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О НЕДРАХ
В соответствии с Законом СССР "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах" от 9 июля 1975 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1975, № 29, ст. 435) Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Впредь до приведения законодательства Союза ССР и союзных республик в соответствие с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах действующие акты законодательства Союза ССР и союзных республик применяются, поскольку они не противоречат Основам. 2. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах применяются к горным правоотношениям, возникшим после введения в действие Основ, то есть с 1 января 1976 года. В правоотношениях в области использования и охраны недр, возникших до введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, осуществление прав и обязанностей участников этих правоотношений после 1 января 1976 года регулируется в соответствии с Основами. 3. Ходатайства о предоставлении недр в пользование, по которым не приняты решения компетентных органов к моменту введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, разрешаются в порядке и с соблюдением условий, предусмотренных статьями 10 - 12 Основ. Решения о предоставлении недр в пользование, принятые до 1 января 1976 года соответствующими органами в пределах их компетенции, но не исполненные к моменту введения в действие Основ законодательства о недрах, подлежат исполнению в соответствии с требованиями Основ. 4. В случаях, когда недра были предоставлены в пользование до 1 января 1976 года органами, компетенция которых по предоставлению недр изменяется в связи с введением в действие Основ законодательства о недрах, прекращение права пользования после указанного срока производится согласно статье 15 Основ органами, имеющими право предоставления и изъятия недр в соответствии с Основами. 5. Правило части четвертой статьи 30 Основ о руководстве горными и взрывными работами не распространяется на лиц, не имеющих соответствующего специального образования, но допущенных к руководству этими работами до 1 января 1976 года. ------------------------------------------------------------------ Статья 6 не приводится, как не содержащая норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. ------------------------------------------------------------------
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О НЕДРАХ
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 20.09.1979 - Ведомости ВС СССР, 1979, № 39, ст. 643; от 08.06.1984 - Ведомости ВС СССР, 1984, № 24, ст. 422; от 02.12.1987 - Ведомости ВС СССР, 1987, № 49, ст. 791)
В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции недра земли в нашей стране были национализированы и стали достоянием народа. Государственная собственность на недра в СССР составляет основу горных отношений, то есть общественных отношений в области использования и охраны недр, создает условия для планового, рационального, комплексного пользования недрами, позволяет обеспечивать правильное размещение производительных сил страны и высокие темпы развития народного хозяйства, является одним из важнейших факторов создания материально - технической базы коммунизма. СССР обладает большими запасами полезных ископаемых. Вместе с тем непрерывный рост потребления минерального сырья в народном хозяйстве повышает значение научно обоснованного, эффективного использования полезных ископаемых, требует от всех предприятий, организаций, учреждений и граждан бережного отношения к богатствам недр. Советское государство заботится об обеспечении не только всевозрастающих потребностей страны в минеральном сырье и об удовлетворении других нужд народного хозяйства, связанных с пользованием недрами, но и о сохранении природных богатств для будущих поколений. Советское законодательство о недрах призвано активно способствовать наиболее рациональному использованию недр и их охране.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи советского законодательства о недрах
Задачами советского законодательства о недрах являются регулирование горных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечения безопасности работ при пользовании недрами, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в этой области. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979)
Статья 2. Законодательство Союза ССР и союзных республик о недрах
Горные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами законодательства Союза ССР о недрах, законами (кодексами) и иными актами законодательства союзных республик о недрах. Земельные, водные и лесные отношения регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 3. Государственная (общенародная) собственность на недра в СССР (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979)
В соответствии с Конституцией СССР недра в Союзе Советских Социалистических Республик являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979) Недра в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на недра, запрещаются.
Статья 4. Единый государственный фонд недр
Все недра в СССР составляют единый государственный фонд недр, в который входят как используемые, так и неиспользуемые части недр.
Статья 5. Компетенция Союза ССР в области регулирования горных отношений
Ведению Союза ССР в области регулирования горных отношений подлежат: 1) распоряжение единым государственным фондом недр в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР; 2) установление основных положений и определение единой технической политики в области использования и охраны недр; 3) установление общесоюзных планов охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; 4) государственный надзор и контроль за использованием и охраной недр, за ведением работ по геологическому изучению недр и установление порядка осуществления надзора и контроля; 5) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр в соответствии с Конституцией СССР и настоящими Основами.
