|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
13.09.2005 Возвращение оралманов в Казахстан - восстановление исторической справедливости
АСТАНА. 12 сентября. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - С начала 1991 года около 433 тыс. оралманов или почти 110 тыс. семей этнических казахов переехало из-за рубежа на постоянное место жительство в Казахстан, - сказал корр. Казинформа начальник управления комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК Аслан Каржаубаев. Тема возвращения на историческую родину оралманов приобретает особую актуальность в преддверии третьего Всемирного курултаев казахов в Астане, который состоится в конце сентября текущего года. На курултае планируется обсудить ряд важных вопросов в этой сфере. За последние три - четыре года, когда социально-экономическая ситуация в Казахстане заметно улучшилась, наметился устойчивый рост благосостояния населения и повышение жизненного уровня, резко возросло количество оралманов переехавших в нашу страну, - сказал А. Каржаубаев. - Так, если за период с 1991 по 2000-й год в Казахстан иммигрировало около 42 тыс. казахских семей или порядка 180 тыс. человек, то с 2000 года по настоящее время количество оралманов, переехавших в Казахстан составило порядка 65 тыс. семей или соответственно около 250 тыс. человек. Все начиналось в 1991 году, когда в Казахстан впервые по трудовым договорам переселилось 97 оралманов из Монголии, - сказал А. Каржаубаев. - Для упорядочения процессов иммиграции, начиная с 1993 года, была установлена президентская квота для оралманов, которая до настоящего времени остается главным регулирующим механизмом переселения и размещения оралманов в стране. Если в 1993 году квота составляла 10 тыс. семей, то в связи со сложной социально-экономической ситуацией, складывавшейся в стране во второй половине 90-х годов, уровень квоты упал до 500 семей в 2000-м году. Однако, начиная с 2001 года, верхний предел квоты оралманов резко возрос и к началу текущего года составляет 15 тыс. семей. Параллельно шел процесс законодательного обеспечения процесса переселения этнических казахов. В 1992 году был принят закон РК «Об иммиграции», а в декабре 1997 года закон РК «О миграции населения», в соответствии с которым под оралманами признаются иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания, - отметил А. Каржаубаев. - При этом оралманы подразделяются на две группы. Первую группу составляют оралманы, которые переехали на постоянное место жительство в Казахстан в рамках предусмотренной Президентом РК ежегодной квоты для иммигрантов. Вторая группа - выехавшие в Казахстан сверх пределов установленной квоты, но имеющие статус оралмана. Соответственно уровень льгот и компенсаций также зависит от этого. Так, например, действующим законодательством РК для оралманов, не попавшим в квоту, предусмотрены целый ряд льгот и компенсаций. Среди них - оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии, создание условий для изучения государственного и русского языков. Предусмотрено также освобождение оралманов от службы в рядах Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательством РК, выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования в количестве, определяемом Правительством РК. Действуют и такие льготы как предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях социальной защиты, выплата пенсий и пособий в соответствии с законодательством РК или международными договорами, ратифицированными РК, освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в РК. Оралманы имеют право на получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с законодательством РК, предоставление государственной адресной помощи, предусмотренной для граждан РК. Для той категории оралманов, которые прибыли по квоте иммиграции, предусмотрен ряд дополнительных льгот. Так, например, государство им обеспечивает: перемещение через границу без взимания таможенных платежей и налогов, бесплатный проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества (в том числе скота), выделение средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий в порядке, установленном Правительством РК. Кроме того, для них предусмотрена упрощенная процедура получения гражданства от 3 до 6 месяцев, а если оралманы прибывают из России, Украины, Беларуси и Кыргызстана, то в соответствии с межгосударственными договоренностями этот срок сокращен до 3 месяцев. В текущем году, на президентскую квоту, составляющую 15 тыс. семей оралманов, претендует около 45 тыс. семей этнических казахов из ближнего и дальнего зарубежья. По словам А. Каржаубаева, наибольший поток оралманов в Казахстан идет из Узбекистана, Туркменистана, Монголии и Китая. Так, например, с 1991 года в Казахстан из Узбекистана иммигрировало порядка 263 тыс. человек, из Монголии - около 78 тыс. чел., из Туркменистана - порядка 40 тыс. чел., Китая почти 18 тыс. чел. По имеющимся данным 90% оралманов из дальнего и ближнего зарубежья, переехавших в Казахстан, адаптируются к новым условиям места проживания. Это достаточно высокий показатель, который свидетельствует об эффективности системы государственной поддержки оралманов. Проводимая государственная политика иммиграции оралманов решает не только, и даже, не столько демографическую задачу, а является важной составной частью восстановления исторической справедливости,- заключил А. Каржаубаев.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |