13.08.2005
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике, уровень инфляции в июле 2005 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 0,5% и превысил ожидания. Для июля столь высокий показатель инфляции является нехарактерным, например, в июле 2004 года он составлял 0,2%. Нами ожидалось, что инфляция сложится в данном месяце в пределах 0,1%.
Динамика цен на потребительском рынке определялась ростом цен на платные услуги населению, который достиг 1,2% (максимальный уровень в текущем году). С начала мая 2005 года в регионах республики значительно сократились поставки газа потребителям, особенно сжиженного газа, сокращение объемов поставок которого на внутренний рынок составило 31% в сравнении с аналогичным периодом 2004 года. В результате рост цен в целом по республике на газоснабжение в июле 2005 года составил 10,4%.
Кроме того, цены на продовольственные товары увеличились на 0,1%, в том числе на сахар - 7,3%, непродовольственные товары стали дороже на 0,4%, в их структуре в наибольшей степени подорожал бензин (на 1,0%).
Инфляция в годовом выражении (июль 2005 года к июлю 2004 года) достигла уровня 8,2%, что является максимальным уровнем с августа 2001 года, когда она оценивалась в 8,3%.
В феврале 2005 года президент страны в своем послании объявил об увеличении бюджетных расходов на заработную плату, пенсии и пособия с 1 июля 2005 года.
При этом масштаб увеличения данных расходов на фоне общих объемов денежного обращения в стране не является таким уж большим. В среднем за месяц прирост расхода составляет порядка 15 млрд. тенге, тогда как объем наличных денег в экономике составляет около 390 млрд. тенге.
Тем не менее предполагаемое повышение социальных расходов государства и возникший ажиотаж вокруг этого события уже тогда стали причиной роста инфляционных ожиданий. То есть это был больше психологический фактор. В связи с этим, как комментирует заместитель директора департамента исследований и статистики Национального банка РК Ерулан Жамаубаев, Национальный банк пересмотрел прогноз инфляции, повысив его до 5,2-6,9%. Более того, данное увеличение бюджетных расходов в текущем году, на наш взгляд, не является основным фактором роста цен на потребительские товары и услуги.
Правительство со своей стороны также предприняло ряд шагов по сдерживанию инфляции. Так, 5 мая 2005 года было принято постановление «О некоторых мерах по стабилизации цен на потребительском рынке». Были предприняты конкретные шаги по развитию конкуренции на торговых рынках, смягчены ограничения на импорт ряда продовольственных товаров, снижены таможенные пошлины, предусматриваются меры по недопущению необоснованного повышения тарифов на товары и услуги естественных монополий.
Как сообщил господин Жамаубаев, в деле ужесточения денежно-кредитной политики Нацбанк с начала 2005 года дважды повысил ставка рефинансирования: с 1 февраля - до 7,5%, с 11 июля - до 8,0%. «С 1 июля 2005 года Национальным банком были введены определенные изменения в механизм денежно-кредитного регулирования, предполагающие введение единой ставки. Единая ставка предполагает унификацию отдельных операций денежно-кредитной политики по срокам и ставкам, таких как депозитные и кредитные операции, выпуск краткосрочных нот. Основные операции по регулированию (изъятию или пополнению) ликвидности на денежном рынке, такие как депозитные и кредитные операции, операции обратного репо проводятся с единым сроком 7 дней.
Эти меры направлены на удержание рыночных ставок с соответствующими сроками в заданном коридоре, что позволит оказывать влияние на формирование ставок по более «длинным» операциям банков второго уровня. При этом нижней границей коридора является ставка по операциям по изъятию ликвидности (ставка по депозитным операциям), а верхней границей - ставка по предоставлению ликвидности (кредитные операции, операции обратного репо), т.е. ставка рефинансирования».
Кроме того, Национальным банком совместно с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций была проведена работа по ужесточению механизма формирования резервных требований, что позволит сократить чрезмерную ликвидность банков второго уровня. Данные изменения вступят в силу с 1 октября 2005 года.
Повышение заработной платы и пенсий является одним из факторов повышения инфляции, оно приводит к росту уровня монетизации в стране, повышению покупательной способности, а вследствие этого к росту конечного потребления всех секторов экономики: домашних хозяйств, госорганов, НКООДХ, финансовых институтов. Данное явление, в свою очередь, влияет мультиплиткативно на всю экономику. В1998 году при кризисе монетизации в стране именно выплаты всех долгов по заработным платам и пенсиям привели к оживлению экономики, в сегодняшней ситуации это приводит к инфляции. Еще один фактор, влияющий на рост цен в стране, это рост на конечное потребление всех секторов экономики при неадекватном росте производительности труда нации, т.е. посредством кредитования как предприятий, так и физических лиц, в стране больше тратят, чем зарабатывают.
Проблему роста уровня инфляции сложно решить на макроуровне, тем более на микроуровне. «Если бы наша валюта была конвертируема на мировом рынке, такая проблема в той или иной степени решалась бы сама собой, например, доллар США, к которому привязывают свою валюту многие развивающиеся страны. В пределах одной страны такие вопросы решаются центральным банком и Министерством экономики: контроль за уровнем монетизации в форме валютных послаблений, манипуляции со ставкой рефинансирования, ограничения по внешним заимствованиям» - отметила Сандугаш Кенжебаева, и.о. начальника отдела по работе с финансовыми институтами стран СНГ и Балтии Международного управления Нурбанка.
Национальный банк предполагает, что в результате предпринятых мер, а также при скоординированной политике Национального банка и правительства произойдет замедление темпов роста инфляции, что позволит удержать ее в запланированных рамках.
Дина МАМЫТКУЛОВА