Статья 6. Компетенция союзных республик в области регулирования горных отношений
Ведению союзной республики в области регулирования горных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным фондом недр в пределах территории республики; установление порядка пользования недрами и их охраны; установление республиканских планов охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; осуществление государственного надзора и контроля за использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр, а также регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
Статья 7. Государственное управление в области использования и охраны недр
Государственное управление в области использования и охраны недр осуществляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 8. Пользователи недр
Пользователями недр могут быть государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, недра могут предоставляться в пользование и иным организациям и лицам.
Статья 9. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод; удовлетворения иных государственных и общественных надобностей. Пользование недрами осуществляется бесплатно, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Союза ССР. Порядок платы за пользование недрами определяется Советом Министров СССР. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 02.12.1987)
Статья 10. Предоставление недр для геологического изучения
Для геологического изучения, то есть для получения данных о геологическом строении недр, процессах, протекающих в них, выявления и оценки месторождений полезных ископаемых, изучения закономерностей их формирования и размещения, выяснения горно - технических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, недра предоставляются в пользование на основании разрешений, выдаваемых специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Статья 11. Предоставление недр для добычи полезных ископаемых
Для добычи полезных ископаемых недра предоставляются в пользование на основании акта, удостоверяющего горный отвод. Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых (кроме горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых) предоставляются органами государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Горные отводы для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора. Отнесение полезных ископаемых к общераспространенным производится органами государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горных отводов запрещается. Опытно - промышленная разработка месторождения полезных ископаемых или его части, а также разработка месторождений торфа и пресных подземных вод осуществляются без предоставления горного отвода, в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. Предприятия, организации, учреждения и граждане имеют право пользоваться недрами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод без предоставления горного отвода, в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Статья 12. Предоставление недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
Для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, недра предоставляются в пользование в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. Предоставление недр для захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод допускается только в исключительных случаях и при соблюдении специальных требований и условий. Предприятия, организации, учреждения и граждане имеют право в пределах предоставленных им земельных участков пользоваться недрами для своих хозяйственных и бытовых нужд, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Статья 13. Сроки пользования недрами
Пользование недрами может быть бессрочным или временным. Бессрочным (постоянным) признается пользование недрами без заранее установленного срока. В случаях временного пользования недра предоставляются на срок не свыше десяти лет. При необходимости срок временного пользования может быть продлен.
Статья 14. Основные права и обязанности пользователей недр
Пользователи недр имеют право и обязаны пользоваться недрами в соответствии с целями, для которых они предоставлены. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, права пользователей недр могут быть ограничены в государственных интересах, а также в интересах других пользователей недр. Пользователи недр обязаны обеспечивать: 1) полноту геологического изучения; рациональное, комплексное использование и охрану недр; 2) безопасное для работников и населения ведение работ, связанных с пользованием недрами; 3) охрану атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 4) сохранность заповедников, памятников природы, истории и культуры от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979) 5) приведение земельных участков, нарушенных при пользовании недрами, в безопасное состояние, а также в состояние, пригодное для использования их в народном хозяйстве, в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 15. Основания и порядок прекращения права пользования недрами
Право пользования недрами прекращается полностью или частично в случаях: 1) минования надобности в пользовании недрами; 2) истечения установленного срока пользования недрами; 3) возникновения необходимости изъятия участка недр для других государственных или общественных нужд; 4) ликвидации предприятия, организации, учреждения, которому были предоставлены недра в пользование; 5) возникновения явной угрозы здоровью населения. Право пользования недрами может быть прекращено, если пользователь: не приступил в течение двух лет к пользованию недрами; использует недра не в соответствии с той целью, для которой они предоставлены; нарушил иные правила пользования недрами и их охраны. Право пользования недрами в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3, 4 и 5 части первой и частью второй настоящей статьи, прекращается путем аннулирования соответствующими органами выданных ими горно - отводного акта или разрешения. Предприятия, организации, учреждения и граждане могут быть лишены права добычи в пределах предоставленных им земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод в случае нарушения порядка и условий добычи. Законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть предусмотрены и иные основания прекращения права пользования недрами.
