19.08.2005
Мировой финансовый рынок, что называется, отыграл «одноразовое» административное повышение курса китайского юаня. Ажиотаж улегся практически сразу после того, как 21 июля Народный банк Китая официально объявил, что дальнейшего укрепления национальной валюты и аналогичных шагов ожидать не стоит. Это была разовая мера, обусловленная потребностями внутренней экономики КНР. Иные события внешне заслонили июльский рывок юаня. Но вопросы и сомнения, как круги по воде, продолжают расходиться. Сейчас пришло время аналитиков осмыслить, а что, собственно говоря, это было и что будет, если...
С одной стороны, финансовое мировое сообщество настойчиво просит КНР пересмотреть стоимость юаня, поскольку его недооценка относительно ведущих конвертируемых валют — большая подножка всей мировой экономике: китайские товары заполнили рынок практически по демпинговым ценам. В итоге колоссальные потери несут европейские и американские производители. С другой — разовая ревальвация юаня на два процента показала, что такой шаг, точнее такая тактика, может существенно дестабилизировать мировые финансы. Китай — наш ближайший сосед, и, естественно, ожидать, что финансовая политика КНР может отразиться и на нашей финансовой ситуации. Первый шаг был слишком мал, но, учитывая закон больших чисел и известную китайскую пословицу «Даже самый длинный путь начинается с первого шага», можно ожидать серьезных последствий в дальнейшем. С этой позиции — тревог и ожиданий — мы попросили прокомментировать прошедшее событие заместителя директора департамента платежного баланса и валютного регулирования Олега СМОЛЯКОВА.
— Учитывая высокий объем товарооборота двух стран, как дальнейшая ревальвация юаня может сказаться на экономике республики?
— По данным таможенной статистики, товарооборот с КНР по итогам 2004 года составил 2,8 миллиарда долларов. В первом полугодии происходил реальный рост объемов — 1,8 миллиарда долларов. Учитывая его и сохраняющиеся темпы роста, можно прогнозировать годовой объем на уровне 3,6 миллиарда долларов. Доля КНР в общем товарообороте страны — без челноков — превышает восемь процентов.
Китай — наш важный торговый партнер — занимает четвертую позицию, но говорить, что ревальвация приведет к серьезным потерям, сложно, поскольку объявлено всего лишь о разовой ревальвации и применении механизма установки официального курса. Это так называемая «ползучая привязка». Если раньше юань был «привязан» к доллару, то сейчас — к корзине валют. Курс устанавливается и объявляется на следующий день по результатам торгов на бирже. Он — центральный паритет, но допустимо отклонение от него на плюс/минус 0,3 процента.
— Не привязывая шаг к ревальвации юаня, ФРС США объявила о повышении официальной ставки на 0,25 процента. Это десятое за год повышение ставки доллара. На ваш взгляд, это адекватная реакция?
— Повышение официальной процентной ставки ФРС — реакция на внутренние экономические тенденции в США. Я бы говорил о другом: насколько двухпроцентная ревальвация юаня адекватна курсу, который складывается фактически. Многие эксперты США, Европы считают, что недооценка юаня составляла еще до ревальвации 40 процентов. Если брать оценки стоимости валюты относительно стоимости рабочей силы, которая, по оценкам, в КНР составляет лишь пять процентов от стоимости рабочей силы в США, то юань еще более недооценен. Так что прошедшая ревальвация — мизер на фоне этих показателей. Чтобы опровергнуть спекуляции, возникшие на мировых финансовых рынках, и прогнозы экспертов о следующей двухпроцентной ревальвации юаня в ближайшем будущем, Китай заявил, что эта корректировка курса адекватна и соответствует тому равновесному значению, которое для себя рассчитывает банк КНР. Но главный вопрос не в том, что касается разовой корректировки курса, а в том, как потом будет выстроен механизм, как будет сформирована корзина валют, в каких пропорциях и как центральный банк будет ее определять. Вопрос и в том, насколько будет позволено курсу колебаться в названных пределах. Если будет ежедневное давление на удорожание юаня — на допустимые 0,3 процента, то через пять месяцев можно предположить, что он ревальвирует на 30 процентов.
— Почему Китаю выгодно держать низкий курс?
— У КНР большой торговый баланс, в том числе с США. Так центральный банк стимулирует свой экспорт. Хотя многие члены ВТО говорят, что поддержание заниженного курса противоречит нормам организации. Вторая проблема — риски финансовой системы Китая и реального сектора. Налицо так называемый риск несоответствия активов и обязательств. У резидентов Китая большие объемы заимствований. Фактически львиная доля обязательств формируется в иностранной валюте, а размещение идет в национальной. И если курс будет меняться резко, риски будут возрастать. С этой позиции банк Китая придерживается очень взвешенной политики, чтобы не расшатать финансовую систему и не ухудшить ситуацию в реальном секторе. Это не особенность госкапитализма: государство всегда, независимо от доли собственности в реальном секторе, принимает решения, исходя из рисков. И глава Народного банка Китая заявил, что изменение схемы валютной привязки должно способствовать плавному возникновению на рынке инструментов хеджирования рисков. Когда курс фиксирован к доллару, риска как такового нет. Но возникают колебания, и возникает необходимость регулирования. Этот взвешенный подход Народного банка Китая позволяет участникам рынка постепенно адаптироваться к новым условиям и развить систему управления рисками.
— Но наши импортеры говорят, что эта одноразовая мера, тем не менее, уже несет им потери при конвертации, торговых операциях...
— Не все так однозначно. Любое укрепление валюты страны — основного торгового партнера приводит к тому, что экспортерам становится более выгодно продавать. Улучшается ценовая конкурентоспособность наших товаров на внешних рынках. Отмечу, что превышение экспорта в нашем объеме официальной торговли с Китаем над импортом существенное: 2 миллиарда долларов против 0,8 миллиарда в 2004 году. Доля Китая в общем экспорте Казахстана составляет около 10 процентов, а импорт — около шести процентов. Но импорт действительно становится дороже, что выгодно нашим производителям аналогичной продукции. Потери же компаний-импортеров могут возрасти. Но прошедшее укрепление юаня особого влияния на их ценовую политику не окажет. Мы отслеживаем и «челночный» импорт из Китая. На его долю приходится более половины общего «челночного» импорта (без учета стран СНГ). Но в целом по импорту колебания — в пределах допустимого.
Надо помнить, что юань — ограничено конвертируемая валюта. Центральный банк Китая ставит жесткие ограничения на валюту расчетов во внешней торговле. Разрешаются расчеты только в СКВ, на проплаты китайской валютой введены ограничения. Рассчитываться юанем или тенге нельзя. В наших законах таких ограничений нет. Россией и КНР сейчас реализуется пилотный проект по приграничной торговле, которым они снимаются. У нас тоже прорабатывается проект соглашения о расчетах в приграничной торговле. Этот документ позволит вести расчеты по банковским счетам в валюте по выбору участников сделки.
— Комментируя ревальвацию юаня, глава Нацбанка Анвар Сайденов отметил вероятность лишь его опосредованного влияния на нашу финансовую ситуацию через доллар и евро...
— Поскольку все торговые операции с Китаем у нас ведутся в долларах США, то объем торговли юанем был и остается крайне незначительным. Наша статистика выделяет три основные валюты — доллар, евро и рубль. У нас около 90 процентов всего товарооборота идут в СКВ, еще 10—11 процентов — в ограниченно конвертируемых валютах. В основном — в российских рублях.
Китайский юань входит в нашу корзину, представленную валютами 24 стран. Его доля около 10 процентов. Если говорить о влиянии корректировки юаня на наш рынок, то оно незначительно. И если брать динамику укрепления тенге на 4,8 процента относительно доллара с начала года, то при прочих равных условиях надо обращать большее внимание на пару «тенге — доллар».
Надо смотреть на всю палитру событий, на равновесные факторы. Сейчас не только КНР, но и многие страны Юго-Восточной Азии пересматривают валютную политику. Например, Малайзия отказалась от привязки к доллару и установила плавающий курс. И это первый фактор. Но второй — события в США: рост процентных ставок, хорошие темпы экономического роста, улучшение ситуации на рынке труда. Все это оказывает компенсирующее влияние. На рынке действует негласное правило: покупай на слух, продавай на факт.
Напомню, 21 июля был установлен курс юаня — 8,11 за доллар. Сейчас он равен около 8,107. Отклонения — в пределах одной десятой процента, и никакого изменения на рынке не происходит. Хотя наш рынок не слишком отражает общую динамику. Но был первоначальный эффект на российском рынке: краткосрочно начал падать спрос на доллар. И доллар начал падать по отношению к рублю. Но там были другие факторы: повышение на одну ступень странового рейтинга России, новый рекорд РТС. Они повлекут больший приток капитала, который будет дополнительно оказывать влияние на российский рубль. Поэтому любой рынок нужно рассматривать с точки зрения влияния разных факторов. Ревальвация юаня — только один из них. Он может иметь краткосрочный или долгосрочный характер. Долгосрочный — если банк Китая будет дальше продолжать политику разовых или плавных корректировок. А краткосрочный уже себя отыграл. Думаю, без дальнейших разовых корректировок юаня ситуация на рынке будет более или менее уравновешиваться.
