22.08.2005
- Елена Пак
Бывают дни, когда в Астане невозможно снять номер даже в самой захудалой гостинице. После того как какой-нибудь международный симпозиум, конференция или форум закончится, загрузка отелей может упасть до 25 процентов. Такие резкие колебания вполне объяснимы — столице пока нечем привлечь настоящих туристов, на которых, собственно, и держится гостиничный бизнес.
В туристически развитых странах вложенные в отель инвестиции можно вернуть за восемь месяцев. В среднем срок окупаемости гостиниц составляет восемь лет, однако в молодой столице он может растянуться на 12-14 лет, что, конечно, говорит о многом.
Иностранные отельеры, приехавшие в Казахстан развивать индустрию туризма, считают, что Астане пока нечем похвастать, а потому нужно хотя бы искусственно создавать «изюминку», чтобы привлечь в город гостей. Пока же отели держатся на плаву исключительно благодаря стратегическому значению Астаны. Сюда приезжают бизнесмены и чиновники, а потому в прайм-тайм туристского сезона — летние месяцы — большинство гостиниц пустует.
Впрочем, даже при таком раскладе существующих сегодня 1700 мест недостаточно. По международным стандартам, в городе с полумиллионным населением должно быть 5000 гостиничных мест. Такое число сразу бы охладило ценовой пыл владельцев гостиниц и повысило бы уровень столичного сервиса, о котором, увы, уже повсюду ходит дурная слава.
Вот пример типичного диалога между клиентом и персоналом:
— Я у вас больше не остановлюсь!
— А вас никто и не зовет!
Этот «анекдот» рассказал мне директор департамента предпринимательства и промышленности Астаны Арсен Керимбеков. По его мнению, пяти тысяч мест столице хватит надолго.
— Самое главное — затянуть инвесторов в эту сферу, чтобы началась отельная гонка, — говорит он. — У нас есть специальная рабочая группа, которая держит строительство гостиниц на особом контроле. Если какое-то ведомство тянет с разрешением и создает волокиту, мы сразу даем поручение, чтобы никто им не мешал.
Как считает директор департамента предпринимательства, уровень обслуживания в большинстве местных гостиниц не соответствует присвоенным им звездам, а сами требования и нормы необходимо модернизировать. Между тем владельцы отелей полагают, что требования госстандарта — не просто «придирки», а забота прежде всего о комфорте постояльцев.
— По госстандарту есть очень большой перечень того, что должно быть в отеле определенного уровня, — рассказывает директор гостиницы Алла Темирбулатова. — У нас есть кое-какие недочеты — например, нужна емкость с питьевой водой на три дня. Недавно мы поняли, что это действительно нужно, хотя думали, что к нам просто придираются. На линии произошел порыв, в гостинице жили иностранцы, и нам было перед ними очень стыдно, потому что воды не было три дня.
Алла Темирбулатова жалуется, что городские коммунальные службы не всегда предупреждают о том, что будут, к примеру, отключать свет или ремонтировать теплотрассу. В этом смысле гостиницы не всегда находят общий язык с предприятиями города.
Строительство новых отелей в центре Астаны и на левом берегу заметно сократило число клиентов в «старых» кварталах и промышленных районах, где раньше, за неимением альтернативы, загрузка была очень высокой. Владельцы отелей всеми силами пытаются удержать постоянных клиентов, однако местоположение в этом деле играет все-таки решающую роль.
— Сейчас мы наблюдаем большой отток гостей, — признает Алла. — Запросы клиентов растут, им хочется не просто переночевать в гостинице, а чтобы рядом была зона отдыха, тот же салон красоты или торговый центр. Мы тоже пытаемся разными способами привлечь постояльцев, но с каждым годом это становится все труднее.
Наибольшим спросом в местных гостиницах пользуются номера среднего класса и средней же цены — в пределах пяти-шести тысяч тенге. Самые дешевые можно найти за 2,5 тысячи тенге в сутки с удобствами на этаже, самые дорогие (не считая президентских номеров в пятизвездочных отелях по три тысячи долларов) — за 63 тысячи тенге. При этом выигрывают, как правило, более крупные гостиницы (до ста номеров), где хозяева получают доход за счет количества мест.
Считается, что при загрузке в 34-35% гостиница оправдывает затраты на оплату персоналу и содержание комплекса, однако оптимальный объем заполненности отеля, когда можно рассчитывать на прибыль, составляет примерно 66%. При этом расходы на содержание отеля высокого класса могут доходить в Астане до 400 тысяч долларов.
— Мы продаем определенное количество комнат в день. Расходы на номера, которые не были заполнены сегодня, вы не сможете наверстать завтра, — особенностями гостиничного бизнеса делится ассистент генерального менеджера отеля «ОканИнтерКонтиненталь Астана» Озкан Алкан. — Продажу гостиничных номеров можно сравнить с ежедневной газетой. Если она вышла сегодня, то продать ее завтра будет значительно сложнее.
Гостиничный бизнес очень специфичен. Если в какой-то другой отрасли вы можете быть более гибким, то здесь вы полностью зависите от условий и законодательства той страны, где работаете.
В любой отрасли, а в туристской особенно, уровень сервиса определяет персонал. Это и стало ответом на мой вопрос, почему пятизвездочный отель в Казахстане отличается от пятизвездочного отеля где-нибудь в Европе.
Учитывая тот факт, что туризм как бизнес появился в нашей стране совсем недавно, Озкан Алкан считает, туристический сервис требует к себе определенно большего внимания со стороны государства. За рубежом, к примеру, сфера туризма зачастую представлена самостоятельными министерствами, а законодательство прежде всего учитывает интересы самих туристов. В нашей стране туризм входит в состав Министерства культуры, поэтому отечественный отельный бизнес нуждается в первую очередь в грамотной стратегии развития отрасли.
— У вас пока не относят туризм к списку престижных профессий. Должность отельера стоит далеко не на первом месте, хотя в других странах люди мечтают о карьере отельера. Если за рубежом в отделе кадров лежит множество резюме, и у директора отеля есть выбор, то здесь очень-очень редко можно встретить человека с опытом работы в сфере отельного бизнеса. Приходят новички, которых, естественно, нужно вводить в курс дела и всему учить, но, к сожалению, после обучения люди все равно уходят в другие сферы деятельности. Получается пустая трата времени.
Гостиничная отрасль, конечно, может существовать за счет бизнеса, но помимо этого должно быть еще нечто уникальное и оригинальное, ради чего иностранцам захотелось бы приехать к нам в гости и оставить здесь «пару рублей». Эту проблему отельеры считают главным препятствием на пути своего развития, даже несмотря на стопроцентную загрузку в бурные дни проведения различных мероприятий. Возможно, своя специфика, или, как говорит молодежь, фишка, исправит наконец особенность местного сервиса — показывать зубки, когда тебе платят деньги. Отцы города надеются изменить ситуацию при помощи большего числа гостиниц, однако «меня терзают смутные сомнения…».