Раздел II
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР
Статья 16. Основные требования к геологическому изучению недр
Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие геологическое изучение недр, обязаны обеспечивать: 1) рациональное, научно обоснованное направление и эффективность работ по геологическому изучению недр; 2) полноту изучения геологического строения недр, горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки разведанных месторождений, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) достоверность определения количества и качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; геолого - экономическую оценку месторождений полезных ископаемых; 4) ведение работ по геологическому изучению недр методами и способами, исключающими неоправданные потери полезных ископаемых и снижение их качества; 5) размещение извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, исключающее их вредное влияние на окружающую среду; 6) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных народнохозяйственных целях, и ликвидацию в установленном порядке выработок и скважин, не подлежащих использованию; 7) сохранность геологической и исполнительно - технической документации, образцов горных пород и руд, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статья 17. Государственная регистрация и государственный учет работ по геологическому изучению недр
Работы по геологическому изучению недр подлежат государственной регистрации и государственному учету в целях обобщения и максимального использования результатов изучения недр, а также предотвращения дублирования указанных работ. Государственная регистрация и государственный учет работ по геологическому изучению недр проводятся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Производство работ по геологическому изучению недр без государственной регистрации запрещается.
Статья 18. Кондиции на минеральное сырье
Для определения промышленной ценности месторождений и подсчета в них запасов полезных ископаемых устанавливаются кондиции на минеральное сырье по каждому месторождению, которые представляют собой совокупность экономически обоснованных требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно - геологическим и иным условиям разработки месторождения. Кондиции на минеральное сырье разрабатываются с учетом использования основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них ценных компонентов и утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Статья 19. Передача разведанных месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения
Разведанные месторождения или их участки, по которым утверждены запасы полезных ископаемых, подлежат передаче для промышленного освоения министерствам и ведомствам, осуществляющим руководство разработкой месторождений полезных ископаемых. Порядок передачи разведанных месторождений полезных ископаемых (кроме месторождений общераспространенных полезных ископаемых) для промышленного освоения устанавливается законодательством Союза ССР, а месторождений общераспространенных полезных ископаемых - законодательством союзных республик.
Статья 20. Первооткрыватели месторождений полезных ископаемых
Лица, открывшие имеющее промышленную ценность неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, признаются первооткрывателями. Первооткрыватели имеют право на вознаграждение. Права первооткрывателей и порядок выплаты им вознаграждения определяются законодательством Союза ССР.
Раздел III
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ПО ПЕРЕРАБОТКЕ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ, А ТАКЖЕ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
(название с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979)
Статья 21. Особенности проектирования предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Проектирование предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, производится на основе геологического и иного изучения недр на участке предполагаемого строительства с учетом комплексного развития экономического района. Проектирование предприятий по добыче полезных ископаемых производится только после утверждения запасов полезных ископаемых и передачи месторождений для промышленного освоения. В исключительных случаях с разрешения Совета Министров СССР проектирование предприятий по добыче полезных ископаемых может производиться до утверждения запасов полезных ископаемых. Места расположения предприятий по добыче полезных ископаемых или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, до начала проектных работ согласовываются с исполнительными и распорядительными органами соответствующих Советов народных депутатов, органами государственного горного надзора и другими заинтересованными органами.
