07.09.2005
Сегодня, как ожидается, парламент наконец-то назначит дату очередных президентских выборов. А накануне казахстанцам стало известно о создании еще одного объединения наблюдателей. Называться оно будет «За честные выборы» и финансирование его деятельности планируется осуществлять из-за рубежа. Но не о новой общественной организации сегодня речь, а о том, что же обычно наблюдается на выборах вообще?
Дос Кушим, президент Республиканской сети независимых наблюдателей, рассказывает о том, что обычно неизвестно простому избирателю.
- Дос, вашими наблюдателями отслеживаются выборы не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве. Есть ли какие-нибудь коренные различия в том, как выбирают у нас и как в других республиках?
- В Грузии перед революцией выборы проходили очень грязно. Я сам был на одном из участков в Кахетии, где с 6 часов помещение избирательного участка находилось во власти толпы. Наблюдатели и члены комиссии разбежались буквально через окна. И до 12 часов там любой делал все что хотел.
В Украине основным нарушением было применение дополнительных, никем не контролируемых списков. А на самих участках в течение всех суток сохранялась более или менее нормальная атмосфера. Потому что членами комиссии являются представители абсолютно всех кандидатов. Если на выборы пошло 28 кандидатов, значит за столом будут сидеть 28 человек! В целом же украинское выборное законодательство прозрачнее нашего. Да и политическая культура самого среднестатистического избирателя выше.
В 2002 году я был на парламентских выборах и в Таджикистане. Они мне показались просто смешными. Ну, во-первых, я там вообще ни на одном участке не видел женщин. Во-вторых, при мне у пришедших избирателей никто не спрашивал удостоверений личности. Когда я спросил, в чем дело, все просто удивились: «Вы что, какой паспорт? Это же Фархат-ака, его все знают!». Вот и приходили такие аксакалы группками, их окружали молодые парни и подсказывали, напротив какой фамилии нужно ставить галочку. Но, может, Таджикистан делает только первые шаги на пути к демократии.
Несмотря ни на что мне очень понравилось, как проходят выборы в Кыргызстане. Подсчет голосов происходил открыто, в дружелюбной атмосфере. Нарушения, конечно, тоже были. Но за пределами участков.
- У нас так сложилось, что если мы произносим слово «нарушения», то уже подсознательно подразумеваем, с чьей именно стороны. При этом крайне редко обращаем внимание на то, как ведут себя сами наблюдатели. Во время прошлых парламентских выборов мне довелось посмотреть как ребята, олицетворяющие «независимый» exit-pool, заполняли свои анкеты на глазок, не вставая со стульев. Наблюдал я и «наблюдателей», спящих за столами. Почему, на ваш взгляд, подобное вообще могло происходить?
- Очень многие наблюдатели РСНН были неудовлетворенны тем, как на выборах работали наши коллеги от политических партий. Для меня было страшным ударом, когда выяснилось, что некоторые партии вместо подготовленных специалистов пригласили некомпетентных людей. Считается, что всему виной деньги. Работа наблюдателей оплачивалась, поэтому те, от кого это зависело на местах, просто решили материально «помочь» своим друзьям и родственникам, пригласив их на выборы вместо тех, кто мог действительно принести пользу. А в результате происходили просто анекдотичные случаи.
- Например?
- Наши специалисты звонят среди ночи и жалуются - они зафиксировали нарушения, но их коллеги, представляющие две оппозиционные партии, наотрез отказываются подписывать акт, в котором изложена суть претензий. Говорят, что им не велено. Кстати, наблюдатели от провластных партий в том конкретном случае сочли своим долгом удостоверить нарушения личными подписями.
Где еще можно увидеть такую «добрую» оппозицию? Хотя все понятно: просто в качестве наблюдателей от этих политических организаций оказались некомпетентные люди. И кто в этом виноват?
- Казахстан настойчиво стремится председательствовать в ОБСЕ. А в этой организации свои критерии оценки отношений к странам, в которых проходит неоднозначное волеизъявление. Сумеет ли власть не допустить крупных скандалов на предстоящих президентских выборах?
- В случае многочисленных нарушений (если они будут иметь место) ОБСЕ попадет в неловкое положение. Как эта организация сможет критиковать ту страну за недемократичность и нарушения выборного процесса, которая, по ее же мнению, вполне достойна председательствовать в этой международной организации?
Недавно сам Н. Назарбаев заявил о том, что намерен провести честные и открытые выборы. Скандалы действительно могут помешать при решении вопроса с председательством. Можно сказать, положить конец подобным планам. Но выборы делаются не в столичных кабинетах. А какой «сюрприз» подготовят Астане и лично Н. Назарбаеву «доброжелатели» из местных чиновников даже невозможно предугадать. Поживем - увидим.
Игорь НЕВОЛИН, Алматы