— Что может случиться, если банк Китая решит установить адекватный курс и одномоментно откорректирует курс на 40 процентов?
— Это гипотетическая ситуация. Но в этом случае можно ожидать коллапса финансовой системы — и Китая, и региона. Однако, оценивая взвешенную тактику Народного банка Китая, думаю, это просто невозможно.
От разрешения — к уведомлению
Либерализация валютного режима осуществляется поэтапно с учетом особенностей развития экономики, а также внутренних и внешних факторов. Основная цель первого этапа сводилась к повышению эффективности использования валютных средств за счет расширения инвестиционных возможностей предприятий Казахстана. В свою очередь это вызвало необходимость смягчения режима валютного регулирования в отношении инвестиций за рубеж.
С вступлением в действие Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» отменяется лицензирование участия в уставном капитале, операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, осуществляемых банками, страховыми организациями, а также организациями и НПФ, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами. Для иных организаций, работающих на рынке ценных бумаг, предусмотрен переход на систему выдачи операционных лицензий на проведение операций с установлением необходимых квалификационных требований. Физические и юридические лица проводят их через казахстанских профессиональных участников рынка ЦБ в пределах полученной ими лицензии — без ограничений.
Прямые инвестиции за рубеж, осуществляемые ранее на основании лицензии НБ РК, будут проходить только процедуру регистрации. Исключено из-под лицензирования зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц. Открытие счетов в иностранных банках за рубежом для целей финансирования операционных расходов, связанных с содержанием филиалов и представительств, ранее лицензируемые, будут осуществляться в режиме регистрации.
При этом следующие операции будут осуществляться только в режиме уведомления: открытие счетов, предназначенных для зачисления средств в качестве обеспечения обязательств резидентов перед нерезидентами по привлеченным кредитам и займам; открытие временного счета юридическими лицами при создании предприятия за рубежом. А также открытие банковских счетов финансовых организаций в иностранных банках и иных финансовых институтах для целей инвестирования на международных рынках ценных бумаг; открытие счетов физических лиц, открываемых в странах ОЭСР, или группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
Напомню, ранее открытие счетов в иностранных банках за рубежом не требовало лицензии, только по определенным целям — лечение, учеба, работа или отдых. С вступлением в силу закона открытие счета в иностранном банке физлицом по любым целям будет требовать только уведомления. Однако после возвращения в республику физические лица-резиденты обязаны либо закрыть счет, либо обратиться за получением лицензии.
После вступления в силу закона, предоставление юридическими и физическими лицами-резидентами финансовых займов нерезидентам, ранее осуществляемое только при наличии лицензии НБ РК, будет требовать только регистрации. Аналогичный подход распространен и на приобретение юридическими лицами-резидентами недвижимости, находящейся в собственности у нерезидентов.
В целом упрощен пакет документов, представляемый для получения лицензии на ряд операций. Исключены требования по предоставлению документов, подтверждающих отсутствие просроченной задолженности перед казахстанскими банками, обоснование стоимости приобретаемого актива, указание источников происхождения средств для приобретения актива. Также не будет требоваться согласие государственных органов на вывоз капитала за рубеж в крупных размерах.
Эти мероприятия предполагается осуществлять наряду с совершенствованием информационной базы внешнеэкономических операций, что позволит обеспечить эффективный переход от разрешительного порядка их проведения к системе последующего мониторинга и селективного контроля, начиная с 2007 года. Для реализации этих мер разрабатывается проект единого нормативного правового акта, определяющего порядок проведения валютных операций, а также режимы их регулирования, в частности лицензирования, регистрации и уведомления.
С 2007 года лицензирование валютных операций полностью отменяется. Сохраняются режимы регистрации и уведомления в отношении отдельных валютных операций в целях мониторинга негарантированного внешнего долга, статистики платежного баланса и пополнения информационной базы по валютным операциям. Основное отличие режимов регистрации и уведомления от режима лицензирования заключается в отсутствии жестких требований по срокам зачисления валютных средств на счета в уполномоченных банках; обоснованности стоимости иностранных активов, приобретаемых резидентами; указании источников происхождения средств; отсутствии у резидента налоговой задолженности и просроченной задолженности перед банками второго уровня. То есть эти режимы валютного регулирования служат целям анализа потоков капитала. И не могут рассматриваться как разрешение осуществить операцию в отличие от лицензирования, когда банк не имеет права проводить операцию без лицензии.
Гульнара КАСЫМЖАНОВА,
начальник управления валютного регулирования и контроля НБ РК