Статья 22. Основные требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию предприятий по добыче полезных ископаемых и по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
В проектах предприятий по добыче полезных ископаемых должны быть предусмотрены: 1) размещение наземных и подземных сооружений предприятий, обеспечивающее наиболее рациональное и эффективное использование запасов полезных ископаемых; 2) способы вскрытия и системы разработки месторождений полезных ископаемых, обеспечивающие наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых; 3) рациональное использование вскрышных пород при разработке месторождений полезных ископаемых; 4) складирование, учет и сохранение попутно добываемых временно не используемых полезных ископаемых; 5) геологическое изучение недр, вскрываемых в процессе строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, и составление геологической и маркшейдерской документации; 6) меры, обеспечивающие безопасность населения, охрану недр и других объектов окружающей природной среды, зданий и сооружений. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию предприятий по добыче полезных ископаемых должно быть обеспечено также выполнение требований, указанных в статье 14 настоящих Основ. В проектах предприятий по переработке минерального сырья должны быть предусмотрены: применение технологических схем, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение из добытого минерального сырья содержащихся в нем компонентов, имеющих промышленное значение; наиболее полное использование отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и т.п.); складирование, учет и сохранение временно не используемых отходов производства, содержащих полезные компоненты, а также выполнение требований, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должно быть обеспечено выполнение требований, указанных в пунктах 3 - 6 настоящей статьи и в статье 14 настоящих Основ. Строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию предприятий по добыче полезных ископаемых и по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, запрещаются, если при их проектировании не соблюдены требования, предусмотренные настоящей статьей. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979)
Раздел IV
ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И В ЦЕЛЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Статья 23. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых
Разработка месторождений полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными проектами предприятий по добыче полезных ископаемых, планами развития горных работ, проектами и схемами разработки месторождений нефти, газа и подземных вод и правилами технической эксплуатации. Правила технической эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, правила разработки нефтяных и газовых месторождений и планы развития горных работ утверждаются соответствующими органами по согласованию с органами государственного горного надзора.
Статья 24. Основные требования к разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья
При разработке месторождений полезных ископаемых должны быть обеспечены: 1) применение наиболее рациональных и эффективных методов добычи основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, недопущение сверхнормативных потерь и сверхнормативного разубоживания полезных ископаемых, а также выборочной отработки богатых участков месторождений, приводящей к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых; 2) осуществление доразведки месторождений полезных ископаемых и иных геологических работ, проведение маркшейдерских работ, а также ведение предусмотренной технической документации; 3) учет состояния и движения запасов, потерь и разубоживания полезных ископаемых; 4) недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых в результате проводимых горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых, консервируемых в недрах; 5) сохранение и учет попутно добываемых временно не используемых полезных ископаемых; 6) рациональное использование вскрышных пород, а также правильное их размещение; 7) безопасность для жизни и здоровья работников и населения, охрана недр и других объектов окружающей природной среды, зданий и сооружений; разработка и утверждение планов ликвидации аварий. При переработке минерального сырья должны быть обеспечены: строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологии переработки минерального сырья; наиболее полное использование отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и т.п.); складирование, учет и сохранение временно не используемых отходов производства, содержащих полезные компоненты. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979)
Статья 25. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых
По завершении отработки запасов полезных ископаемых, а также в случаях, когда по технико - экономическим расчетам и другим обоснованиям дальнейшая разработка месторождения или его части нецелесообразна или невозможна, предприятие по добыче полезных ископаемых, разрабатывающее месторождение, или соответствующая часть этого предприятия подлежит ликвидации либо переводу на консервацию. При полной или частичной ликвидации либо консервации предприятия по добыче полезных ископаемых горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации также и сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. При ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых должен быть решен также вопрос о возможном использовании горных выработок и буровых скважин для иных народнохозяйственных целей. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части геологическая и маркшейдерская документация пополняется на момент завершения горных работ и сдается в установленном порядке на хранение. На предприятиях по добыче полезных ископаемых, смежных с ликвидируемым или консервируемым предприятием, должны быть проведены мероприятия, обеспечивающие безопасность горных работ. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или его части осуществляются по согласованию с органами государственного горного надзора и другими заинтересованными органами.
