28.05.2005
«Зеленый коридор» синьору помидору
Свой рецепт регулирования цен на потребительском рынке, его стабильное пополнение плодоовощной продукцией предложили участники научно-практической конференции «Продвижение плодоовощной продукции по Центрально-Азиатскому региону. Проблемы и решения». Ассоциация рынков и предпринимателей РК пригласила обменяться мнениями представителей ряда министерств и ведомств, местных исполнительных органов, бизнес-ассоциаций, фермеров, руководителей оптовых рынков, переработчиков.
Сто «социальных» миллиардов, предназначенных на предстоящее повышение заработной платы, пенсий и пособий, могут подстегнуть рост цен, увеличить инфляцию. Между ростом зарплаты и цен есть прямая зависимость. Задача государства — держать под контролем этот процесс. С такой ситуацией сталкиваются все страны. Без надежного государственного регулирования все попытки поднять уровень жизни народа не принесут результата. Прекрасно понимая это, Правительство республики приняло экстренные меры по стабилизации цен на потребительском рынке.
В частности, серьезным шагом, направленным на обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией и снижение цен на ранние овощи и фрукты, стало майское постановление Правительства об упрощении процедуры оформления и контроля за продукцией, ввозимой из Узбекистана. Теперь по упрощенным правилам можно оформить вместо одной пять тонн груза. Изменения коснулись и совокупного таможенного платежа. Если раньше при ввозе пяти тонн овощей и фруктов таможенные сборы для предпринимателя составили бы 97 тысяч тенге, то теперь только сорок тысяч.
Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан являются традиционными поставщиками овощей и фруктов на казахстанский рынок. Основная часть товара — до 94 процентов — перемещается физическими лицами, предпринимателями малого и среднего бизнеса.
Именно для них и предусмотрен упрощенный порядок таможенного оформления. По информации заместителя начальника таможенного комитета по ЮКО Махата Джарасова, введение новых весовых норм провоза привело к увеличению товарооборота втрое. Точно так же возросла и сумма взысканных платежей. Теперь важно, чтобы вся эта продукция могла беспрепятственно поступить на рынки страны. Для этого надо резко укоротить цепочку перекупщиков. Здесь может пригодиться опыт Алматинской области, в которой успешно работает сеть крупных торгово-закупочных предприятий. Пока же за время пути от границы до шымкентских рынков цена на узбекские овощи и фрукты возрастает в три раза. Если при таможенном оформлении килограмм свежей капусты стоит двенадцать тенге, то на рынке областного центра его дешевле, чем за сорок тенге, просто не найти. То же самое касается картофеля, клубники, яблок, лука, моркови. Открывая свои границы и уменьшая таможенные сборы, Казахстан создает условия для предпринимателей, работающих на рынок нашей страны. Но, оказывается, одних только этих мер недостаточно.
— Проблема обеспечения жителей северных регионов плодоовощной продукцией по приемлемым ценам существовала всегда, — говорит председатель Ассоциации рынков и предпринимателей РК Нурсадык Абишев. — Причину я вижу в нестабильности поставок. Нужен совместный подход в поисках путей решения этого вопроса. Причем и с нашими соседями, заинтересованными в казахстанском рынке сбыта. В активе нашей ассоциации — соглашение о создании международного союза предпринимателей, работающих в сфере продвижения торговли в Центрально-Азиатском регионе. Но для его выполнения нужна поддержка государственных органов.
С этим мнением соглашается и представитель АО «НК «Казахстан темир жолы» Нуркен Джасенов. Из-за неритмичности поставок и малых объемов железная дорога не может гарантировать быструю доставку урожая в западный и северный регионы страны. Анализ показывает, что в сезон из Южно-Казахстанской области отгружается в день два-три вагона продукции. Это очень мало. Если бы фермеры заранее сообщали объемы поставок и сроки отгрузки, то можно было бы установить жесткий график движения продовольственных поездов по типу пассажирских. Чтобы стимулировать сельхозпроизводителей и заготовителей, железнодорожники установили понижающий коэффициент — 0,5 процента к тарифу. Пока же на север идут автокараваны. При этом транспортные издержки составляют семьдесят процентов стоимости товара. Эти расходы, естественно, сказываются на стоимости овощей и фруктов.
Большинство участников научно-практической конференции сошлись во мнении, что без бюджетного финансирования программы развития закупок, хранения, транспортировки и реализации плодоовощной продукции остановить сезонный рост цен пока невозможно. Отсутствие сети торгово-закупочных пунктов не позволяет осуществить поставку плодоовощной продукции на постоянной основе по Казахстану и в Россию.
Итогом работы конференции стала программа действий по совместному разрешению проблем реализации государственной политики по стабилизации цен на продукты питания и обуздания инфляционных процессов в стране. Она включает в себя привлечение на рынок отечественных технологий по переработке и сушке овощей, плодов и ягод, строительство и реконструкцию овощехранилищ, строительство специализированных оптовых торговых рынков.
Любовь Доброта