15.06.2005
Николай ХАЛАБУЗАРЬ
Похищения мобильных телефонов - процветающий криминальный бизнес. Несмотря на то, что общей статистики по республике не ведется, отдельные цифры впечатляют: в Костанае воровство мобильных телефонов занимает 80% в числе регистрируемых краж, и с начала года только в этом городе ущерб от этих преступлений составил 1,74 млн тенге, и только 40 процентов украденных телефонов найдены и возвращены владельцам. Перенеся эти цифры на масштабы республики, можно получить картину криминального бизнеса - миллионы тенге, которые нужно только потрудиться вынуть из карманов абонентов.
По большому счету такого вида преступлений могло бы не существовать, если бы операторы мобильной связи создали технические возможности для блокировки краденых телефонов, вели общие «черные списки» и быстро предоставляли любую информацию своим абонентам в случае утери телефона. Увы, все это реализуется лишь частично и далеко не всеми, и в результате наиболее не защищенными оказываются абоненты так называемой карточной сотовой связи. Пример в наличии.
Сомнительная связь
Ситуация банальная. У Наримана Н., абонента Pathword, украли мобильный телефон. Действие первое: заявление в милицию. Действие второе: обращение к оператору с просьбой о помощи. Что могла бы сделать компания в этой ситуации, чтобы помочь клиенту?
1. Выдать распечатку разговоров за день, когда был похищен телефон. По словам полицейских, обзвонив те же номера, куда звонил похититель, можно было бы раскрыть преступление. Однако здесь важна оперативность - если компания выдаст распечатку клиенту на руки в тот же день, то шансы есть, если же следователю придется делать официальный запрос, на который уйдет 1-2 недели, то… За это время мобильник наверняка будет перепродан, скорее всего, в Кыргызстан - каналы уже отработаны.
2. Заблокировать телефон - тогда похититель попросту не сможет им воспользоваться либо сразу же обнаружит себя. Это делает кражу мобильников если не бессмысленной, то по меньшей мере вынуждает воров искать способы сбыть добычу за рубежом, то есть усложняет им жизнь.
3. Внести телефон в «черный список». В случае с Pathword это сработало бы предельно просто: это единственный оператор мобильной связи стандарта CDMA в Казахстане. Стало быть, и новый владелец такой «меченой» трубки, желая ее использовать, обратился бы именно в Pathword. И здесь уже дело чести компании: известить прежнего владельца об этом или же молча оформить нового клиента, не задаваясь вопросами этики и законности.
Что из этого сделал Pathword? Если верить недовольному клиенту, то почти ничего: в получении распечатки телефонных разговоров было отказано, равно как и в блокировке телефона. С точки зрения потребителя - это почти обман:
- Получается какое-то пособничество кражам сотовых телефонов, - говорит Нариман Н. - Я пришел к ним за защитой, а выяснил, что меня кинули.
Вопросы без ответов
Мы рассчитывали получить и опубликовать мнение Pathword по поводу этой ситуации, однако в течение трех недель ответ на наш запрос так и не пришел. Потому проблема, к сожалению, остается без комментария важнейшей стороны.
Можно лишь заметить, что подобная практика по отношению к блокировке телефонов, выдаче распечаток характерна не только для Pathword. В частности, в клиентской службе Excess также заметили, что не смогут ничем помочь клиенту в случае кражи телефона, а в Active все же заверили, что телефон заблокируют, но по регистрационным данным. Сложилось впечатление, что в целом же ни одна мобильная компания, похоже, не может похвастать серьезными наработками в области обеспечения безопасности клиентов. Но об этом, к сожалению, не принято говорить в рекламе: «Мы не сможем вам помочь!»
Сизифов труд
Правоохранительные органы видят проблему несколько иначе. По словам начальника отдела по раскрытию имущественных преступлений управления криминальной полиции ГУВД Алматы Владислава Кима, сотрудничество с операторами мобильной связи идет активно, но вот на снижении краж мобильных телефонов это никак не сказывается.
- Мы выходили с предложением обязать компании создать возможность блокировать украденные телефоны. В Америке и Европе давно так - трубку украли, клиент звонит в компанию, и все, телефон превращается в бесполезную болванку. Конечно, блокировку можно снять, но в случае, если похититель подключит такой телефон, то его сразу обнаружат. В ответ на это наши компании сказали, что это многомиллионные затраты, им это невыгодно. Может, действительно так, не знаю. В Караганде пытались по-другому решить проблему краж - ставить коды на корпуса телефонов. Но заменить такой корпус стоит всего 2000 тенге… Еще один способ - контролировать продажу подержанных телефонов, это ведь и есть рынок, на котором реализуются украденные трубки. Мы вышли с предложением в акимат упорядочить такую торговлю: принимать к реализации только телефоны с сертификатами, то есть трубка плюс определенные документы к ней. Но добиться этого мы не можем - этого нет в законе.
Закон с дыркой
Если уж сами мобильные компании пренебрежительно относятся к своим клиентам, то почему бы преступникам не воспользоваться этим? К тому же, чем больше мобильных телефонов в стране - тем больше клиентов и тем лучше, и не важно, ворованные эти телефоны или нет… Мажилисмен Танирберген Бердонгаров считает, что такая ситуация удобна операторам мобильной связи:
- Сейчас всем операторам связи на нашем рынке легко работать. Казалось бы, получая лицензию на предоставление услуг мобильной связи, они должны гарантировать безопасность клиента, но, увы, этого нет. Потому сейчас и накопилось множество проблемных вопросов: отсутствие оборудования, позволяющего блокировать украденные телефоны, задержки или вовсе отказ в предоставлении информации потребителю. Зачастую, даже если компания готова выдать какие-то сведения, ее клиенту нужно пройти длительную процедуру получения разных справок. В то же время поиск телефона - динамичный процесс, и любые проволочки снижают шансы раскрыть преступление… Полагаю, что пришло время для полномочных органов пересмотреть условия выдачи лицензий для операторов мобильной связи, начать с них требовать обеспечение безопасности клиентов и предоставление абонентам полной информации в любое время.
Самооборона не в моде
Но пока никто и ничего с операторов не требует - в том числе и абоненты. По словам президента общественного фонда «Национальная лига потребителей Казахстана» Светланы Савченко, в этом бесконечном терпении клиентов и заключается главная проблема:
- Потребитель имеет право на полную и достоверную информацию о товаре и услуги, за которые платит. В данном случае поставщик не обеспечил безопасность услуги, фирма умолчала о чем-то и тем самым ущемила права потребителей. Почему люди все это терпят - другой вопрос. Важны и нужны судебные прецеденты, так мы бы приучили уважать потребителя….
- А на что может рассчитывать потребитель в этом случае в суде?
- На возмещение морального ущерба - его экономической безопасности был нанесен урон. Сумма? Тут от потребителя все зависит - кому-то миллиона мало, кому-то извинения достаточно.
В целом получается предельно простая ситуация. Операторам мобильной связи хорошо - воруют не у них. Клиентам, которых обворовывают, плохо, но они не готовы обращаться в суды и создавать прецеденты - дешевле купить новый телефон, чем тратить время на иск и деньги на юристов. Госорганам, похоже, попросту некогда заниматься такой проблемой и требовать с компаний крупных вложений в обеспечение безопасности клиентов. И в итоге все играют на руку криминалу, который год от года все растет и растет вместе с объемами услуг мобильной связи.
***
В минувшую среду, 8 июня, мажилисмен Танирберген Бердонгаров направил премьер-министру следующий запрос: «Уважаемый Даниал Кенжетаевич! Данный запрос инициирован на основании претензий абонентов к компаниям сотовой связи. Полагаю, что пришло время государству при выдаче лицензий на предоставление услуг мобильной связи отстаивать интересы простого потребителя.
1. Растет количество краж сотовых телефонов. Процветает вторичный рынок из-за отсутствия оборудования, позволяющего блокировать украденные телефоны.
Отражены ли в требованиях гарантии защиты потребителя (в случае похищения телефона или несанкционированного доступа к счету) со стороны оператора мобильной связи?
2. Компании не предоставляют возможности потребителю использования функции телефона самостоятельного учета сумм исходящего трафика.
3. Каким образом устанавливаются и регулируются цены на услуги операторов мобильной связи?
4. Инфраструктура по приему платежей не развивается. К примеру, в Астане после 21.00 «заплатить за телефон» невозможно, не говоря про другие регионы.
5. Процедура предоставления информации о местонахождении телефона по IMEI-коду органам внутренних дел длительна. Поиск телефона - динамичный процесс, и большинство краж остаются нераскрытыми.
Известно, что Министерство внутренних дел выступало с инициативой обязать всех операторов мобильной связи блокировать краденые мобильные телефоны. Какова судьба этого предложения?
В этой связи прошу вас сообщить как уполномоченным государственным органом, как при выдаче лицензий учитываются интересы потребителей?»