Статья 26. Старательская добыча полезных ископаемых
На месторождениях полезных ископаемых или их участках, разработка которых предприятиями по добыче полезных ископаемых нецелесообразна, допускается добыча полезных ископаемых личным трудом старателей. Добыча полезных ископаемых артелями старателей производится по договору с предприятиями по добыче полезных ископаемых в пределах их горных отводов, а отдельными гражданами - по разрешительному удостоверению, выдаваемому предприятиями по добыче полезных ископаемых. На предприятия по добыче полезных ископаемых возлагается контроль за старательской добычей полезных ископаемых. Перечень полезных ископаемых, добыча которых разрешается старателям, и Типовой устав артели старателей утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Статья 27. Порядок пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
Пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений и в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, производится по специальным проектам, утверждаемым в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В проектах должны предусматриваться меры, обеспечивающие соответственно обезвреживание сточных вод, вредных веществ, отходов производства и иных веществ и материалов либо локализацию их в строго определенных границах и предотвращение проникновения в горные выработки, на земную поверхность и в водные объекты. В случаях нарушения требований настоящей статьи сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства, подземное хранение веществ и материалов должны быть ограничены, приостановлены или запрещены органами государственного горного надзора или другими специально уполномоченными на то государственными органами.
Раздел V
БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ
Статья 28. Обеспечение безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами
При строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, при выполнении геологоразведочных и иных работ, связанных с пользованием недрами, должна быть обеспечена безопасность для жизни и здоровья работников и населения. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979) Ответственность за обеспечение соблюдения правил и норм безопасности на предприятиях, в организациях и учреждениях, пользующихся недрами, возлагается на их руководителей, которые определяют круг лиц, осуществляющих контроль за соблюдением указанных правил и норм безопасности в структурных подразделениях предприятий, организаций и учреждений.
Статья 29. Основные требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами
При проведении работ, связанных с пользованием недрами, должно быть обеспечено: 1) изучение и выполнение работниками правил и норм по безопасному ведению работ, а также планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий; 2) приостановление работ в случае возникновения опасности для жизни работников, выведение людей в безопасное место и осуществление мероприятий, необходимых для устранения опасности; 3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил и норм безопасности и санитарных норм; 4) учет, надлежащее хранение и расходование взрывчатых веществ и средств взрывания, а также правильное и безопасное их использование; 5) своевременное пополнение технической документации, предусмотренной правилами безопасности, в том числе планов горных работ данными, уточняющими границы зон безопасного ведения работ, и планов ликвидации аварий. Устав о дисциплине для лиц, работающих в особо опасных подземных условиях, утверждается Советом Министров СССР.
Статья 30. Особые требования по безопасности ведения горных работ
Министерства, государственные комитеты, ведомства и подчиненные им предприятия, организации и учреждения, ведущие горные работы, обязаны разрабатывать с учетом современных достижений науки и техники и осуществлять специальные комплексные организационно - технические мероприятия, предусматривающие улучшение состава рудничной атмосферы, совершенствование технологии ведения горных работ и средств коллективной и индивидуальной защиты и направленные на предупреждение профессиональных заболеваний и производственного травматизма. В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности и безопасности рабочих и служащих, занятых на горных работах, министерства и ведомства, а также другие заинтересованные органы обязаны систематически совершенствовать правила и нормы безопасности, санитарные правила и нормы. Запрещается ведение горных работ, если состояние горных выработок представляет опасность для жизни и здоровья людей, занятых на подземных работах, или в рудничной атмосфере действующих горных выработок содержание кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли, а также температура воздуха не соответствуют требованиям правил и норм безопасности, санитарных правил и норм. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 20.09.1979) К руководству горными и взрывными работами допускаются лица, имеющие соответствующее специальное образование. К производству взрывных работ допускаются лица, имеющие право ведения таких работ.
Статья 31. Обязанности лиц, занятых на горных работах, по соблюдению правил и норм безопасности
Лица, занятые на горных работах, обязаны: 1) выполнять требования правил и норм по безопасному ведению работ; 2) систематически проводить осмотры рабочих мест и оборудования и принимать меры к немедленному устранению выявленных нарушений правил и норм безопасности; 3) находиться на работе в специальной одежде и пользоваться средствами индивидуальной защиты; 4) не применять при выполнении работ способы, могущие создать опасность аварии или несчастного случая; 5) при возникновении опасности аварии прекращать работы, немедленно сообщать об этом руководителю работ и действовать в строгом соответствии с планом ликвидации аварий.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |