15.06.2005
Президентские выборы - это не сведение личных счетов
«Все споры по поводу даты очередных выборов президента страны основаны на неофициальных версиях», - так считает политолог Ерлан Карин. По его мнению, согласно п. 1 статьи 72 Конституции РК в случае возникновения разногласий вопрос о правильности проведения выборов президента республики разрешается только Конституционным Советом. Следовательно, сделанные ранее разъяснения главой ЦИКа О. Жумабековым и министром юстиции З. Балиевой - не более чем личное мнение этих двух высокопоставленных чиновников. Так как все толкования норм Основного Закона, сделанные вне рамок КС, - «…высказанные публично или иным образом, независимо от того, будут ли они доктринальными, профессиональными или обыденными, - являются неофициальными».
- Из-за чего возникла эта дискуссия о дате проведения очередных выборов президента?
- Весь этот спор возник из-за одного положения в Конституции, если точнее - пункта 1 статьи 94, в котором говорится, что очередные президентские выборы должны пройти именно после семи лет - в первое воскресенье декабря. Вот и получается головоломка: если выборы будут проводиться в декабре 2005 года, то семь лет еще не истечет, если же в декабре 2006 года, то пройдет одиннадцать месяцев с момента истечения семилетнего срока.
- А вы как считаете?
- Проведение выборов в декабре 2005 года будет менее спорным, чем в декабре 2006 года. Конечно, если четко следовать требованию Конституции, то выборы должны пройти в декабре 2006 года. Но с января 2006 по январь 2007 года Нурсултан Назарбаев будет как бы исполнять обязанности президента, поскольку ему надо будет ждать 11 месяцев даты утверждения нового президента страны. Следовательно, проведение выборов в 2006 году очень опасно с политической точки зрения, так как обвинения в незаконном пребывании в должности президента все равно будут раздаваться. А любой спор по поводу законности или незаконности президентской власти на фоне нынешней ситуации в регионе и в мире, на фоне событий в Украине, Грузии, Кыргызстане и Узбекистане очень опасен, поскольку может сразу же разбалансировать ситуацию. Ослабление позиций президента, которое будет сохраняться на протяжении почти целого года, может негативно сказаться на стабильности государственной системы в целом. Поэтому, я считаю, что проведение выборов президента в декабре 2005 года избавит власть от критики и упреков в нелегитимности.
- Но как тогда быть с требованием Конституции?
- Можно пойти на незначительное изменение в тексте отдельных пунктов в Конституции и провести выборы в декабре 2005 года. Тем более что создавший головоломку п.1 ст. 94 Конституции РК относится к так называемому разделу переходных положений, и внесение изменений в формулировке текста данного пункта не повлечет за собой кардинальных изменений в целом в выборном законодательстве, не говоря уже о самом Основном Законе.
- Кто принимает решение о назначении даты президентских выборов?
- Согласно Конституции очередные президентские выборы объявляются мажилисом парламента Республики Казахстан не позднее второго воскресенья сентября. Но если вдруг возникает спор по поводу правильности проведения выборов президента, то этот спор разрешается Конституционным советом по обращению президента республики, председателя сената, председателя мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов парламента, премьер-министра. Одним словом, депутаты парламента сами могли поставить точку в этом вопросе, направив соответствующее обращение в Конституционный совет.
- Хорошо. С датой выборов вроде бы разобрались. Любой человек понимает, что основные претенденты не сидят сложа руки и так или иначе готовятся к предстоящим выборам. Кто в какой степени готов?
- Несмотря на то что в политической элите еще идет дискуссия о сроках новых президентских выборов, Нурсултан Назарбаев и его команда уже развернули первые мероприятия по подготовке к этому политическому событию. Президент входит в активную фазу действий, у него участились встречи с лидерами других государств. Работа на внешнеполитической площадке позволяет президенту полнее использовать ранее накопленный потенциал генератора интеграционных идей на постсоветском пространстве. Дополнительные выгоды имиджу главы государства приносит признание другими лидерами стран СНГ положительного опыта Казахстана в реформировании и диверсификации экономики.
- Сюда же можно добавить поездки президента по регионам?
- Да, действительно, поездки по стране стали важнейшей составляющей рабочего графика президента. Причем форма поездок президента не изменяется в зависимости от специфики посещаемого региона, что делает поездки президента больше похожими на предвыборное турне по стране. Одним словом, идет массированная обработка электорального поля. На профессиональном сленге политтехнологов это называется входом в кампанию. Но фактический старт президентской кампании, к сожалению, вызвал и конъюнктурную активность в среде чиновников разного масштаба. Некоторые персоны, стремясь оказать президенту помощь в преддверии избирательной кампании, на самом деле оказывают ему медвежью услугу. Примером таких действий является усилившееся давление на оппозицию, события в Усть-Каменогорске, Шымкенте.
- Но эти ретивые чиновники подставляют президента?
- О чем и речь! Эти действия не облегчают, а, наоборот, еще более усложняют ситуацию в стране накануне выборов. Они тем самым способствуют падению доверия к власти, а следовательно, и к президенту тоже. Ведь в Астане должны быть обеспокоены не тем, чтобы действующий президент одержал победу, а тем, чтобы победа была убедительной.
Тогда на кого должен рассчитывать президент, кроме как на собственный чиновничий аппарат? К слову сказать, в Кыргызстане до событий 24 марта насчитывалось более 50 партий, большинство из которых, конечно же, являлись пропрезидентскими. Но ни в дни кризиса, ни после революции ни одна из них не встала в защиту Акаева и его политики. Партия «Адилет» сразу же перестала существовать, вмиг исчезли ее лидеры, не говоря уже о сторонниках. Новый состав жогорку кенеш на 95 процентов состоял из лояльных к прежней власти депутатов, но уже через две недели считавшийся проакаевским кыргызский парламент всем составом проголосовал за отмену всех льгот Аскару Акаеву как экс-президенту, хотя по конституционному регламенту он имел шансы сохранить их за собой. Революция началась в Бишкеке не после штурма президентского дворца, а еще раньше, когда многие из окружения Акаева начали отрекаться от него.
- И как найти надежную опору?
- Сейчас президенту, и в более широком смысле - властной элите, нужен новый центр для успешного развертывания новой президентской предвыборной конфигурации. Нужна новая политическая организация, которая не будет связана со старыми политическими обязательствами власти перед обществом. Затем эта партия могла бы выступить в роли ключевого элемента президентской стратегии на предстоящих выборах. Но времени для создания новой опоры уже нет (хотя не исключено, что Астана перед выборами может пойти на создание новой провластной партии).
- А чем занимается оппозиция? Ее лидеры тоже готовятся к выборам в этом году?
- У оппозиции же все силы сначала были брошены на поиск единого кандидата. Хотя, по логике вещей, ей для начала необходимо было наладить механизмы эффективного взаимодействия, а только затем переходить к вопросу определения оптимальной фигуры на роль единого кандидата. Ведь если переговоры о едином кандидате окажутся безуспешными, то и о согласованности предвыборных действий оппозиционных партий можно будет забыть, что в итоге и случилось, приведя к расколу внутри «Ак жола». А потом не ясно, как проходил выбор единого кандидата, ведь не были определены критерии отбора, так как, кроме конституционных требований к потенциальным кандидатам на пост президента, также существуют требования текущей ситуации. Любой кандидат - и от власти, и от оппозиции - должен соответствовать критерию общенациональной значимости. Должен быть готов к объединению общества, а не растаскиванию его по разным углам. Пока же следует отметить, что зыбкое единство оппозиции держится на принципе «Враг моего врага - мой друг». У оппозиции нет самого главного - идеологического фундамента для того, чтобы выступить единым фронтом, нет доверия друг к другу.
- Но кто может претендовать на почетный статус конкурента Назарбаева?
- В оппозиционном лагере наметилась странная тенденция: на каждом последующем этапе политической борьбы в лидеры оппозиции выходят фигуры, которые пришли в оппозиционный лагерь позже других. Это свидетельствует о том, что оппозиционность определяется не тем, кто и в какой степени является приверженцем демократических ценностей, а тем, кто способен бросить личный вызов Назарбаеву. Но президентские выборы - это не сведение личных счетов, а определение путей дальнейшего развития страны.
- На чем будет основываться пропаганда предвыборной платформы Назарбаева - уже понятно. А что предложит кандидат от оппозиции обществу на этих выборах?
- Основной вопрос, касающийся и власти, и оппозиции, - какова главная тема предстоящей президентской гонки? Между чем будут делать свой выбор граждане? Понятно, что они будут выбирать между нынешним президентом и представителем оппозиции. И тот, и другой лагерь должны предложить гражданам определенный набор ценностей. Если избиратели голосуют за Назарбаева, то, значит, выбирают то, что есть сейчас. Но сможет ли оппозиция преподнести себя как символ перемен? И если да, то каких перемен? Не получится ли как в соседнем Кыргызстане, где вместо перемен простые люди получили хаос и разгул беззакония? По данным МВД Кыргызстана, за апрель зарегистрировано преступлений на 10 процентов выше уровня 2004 года. При этом раскрываемость упала на 51 процент. О чем это говорит? О том, что государство не справляется со своими функциями. Исходя из этого очевидно, что Нурсултан Назарбаев имеет наибольшие шансы на победу, поэтому предельной датой президентского срока сейчас обозначается 2013 год.
Иван ПЕРТОВ, Алматы