21.08.2005
Инициатива группы депутатов Мажилиса Парламента ввести режим «налоговых каникул» для предприятий малого бизнеса, работающих в производственной, несырьевой сфере, не нашла поддержки у Министерства экономики и бюджетного планирования. Об этом с сожалением сообщили представители координационного совета общенационального союза предпринимателей и работодателей «Атамекен» на пресс-конференции в Алматы.
В минувший понедельник они получили однозначный ответ министра Кайрата Келимбетова, но, не желая так легко сдаваться, объявили о намерении, несколько сменив тактику, продолжить вместе с законодателями работу над этим вопросом. Ержан Досмухамедов и Аблай Мырзахметов сообщили журналистам о разрабатываемой комплексной экономической программе, которая будет обнародована в октябре. Вместе с аналитиками и экономистами «Атамекена» работают и специалисты из России, в частности из Института Гайдара. Как было подчеркнуто, в разрабатываемом документе неудавшаяся налоговая инициатива будет составной частью. Хочется надеяться, более обоснованной, чем та, что была представлена журналистам.
В диалогах о налогах всякий раз вспоминается известный тезис Бисмарка: «Налоговый сюртук никому не в пору, но носить его придется». Инициатива депутатов и «Атамекена» сводилась не к тому, чтобы скинуть «налоговый сюртук» на время каникул, а «портновскими» приемами слегка его расшить. Дабы и дышалось легче, и работалось споро. Мысль не нова и, безусловно, приветствуема теми, кого это может коснуться. Предлагалось ввести каникулы на два вида налога: корпоративный и социальный. Цена вопроса, просчитанная инициаторами, то бишь потерь бюджета, — около 10 миллиардов тенге ежегодно. Срок каникул — шесть лет. Причем три года — полная их отмена, на три следующих года — щадящий режим.
Логика инициаторов проста: если министерства и ведомства не справляются с теми средствами, что поступают в бюджет, а недоосвоение превышает 30 миллиардов тенге, то зачем бюджет еще накачивать дополнительно? Опять же угрозу перегрева можно минимизировать: как известно, работающие деньги «голландскую болезнь» не вызывают. Своего рода закон компенсации или сообщающихся сосудов позволяет, не взимая эти 10 миллиардов тенге с малого бизнеса, дать ему возможность стать на ноги, окрепнуть. Мы не популисты, мы хотели придать экономике новый импульс, оппонируя в заочном споре с министром Келимбетовым, подчеркивали устроители. И сожалеют, что решение в министерстве принималось без очного обсуждения с инициаторами налоговых каникул. В «Атамекене» с обидой восприняли слова о популизме, о том, что пробиваются налоговые бреши, и о неэффективности меры, опустив аргументацию министерства.
В качестве же весомых доводов приводили такие факты: сейчас корпоративный подоходный налог платят около 30 процентов всех зарегистрированных плательщиков. Около 60 процентов плательщиков показывают убытки. А бюджет страны формируют на 85 процентов около ста крупных предприятий. Иными словами, можно просто узаконить на срок каникул статус-кво. Если не платят, так пусть делают это пока на законном основании, пока не окрепнут.
А в сопоставлении с фактами, которые приводит в своем ответе министр, логика инициаторов, мягко говоря, проваливается. Вот первый аргумент министерства: в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства доля субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, составила в 2002 году 65,4 процента, в 2003-м — 66,7 процента, в 2004-м — 69,4 процента. Когда доля льготников превышает число обычных плательщиков — уже нонсенс. Скорее надо не о налоговых «каникулах» говорить, а о поиске налоговой базы, отталкиваясь от которой можно применять льготы. Аргумент министерства: варьирование налоговой нагрузки в данных условиях является мерой достижения конъюнктурных политических выгод (более простым является изменение ставки в законодательстве, чем направление политической воли на борьбу с коррупцией), что на самом деле экономически неэффективно и приводит только к маскировке реальных проблем.
Так же как и тысячи предпринимателей — по данным министерства, в 2004 году количество субъектов малого предпринимательства превысило 697 тысяч, увеличившись за два года более чем на 50 тысяч, считаю, что налоговая нагрузка должна быть посильной. И вопрос этот обсуждаем. За «круглыми столами» и в рабочих группах. Квалифицированно, всесторонне. Учитывая интересы всех, так как это происходит в последнее время. Тот же налоговый кодекс, таможенное законодательство предварительно обсуждались на различных уровнях, собирались тысячи предложений, шли горячие дебаты. Но принимались реально действующие, пусть не идеальные, но адекватные ситуации документы. Вынесенный же на общественный суд документ, выдвинутая инициатива должны отличаться глубокой проработкой вопроса. В противном случае все будет выглядеть как популистский шаг. А сами инициаторы — как студенты с «неудом» в зачетке, обиженные на преподавателя.
Когда верстался номер
Пока материал готовился к печати, редакция обратилась к министру экономики и бюджетного планирования Кайрату КЕЛИМБЕТОВУ за комментарием по поводу предложения предпринимательского союза ввести налоговые «каникулы» для малого и среднего бизнеса и получила аргументированный ответ:
Сколько лет существует налоговое законодательство, столько лет есть предложения, как налоги не платить.
— Налоговые льготы, как любой инструмент, могут быть полезными на определенном временном промежутке — для достижения стабильного и качественного экономического роста. А различие между неудачными и успешными стратегиями — в грамотном анализе накопленного опыта. В казахстанской же налоговой системе уже существует немалый спектр льгот, спроектированных с учетом международного и отечественного опыта. Однако, планируя возможные последствия введения налоговых льгот, следует отметить, что в большинстве международный опыт является отрицательным. И негатив, вызванный налоговыми «каникулами», немал. Налоговые «каникулы» предлагаются всем вне зависимости от деятельности предприятия, а это нарушает условия и цели преференций, существующих в налоговом законодательстве. Сегодня льготы предоставляются на условиях, подразумевающих активное развитие, внедрение высоких технологий, экологических стандартов. Просто владеть льготным статусом, значит, забыть о конкурентоспособности предприятия. Тем более, нынче вносятся значительные изменения в налоговое законодательство в части расширения преференций малому бизнесу.
Кроме того, что такой шаг никогда не достигает избранной цели, налоговые льготы нарушают принцип равной конкуренции и побуждают сохранять «привилегии». Льготы по налогам зачастую приводят к неправомерному их применению, не говоря уже о препятствии техническому да и любому другому прогрессу. И, что также важно, однажды предоставленные налоговые льготы трудно отменить.
Международные эксперты выделяют следующие негативные стороны налоговых «каникул»: для высокорентабельной фирмы неуплата налогов приносит выгоду немедленно; для низкорентабельной выгода сомнительна, поскольку таковое предприятие и так не должно платить налогов. С другой стороны, не существует причин, по которым предприятия, с самого начала приносящие доход, должны получать дополнительные стимулы. Никто не станет спорить, что высокорентабельная деятельность привлекательна в любом случае.
И ведущим недостатком налоговых «каникул» можно назвать то, что они подвергают «эрозии» базу налогообложения. А это куда серьезнее, чем просто потери доходов бюджета. Освобожденное от налогов предприятие может входить в холдинг или крупную компанию, которая налоги платить обязана. При этой схеме появляется почва для злоупотреблений: используя трансфертные цены на продукцию при сделках, облагаемые налогом предприятия переводят доходы в освобожденные. Такие моменты крайне сложно контролировать.
В Министерстве экономики и бюджетного планирования проведен тщательный анализ действующего комплекса льгот и налоговых «каникул». Мы сделали выбор не в пользу последних. Причины я уже назвал, но хочется сделать акцент на том, что чаще цели лиц, получивших подобные послабления, не совпадают с целями государства. А наше устремление, как это очертил Глава государства в Послании народу Казахстана, — создать конкурентоспособное на мировом рынке производство. Названы и методы: модернизация, увеличение добавленной стоимости, реализация ресурсного потенциала. Всевозможные «каникулы» тому помеха. Если же допустить, что мы примем их для отдельных предприятий, то наша налоговая система станет нерациональной, во много раз усложнится налоговое администрирование, могут быть искажены цены и оптимальное распределение ресурсов. В принципе, с самого начала деятельности следует учить предпринимателя платить налоги, прививать налоговую культуру. На наш взгляд, госорганам и бизнесу следует сосредоточить усилия на улучшении производительности труда и других компонентах конкурентоспособности.
Алевтина ДОНСКИХ