08.06.2005
http://www.crime.kz/read.asp?id=642
Ян ОТЛАВСКИЙ, 07.06.2005
Каждый год на дорогах Казахстана в дорожно-транспортных происшествиях погибают около четырех тысяч человек. Примерно шестнадцать тысяч получают различные травмы.
В абсолютном большинстве случаев виновными признаются водители. А корень зла, по мнению главного дорожного полицейского Омурзака Тусумова, в безнаказанности. Водители не боятся ответственности, ибо практически любое нарушение можно прямо на месте "развести" за двести тенге. Или немногим больше перечислить государству.
С начала этого года корень зла выкорчевали - ответственность за нарушения правил движения резко ужесточена. Нарушать стали меньше? Вряд ли, ведь даже подчиненные г-на Тусумова говорят, что эти нововведения ничего не изменят….
Так, к примеру, считает начальник дежурной части при УДП ДВД Алматы Халифа Гасанов:
- Никакие меры административного воздействия на эту ситуацию не повлияют. Учеными доказано, что влияние дорожной полиции на состояние аварийности составляет не более пятнадцати процентов. Остальные восемьдесят пять процентов приходятся на другие социальные институты. Которых сейчас у нас нет.
При Союзе было так
Социальные институты, как и огромные полномочия, у полиции отобрали с обретением Казахстаном суверенитета. В советское время гаишник - кадровик мог не иметь жезла, но компостер ему полагался. С помощью этого устройства любой сотрудник ГАИ, даже находясь не при исполнении но увидев нарушение мог лихача покарать прямо на месте - сделав в специальном талоне предупреждений просечку. На этом разбирательство заканчивалось. Получил три просечки - отдай удостоверение. Нарушителя ожидало либо пересдача, либо лишение прав. Везунчики иногда отделывались более легким наказанием.
Самое распространенное нарушение - превышение скорости каралось нещадно. Ведь для привлечения к ответственности даже не нужен был скоростемер! Достаточно было догнать и тормознуть нарушителя, а в протоколе написать - "скорость движения машины такой-то определена спидометром автомашины такой-то". И не важно, на какой машине ехал гаишник - служебной, собственной, или это было такси.
А сейчас…
Сейчас инспекторам запретили использовать радары "Барьер". Потому, что они без проблем определяют только скорость движения машины, одиноко едущей по трассе. В потоке автомобилей этот прибор бесполезен. Водители быстренько этот факт "просекли" и начали требовать от полицейских доказательств. Коих предоставить было невозможно. Более того…
- Сейчас, чтобы зафиксировать любое нарушение, нужно обязательно составить протокол - говорит Халифа Гасанов. - А бланки протоколов имеются только у инспекторов, работающих на трассе. Полицейские, занимающиеся другой работой, начальники отделов, бланки протоколов с собой, естественно, не возят. И ситуация на улице может быть абсурдной - дорожный полицейский своими глазами видит грубое нарушение правил, но все что он может сделать - погрозить нарушителю пальцем. Можно, конечно, забрать у водителя документы, предложить проехать в управление. А потом, самый минимум претензий, который придется выслушать - я из-за вас потерял массу времени, опоздал на работу. Почему протокол нельзя было оформить прямо на месте?
Приведу пример из личной практики. Ранним утром еду по проспекту Аль-Фараби. Еду на служебной машине. Меня обгоняют. Лихач просто пролетел мимо! Я за ним - он явно намного превысил скорость. Когда догнал, посмотрел на спидометр - сто шестьдесят километров в час!
Остановил, предложил проехать в дежурную часть. Когда приехали, инспектору говорю - составляй протокол. Тот бланк достал, и через несколько минут заходит ко мне вместе с этим водителем - а за что протокол составлять?
Я оторопел - как это за что? Вы со скоростью сто шестьдесят километров ехали по городу! А он в ответ - я ехал со скоростью шестьдесят.
И по закону, этот человек, в два с лишним раза превысивший скоростной режим, невинен как ребенок - скорость ведь не была зафиксирована радаром! Доказательств нарушения никаких. Он спокойно повернулся и ушел.
Сейчас нарушитель знает, что для привлечения его к ответственности необходима конкретная доказательная база. Но, допустим, в четыре часа утра, на трассе, мы стоим друг против друга - где я в такое время свидетелей найду?!
Раньше с инспекторами дежурили внештатники - они и выступали понятыми-свидетелями. Где сейчас внештатные инспектора?
- Если вернуться к приведенному Вами примеру - но ведь и невооруженным глазом видно, что автомобиль едет с явным превышением скорости. И его водителя никак нельзя привлечь к ответственности?
- Никак. Потому что согласно Закона, скорость должна определяться только специальным прибором. Без исключений. Исходя из этого, судите сами - зачем мне, подполковнику, останавливать нарушителей? Бланков протоколов при мне нет, скоростемера нет, пока разбираюсь с нарушителем, скорее всего, на работу опоздаю… При этом еще и вину его доказать невозможно, потому что поверят ему, гражданскому лицу, хоть он и нарушил правила движения, а не мне…
- А в чем же вы видите выход из положения?
- Я ситуацию обрисовал. Думаю, понятно, что показатель аварийности на дорогах, силами только дорожной полиции, в том числе ужесточением ответственности, не исправишь. Нужны более кардинальные меры - заинтересованность государства, общественности, больше доверия к действиям инспекторов…
Зачем же МВД нужно было вообще выступать с нововведениями, если толку от них - чуть? Осмелюсь предположить - хотя бы для того, чтобы при случае заявить: для уменьшения аварийности мы сделали все возможное. Рады бы больше, да законодательством руки связаны…
А если не лукавить?
Существует только одна ситуация, когда водитель матерится, не видя впереди гаишника - когда подъезжает к огромной пробке. Почему же в том же Алматы светофор может не работать час и никто его не заменит? Да потому что…
- В данное время личный состав дорожной полиции южной столицы укомплектован на тридцать пять процентов от потребного количества, - говорит Халифа Гасанов. - Вот смотрите, только за одни сутки в Алматы было зафиксировано сто пятьдесят шесть сообщений о ДТП. Из них сто шесть оформлены. А ведь для оформления только одного материала по дорожно-транспортному происшествию нужно затратить полтора-два часа. Это в том случае, если авария обошлась без пострадавших. Вот и получается, что вместо того чтобы стоять на перекрестке, где сломался светофор, инспектор целый день занимается оформлением материалов ДТП - эту работу ведь тоже делать надо! Но обеспечением безопасности движения заниматься времени нет…
Эта дикая ситуация известна и в МВД и в акимате Алматы. Реакции пока нет. Может быть потому что нести высокое звание дорожного полицейского достоин далеко не каждый - туда ведь теперь принимают по конкурсу…