14.07.2005
Нынешний и завтрашний день дорожной отрасли, ее плюсы и минусы — тема нелицеприятного обсуждения на заседании Правительства, которое прошло под председательством Премьер-Министра Даниала Ахметова двенадцатого июля.
Как отметил Д. Ахметов, реализация Государственной программы развития автодорожной отрасли Казахстана на 2001—2005 годы — одно из приоритетных направлений деятельности Правительства.
Качественные автодороги — наглядный пример заботы не только о населении страны, но и показатель международного престижа Казахстана, имеющего магистрали, которые входят в состав международных транзитных коридоров.
С 2001 по 2004 год в автодорожной отрасли, включая средства внешних займов, освоено 129,8 миллиарда тенге. Из них около 103 миллиардов тенге направлено на строительство, реконструкцию, реабилитацию и капитальный ремонт 2,3 тысячи километров республиканской сети дорог и на средний ремонт на участках протяженностью 5,8 тысячи километров.
За четыре года реализации программы восстановлено 8,1 тысячи километров автомобильных дорог республиканского значения. Планируется завершить ремонт 11 435 километров дорог и 45 мостов. Среди серьезных недостатков, на которые обратил внимание Премьер, — непродуманный выбор подрядных организаций, выполнявших ремонтные работы, что в конечном итоге отрицательно сказалось на качестве сданных в эксплуатацию дорог.
По поручению Главы государства Генеральная прокуратура провела проверку строительства и реконструкции дорог и выявила существенные нарушения, ставшие причиной дефектов и низкого качества дорожного покрытия.
По словам Премьер-Министра, подобная ситуация возникла из-за недостаточно строгого контроля за качеством работ со стороны уполномоченного органа, нарушений подрядными организациями технологии дорожного строительства, а также из-за присутствия многочисленных субподрядных организаций.
По результатам проверки, проведенной Генпрокуратурой, внесено представление, и Правительство принимает меры по устранению недостатков. Ряд должностных лиц, допустивших нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности, некоторые освобождены от занимаемых должностей.
По оценкам экспертов, озвученным представителями Министерства транспорта и коммуникаций, из 23 тысяч километров сети автомобильных дорог республиканского значения 2 300 километров находятся в хорошем состоянии и около 9 700 километров — в удовлетворительном. В неудовлетворительном пребывает около 11 тысяч километров. Из 1 177 действующих мостов не соответствуют требованиям пропускной способности 372 моста, 96 находятся в аварийном состоянии.
В нынешнем году на реализацию программы из бюджета выделено 55 миллиардов тенге. На эти средства планируется провести реконструкцию и реабилитацию 1 054 километров дорог, капитальный ремонт — 83 километров и средний ремонт — 2 188 километров.
Серьезное внимание на заседании было уделено автодорогам местного значения. Как отмечалось, в настоящее время около 40 процентов от общей протяженности сети местных автомобильных дорог находятся в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, имеется около трех тысяч километров грунтовых разрывов, проезд по которым в весенне-осенний период полностью или частично прекращается.
Докладывая о ситуации в регионах, заместители акимов областей в числе основных причин неудовлетворительного состояния дорог называли недостаточное финансирование. В целом за счет местных бюджетов в текущем году планируется отремонтировать более 11 тысяч километров дорог.
Заслушав выступления, Премьер-Министр отметил, что для устранения проблем в отрасли нужен системный подход, а не пожарные меры по устранению текущих недостатков.
Даниал Ахметов обозначил три важнейшие, на его взгляд, задачи, требующие незамедлительного решения и влияющие на эффективное развитие автодорожной отрасли в целом. Среди них: совершенствование нормативно-правовой базы развития отрасли, гармонизация отечественных стандартов с международными и повсеместное обеспечение инженерно-лабораторного контроля за качеством выполняемых работ. В связи с этими задачами Министерству экономики и бюджетного планирования поручено предусмотреть в бюджете следующего года средства на создание соответствующих лабораторий.
Министерству транспорта и коммуникаций поручено устранить недостатки, указанные в представлении Генеральной прокуратуры, и внести на рассмотрение Правительства конкретные предложения по внедрению модели государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции дорог.
Валентина ФИРОНОВА