|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
20.09.2005 Государственный социальный заказ: кто придумает правила игры?
АСТАНА.19 сентября. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ - Эволюцию отношений между НПО и государственной властью за прошедших два года - именно столько времени разделяет первый и второй Гражданский форумы - не заметить нельзя. Делегаты первого форума с воодушевлением приняли призыв Президента РК Нурсултана Назарбаева к консолидации и партнерству в социальном секторе. Атмосфера первой встречи такого уровня была многообещающей. Однако на то время у нашего «третьего сектора» оставался еще пресловутый комплекс «третьего лишнего», с которым он жил с рожденья. Преодолеть скепсис и недоверие со стороны неправительственного сектора помогают, конечно, не обещания о сотрудничестве, а практические шаги государства. Раньше НПО устремляли взоры в заокенские дали, откуда шел щедрый поток грантовых программ. Какие из них больше подкреплялись финансами - социальные или политические, определить трудно. Сегодня наметилась другая тенденция - вливания международных фондов в деятельность наших НПО постепенно компенсируются внутренними источниками. Принятый в этом году закон «О государственном социальном заказе» стал реальным гарантом нарождающегося партнерства, сулящего большие социальные выгоды. На западе НПО давно прописаны как поставщики огромного пакета социальных услуг. Правительства ряда европейских стран заказывают и покупают эти услуги, как и любой другой необходимый товар. Прежде всего потому, что государственная машина не способна охватить весь спектр проблем общества. Да, собственно, она и не призвана этого делать. Зато более эффективное их решение находят члены НПО, как показывает опыт развитых стран. Одна из целей, намечаемых сегодня в процессе реформирования государственной системы управления - перевести функции социального блока под ответственность гражданского сектора. Проще говоря, там, где недорабатывает государство, придут на помощь НПО. И это будет не просто помощь или поддержка, зависящая от планов зарубежных доноров, а вполне узаконенная услуга, которую будет оплачивать само государство. - Тут мы категорически против расхожей формулировки - «НПО получают поддержку или помощь от государства в виде социального заказа». Это абсолютная подмена понятий. В помощи нуждаются дети, инвалиды, старики, а члены НПО помогают государству решать проблемы этих людей, используя свой ресурс и бюджетные деньги, - вносит поправку председатель Конфедерации неправительственных организаций Казахстана (КНОК) Валентина Сиврюкова. С трибуны второго Гражданского форума Президент Н.Назарбаев особо отметил, что « сотрудничество НПО и власти обрело системный характер». Впервые на государственном уровне были приняты республиканская и региональные программы государственной поддержки НПО на 2003-2005 годы. Более того, де-юре созданы советы взаимодействия с НПО при акимах, в министерствах социального блока, которые получили реальные рычаги проведения социальной политики в партнерстве с «третьим сектором». Только за последние два года на реализацию социально значимых проектов в рамках региональных программ было выделено свыше 173 миллионов тенге, а по линии министерств - около 300 миллионов. По заявлению Главы государства, финансирование деятельности неправительственных организаций Казахстана в рамках государственного социального заказа будет увеличено в течение пяти лет до 1 млрд. тенге. Теперь дело за главным - необходимо разработать умный и справедливый механизм действия закона «О государственном социальном заказе». Ни один из участников прошедшего форума не остался равнодушным к этой теме. Как считает глава КНОК Валентина Сиврюкова, выражая мнение многих НПО, закупка социальных услуг - это особая система, совсем не похожая на приобретение столов и стульев. Поэтому в дополнение к принятому закону нужен пакет нормативно-правовых документов, расписывающих все процедуры размещения соцзаказа. Сегодня этот вопрос имеет не столько экономический, сколько политический аспект. Общество ждет от НПО и властей практических результатов. Хотя некоторые оппоненты заявляют о том, что соцзаказ - это способ прикормить НПО, посадить их на иглу государственного финансирования, по мнению Валентины Сиврюковой, социальный заказ это не что иное, как особый вид государственных закупок. И здесь необходимо прописать свои особые правила размещения заказа и проведения конкурсов. И ни в коем случае нельзя приравнивать социальную услугу к коммерческой, которая направлена на получение прибыли. Соцзаказ нацелен на повышение качества жизни людей, без ориентира на получение материальной прибыли в чистом виде. Большинство проектов выполняются, что называется, ноль в ноль, по себестоимости. Если социальный заказ сегодня рассматривается исключительно через призму госзакупок, то и принцип финансирования применяется аналогичный. На начальной стадии проекта выделяется 30 процентов от всей его стоимости, остальные 70 процентов оплачиваются после предоставления акта выполненных работ. Но проблема в том, что многие наши НПО еще не заработали столько оборотных средств, чтобы вкладывать в реализацию проектов собственные инвестиции. Откуда им брать деньги? С момента принятия Закона о соцзаказе прошло четыре месяца, но до сих пор не появилось ни одного нормативного документа, разъясняющего специфику применения этого закона, - комментирует ситуацию Валентина Сиврюкова. - Очевидно, нужно внести коррективы в Налоговый и Бюджетный кодексы. По мнению лидеров НПО, социальный заказ не может стать равнозначной заменой грантов - в силу того, что доходы от социальных услуг облагаются корпоративным подоходным налогом. Пока до конца не ясно, какой строкой в бюджетном классификаторе будут проходить социальные программы разной направленности и кто возьмется распределять средства в регионах. Либо финансовые потоки пойдут только через акиматы, либо разойдутся по счетам профильных департаментов? Все эти вопросы требуют, по мнению главы КНОК, неотложного решения. Ведь в ближайшие годы предстоит вложить через социальные заказы сотни миллионов тенге. Но как это будет происходить без четкого механизма распределения? Из некоторых регионов уже поступают жалобы по поводу размещения социальных заказов, - говорит В. Сиврюкова.- Открытый честный процесс превращают в откровенную профанацию, затевают сделки вокруг выделения денег, предлагают, так называемые, откаты, что совершенно недопустимо в социальном секторе. На дискуссионных площадках форума представители НПО задавали руководителям госорганов откровенно неудобные вопросы. Они касались распределения и отбора социально значимых проектов. Насколько один значимее другого? Четкие критерии и принципы пока не разработаны. Похоже, опять телега покатилась впереди лошади. В ходе дебатов звучали и довольно резкие мнения лидеров НПО - вроде того, что правительство начинает делить объединения на «своих» и «чужих». В этом случае велика вероятность того, что пройдут отбор дежурные проекты, а более яркие и актуальные получат от ворот поворот, оставшись без финансирования. Такая практика, понятно, может испортить самые благородные намерения. По мнению экспертов, на этапе отбора и оценки эффективности социальных проектов не избежать споров. Вопрос в том, кому доверить выбор приоритетных тематических направлений. Даже при абсолютном паритете интересов НПО и госорганов, не исключено, что какие-то проблемы останутся вне поля зрения. Насколько объективны и компетентны окажутся те же советы при акимах с участием НПО? «Определение тем должно идти снизу вверх, а не спускаться в готовом виде из кабинетов чиновников, - утверждает глава КНОК, - поскольку индикатором состояния гражданского общества выступают именно неправительственные организации». Решения этих советов должны опираться на заключения экспертных комиссий, которые вынесут свои рекомендации на основе специальных исследований, - предлагают лидеры НПО. Присутствие независимой экспертизы оспаривать трудно. Причем не только на стадии отбора направлений и оценки намеченных проектов, но и по окончании их реализации. По мере увеличения объемов соцзаказов потребуется выделить в отдельный сектор - мониторинг и оценку реализуемых программ. Речь идет не просто о своде цифровых данных, необходим глубокий анализ всех процессов. Без серьезного финансирования экспертных работ тут не обойтись. Пока у нас, очевидно, сильно хромает сама методология экспертиз, все эти новые подходы нуждаются в разработке. С увеличением объемов государственного социального заказа разработка механизма его исполнения обретает все большую значимость и актуальность. Как заявляет глава Конфедерации, для этого на правительственном уровне будет создана рабочая группа с обязательным участием и лидеров НПО, и министерств экономического блока. Выступая на одной из дискуссионных площадок Гражданского форума, вице-министр экономики и бюджетного планирования Бахытжан Исаев назвал НПО дирижерами на социальном поле, которым передаются и возможность в принятии решений, и средства для улучшения жизни общества. Теперь важно обеспечить справедливый и открытый доступ к этим средствам. Ведь завтра на орбите сотрудничества с государством появятся не сотни, а тысячи НПО, желающих оказать социальные услуги. Однако правила игры для всех участников до сих неизвестны.
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (https://www.inform.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |