|
|
|
22.09.2005 Бензиновый шок За последнюю неделю цена на бензин в Европе выросла на 30 процентов и сегодня составляет два евро за литр. Такое положение дел эксперты прежде всего связывают с подорожанием бензина в США, вызванным последствиями урагана Катрина. На этом фоне глава Международного энергетического агентства Клод Мандил высказал мнение, что мировую экономику может потрясти энергетический кризис, в случае если ущерб нефтеперерабатывающей отрасли Соединенных Штатов окажется значительным. Как считают аналитики, есть все основания полагать, что существующие тенденции на мировом нефтяном рынке не обойдут стороной и Казахстан, став дополнительным импульсом для повышения внутренних цен на горючесмазочные материалы. В большинстве регионов страны стоимость литра АИ-95 уже превысила отметку 70 тенге. Предпосылки к инфляции. Рост цен на мировом нефтяном рынке является основной причиной увеличения стоимости горючесмазочных материалов в Казахстане. Бизнесмены, торгующие нефтепродуктами в республике, полагают, что и один доллар за литр бензина - не предел, если глобальные цены на жидкие углеводороды будут расти. Для добывающих компаний, работающих в стране, экспорт нефти по сравнению с торговлей на казахстанском рынке намного привлекательнее, поскольку мировая стоимость черного золота значительно выше. Но вслед за внешними растут и внутренние цены на сырую нефть, по которым ее покупают отечественные НПЗ, что, в конечном счете, вызывает удорожание их продукции. А вслед за этим неизбежно дорожают товары и услуги массового потребления (хлеб, молоко, одежда, обувь, проезд в транспорте и т. д.), поскольку их производители автоматически включают расходы на энергоносители в себестоимость своей продукции. Призрак очередной волны инфляции вновь замаячил над нашими карманами. Согласно прогнозу Министерства экономики и бюджетного планирования, при сценарии высоких цен в 40 долларов за баррель нефти в текущем году инфляция составит 6,5-8,1 процента, в 2006-м - 6,6-8 процентов. Однако существующие цены на мировом нефтяном рынке давно перепрыгнули планку 60 долларов за баррель. По мнению экспертов, это еще не предел. В таком случае сохраняется вероятность выхода инфляции за рамки прогнозируемой. В результате последствия могут быть самыми неожиданными — от экономического коллапса до превентивных мер государства. Добываем много, перерабатываем мало. Парадокс ситуации на отечественном рынке ГСМ заключается в том, что Казахстан, впрочем, как и Россия, обладая большими нефтяными ресурсами, внутри страны испытывает хронический дефицит нефтепродуктов и вынужден значительную их долю ввозить. Согласно статистическим данным, для экономики республики на протяжении последних пятнадцати лет характерно снижение потребления нефти. По сравнению с 1990 годом в 2004-м оно сократилось в 2,2 раза. На этом фоне мировое потребление нефтяного сырья выросло в 1,3 раза. Конечно, дело не в том, что нефть Казахстану не нужна, а в том, что падают объемы ее внутренней переработки, так как добывающие компании не заинтересованы продавать жидкие углеводороды внутри страны, предпочитая их экспорт. Любопытны в этом отношении следующие цифры. Казахстанскими нефтяниками добываются около 16 процентов нефти, остальные 84 процента добычи приходятся на иностранные компании, которые после уплаты налогов самостоятельно решают, куда им продавать свою продукцию. Запретительные меры правительства на экспорт жидких углеводородов, применяемые регулярно во время посева и уборки урожая на селе, хотя и не дают внутренним ценам на ГСМ подняться до уровня мировых, не могут в корне изменить ситуацию. Три нефтеперерабатывающих завода республики уже не первый год работают ниже своих мощностей. Павлодарский нефтехимический завод в прошлом году был загружен на 38,7 процента. Шымкентский «ПетроКазахстан» переработал 3,5 млн тонн нефти (всего 55,5 процента его возможностей). Атырауский НПЗ при мощности 4,8 млн тонн был загружен на 61,1 процента. То есть для внутреннего потребления Казахстан производит так мало топлива, что его дефицит приходится компенсировать импортом. В 2004 году четверть рынка заняли нефтепродукты, ввезенные из России. И это только официальные данные, не учитывающие завоз мелкими российскими предпринимателями конечной продукции из сырой нефти в северные области Казахстана. В прошлом году внутреннее производство бензина лишь на 10 процентов опередило уровень «кризисного» 1997 года, а его импорт за год увеличился с 500 тысяч тонн до 802,3 тысячи. Показательно, что казахстанские НПЗ на фоне нехватки топлива внутри страны активно занимаются экспортом своей продукции. Основными рынками сбыта выступают Узбекистан, Кыргызстан и некоторые сопредельные районы Китая. В прошлом году наши нефтеперерабатывающие заводы продали на экспорт 321,4 тысячи тонн бензина, что составило 13,35 процента объема его внутреннего потребления. Причем экспорт нефтепродуктов из Казахстана растет не менее быстро, чем импорт. Бензина в прошлом году продали за рубеж примерно в 1,7 раза больше, чем в 2003 году.
Сергей ЗЕЛЕПУХИН, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |