|
|
|
На вопросы налогоплательщиков и работников территориальных налоговых комитетов ответила Утепбаева Р.К., начальник Управления администрирования МРНК № 1
В период с 11 по 16 июля т.г. в НК МФ РК проводилась «горячая» линия по теме «Особенности налогообложения деятельности по проведению операций по недропользованию». На вопросы налогоплательщиков и работников территориальных налоговых комитетов ответила Утепбаева Расима Кабировна, начальник Управления администрирования МРНК № 1.
- Имеет ли право недропользователь в период разведки корректировать свои расходы на геологическое изучение, разведку и подготовительные работы к добыче полезных ископаемых на сумму доходов, полученных при реализации полезных ископаемых? - В соответствии с п. 1 ст. 101 Налогового кодекса расходы, произведенные до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, на геологическое изучение, разведку и подготовительные работы к добыче полезных ископаемых в период оценки и обустройства, общие административные расходы, суммы выплаченного подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения, включая расходы по приобретению основных средств и нематериальных активов, а также иные расходы, подлежащие вычету в соответствии с Налоговым кодексом, кроме расходов по реализации добытых полезных ископаемых, образуют отдельную группу и вычитаются из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений с момента начала добычи после коммерческого обнаружения полезных ископаемых по нормам, определяемым по усмотрению недропользователя, но не выше предельной нормы амортизации в размере 25%. При этом данные расходы подлежат корректировке путем их уменьшения на суму доходов, полученных недропользователем по деятельности, осуществляемой в рамках заключенного контракта в период проведения геологического изучения и подготовительных работ к добыче природных ресурсов, включая доходы от передачи части права недропользования, за исключением: 1) доходов, полученных при реализации полезных ископаемых; 2) доходов, подлежащих исключению из совокупного годового дохода в соответствии со ст. 91 Налогового кодекса. Согласно п. 2 данной статьи Налогового кодекса вышеуказанный порядок применяется к расходам на приобретение нематериальных активов, понесенным налогоплательщиком в связи с приобретением права недропользования. - Распространяется ли стабильность налогового режима на недропользователей, осуществляющих деятельность на основании контракта на разведку и (или) добычу общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод? - В соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до введения Налогового кодекса, а также с момента введения Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по контрактам на недропользование на осуществление разведки и (или) добычи общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод, заключенным до 01.01.2004 г., предусмотрена стабильность налогового режима. При этом налогоплательщики применяют налоговый режим, установленный в контракте, за исключением случаев внесения изменений в контракт на применение текущего налогового законодательства. В случае, если условия налогообложения в вышеуказанных контрактах на разведку и (или) добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, которые устанавливает налоговый режим, действующий на дату подписания (заключения) контракта, не были изменены, то недропользователи, заключившие указанные контракты, обязаны производить исчисление налоговых обязательств по налогам и другим обязательным платежам в бюджет за период в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на дату подписания (заключения) контракта. - Должен ли недропользователь нести обязательства неуплате платежа по возмещению исторических затрат, понесенных государством на геологическое изучение Контрактной территории, если положением контракта на недропользование не установлены обязательства по его уплате? - Платежи по возмещению исторических затрат, понесенных государством на геологическое изучение Контрактной территории (далее - исторические затраты), устанавливаются в контрактах на недропользование, заключаемых Республикой Казахстан, на основании Положения «О порядке определения и возмещения исторических затрат, понесенных государством на геологическое изучение Контрактной территории, и порядке приобретения геологической информации», утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов РК от 21.08.1997 г. № 93-п и приказом Вице-министра финансов РК от 18.08.1997 г. (далее - Положение), и Соглашения о приобретении геологической информации, которое в настоящее время заключается недропользователем с Комитетом геологии и охраны недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК (далее - Соглашение). Непосредственно порядок возмещения (сроки и условия уплаты) исторических затрат может предусматриваться как контрактом на недропользование в ходе проведения налоговой экспертизы Министерством финансов, так и на основании Соглашения. Как правило, сумма исторических затрат, подлежащая возмещению, разбивается на пропорциональные ежегодные доли и начинает уплачиваться недропользователем с определенного года действия контракта (квартально либо ежегодно). - В каких пределах относятся на вычеты расходы, фактически понесенные недропользователем на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов? - Расходы, фактически понесенные недропользователем на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов, относятся на вычеты в пределах сумм, установленных контрактами на недропользование.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |