|
|
|
05.10.2005 Переток энергии. В Казахстане начался передел энергетического рынка
В Казахстане начался передел энергетического рынка. Чтобы энергетические объекты и дальше оставались привлекательными для инвесторов, необходимо создать прозрачные правила игры Татьяна Батищева
Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Казахстана выставил на повторную продажу госпакеты акций ряда региональных электросетевых компаний (РЭК). Причина несостоявшихся первичных торгов - отсутствие интереса со стороны инвесторов к данным объектам. Учитывая тот факт, что электроэнергетика является стратегической сферой, почти нулевой спрос на РЭКи вызывает недоумение. Действительно, казахстанский рынок электроэнергетики достаточно динамичен. Производство электроэнергии ежегодно растет, при этом ощутим дефицит энергоресурсов. По статистическим данным, в январе-августе 2005 года в республике произведено 4,4 млн кВт/ч электроэнергии (за такой же период 2004 года - 4,3 млн кВт/ч), что приводит к необходимости импорта электроэнергии. Так, за шесть месяцев текущего года республика купила 1,5 млн кВт/ч электроэнергии (93,4% к январю-июню 2004 года) на сумму 25,3 млн долларов. По словам премьер-министра РК Даниала Ахметова, расчеты показывают, что к 2008 году уровень потребления энергетических мощностей и производство электроэнергии будут адекватны уровню производства. Это свидетельствует о том, что "дальнейшее поступательное движение экономики, возможно, будет не таким динамичным, если в самое короткое время не принять неотложные меры по развитию энергетики в целом". К примеру, согласно прогнозным оценкам, к 2015 году максимум нагрузки в энергодефицитной Актюбинской области составит 660 МВт при нынешней установленной мощности электростанций области 263 МВт. При этом выработка киловатт-часа электроэнергии внутри страны гораздо дешевле той, которая поступает из стран Центральной Азии и России. Для обеспечения экономики страны отечественной электроэнергией, помимо строительства новых мощностей, необходимо коренное реформирование самой отрасли. По этой причине и принята Программа развития электроэнергетики до 2030 года. Ее основными целями являются либерализация экономических отношений в сфере электроэнергетики и формирование конкурентной среды между продавцами электрической энергии. До реструктуризации производство, передача, распределение электроэнергии осуществлялись вертикально интегрированными (монопольными) структурами. РЭКи совмещали функции естественной монополии: в их функции входило распределение, передача и торговля электроэнергией. Суть реформирования рынка электроэнергии сводится к повышению конкуренции за счет жесткой сегментации рынка: производство, транспортировка, продажа. Причем в последнем случае устанавливаются два отдельных рынка - оптовый и розничный. В данной схеме РЭКам уготовлена роль посредника между производителем и покупателем электрического тока. Правительство, двигаясь к своей цели реструктуризации рынка, решило начать с приватизации РЭКов. В августе-сентябре 2005 года на торги были выставлены госпакеты АО "Жезказганская распределительная электросетевая компания", АО "Западно-Казахстанская РЭК "Уральскэнерго" и АО "Мангистауская распределительная электросетевая компания".
Предложение идет на понижение
Стартовая цена 100-процентного госпакета акций АО "Западно-Казахстанская РЭК "Уральскэнерго" была установлена в 881,5 млн тенге, гарантийный взнос для участия в тендере составлял 132,2 млн тенге. В соответствии с условиями тендера покупатель госпакета должен обеспечить стабильную работу предприятия, сохранить профиль его деятельности, а также принять обязательства по урегулированию кредиторской задолженности перед ТОО "Экибастуз Контрактэнерго" за поставленную из России электроэнергию за период с 1996 по 2002 год. Госпакет акций АО "Мангистауская распределительная электросетевая компания" выставлялся на продажу в размере 93,78% от уставного капитала. Стартовая цена пакета - 8,2 млрд тенге, гарантийный взнос - 1,2 млрд тенге. Помимо общих условий по непременному сохранению профиля, новый собственник должен построить линии электропередачи, обеспечивающие электроснабжение объектов, вводимых по проектам развития портов Актау и Курык на Каспии. Стартовая цена госпакета акций в размере 90% от уставного капитала АО "Жезказганская распределительная электросетевая компания" составляла 1,7 млрд тенге, гарантийный взнос - 263,2 млн тенге. Однако ни один из аукционов так и не состоялся по причине подачи всего одной заявки либо вообще из-за отсутствия таковых. После чего были изменены условия торгов: вместо английского метода (торги на повышение суммы) предложен голландский метод (торги на понижение суммы). Уже известно, что стартовая цена госпакета АО "Жезказганская распределительная электросетевая компания" на повторных торгах будет составлять 1,2 млрд тенге. Специалисты, отслеживающие события в электроэнергетике, считают, что реализация таких интересных активов, каковыми являются РЭКи, сопровождается достаточно сильными конкурентными процессами. Действительно, частично это подтверждается почти одинаковой схемой событий: объявляется дата торгов, незадолго до аукциона в СМИ появляется его критика, где подвергается сомнению базовая цена объекта, после чего торги признаются несостоявшимися из-за отсутствия интереса со стороны инвесторов и называется дата новых торгов, проходящих уже по голландскому методу. По такому же сценарию была продана распределительная электросетевая компания ОАО "Актобеэнерго", обеспечивающая электричеством Актюбинскую область. Она "ушла" по голландскому методу за 255 млн тенге, хотя ее стартовая цена на первичных торгах была определена в 767 млн тенге, и торги планировалось проводить по английскому.
По одной ТЭЦ - в одни руки?
Не менее загадочна история вывода из коммунальной собственности обанкротившихся ТЭЦ. Так, Актюбинская электростанция дважды безуспешно выставлялась на торги. Первый аукцион по английскому методу предполагал стартовую цену в 3,3 млрд тенге. Однако из-за отсутствия конкурентной среды торги не состоялись: в конкурсную комиссию обратилась только одна компания ТОО "Джет-7". По мнению юриста Малика Нуралиева, представляющего интересы этой компании, именно утверждение производственной программы комиссией акимата становится барьером на пути участия в аукционе, когда чиновники препятствуют продаже имущества ТЭЦ. Помимо этого, он выразил субъективное недовольство тем, что все торги назначаются и проводятся в "спешном порядке", а публикация о них дается исключительно в местной печати. Особого внимания, по его мнению, заслуживает также факт изменения метода проведения торгов (с повышения на понижение цен), а также сама цена, которая не превышает и десятой части стоимости активов предприятия. "Аукцион - это публичные торги, цель которых продать имущество как можно дороже и закрыть долги перед кредиторами", - считает г-н Нуралиев. На вторых торгах, уже по голландскому методу, при прежней стартовой цене была установлена минимальная цена, по которой компания может быть продана в частные руки, - 1,8 млрд тенге. Заявки на покупку поступили от четырех потенциальных покупателей. Однако торги также не состоялись в связи с тем, что представленные программы были отвергнуты акиматом Актюбинской области. Интересно, что основной причиной банкротства ТЭЦ стало обременение ЗАО "Актобе ТЭЦ" долгами компании "Актобегаз", в результате чего у станции образовалась задолженность перед АО "CNPC-Актобемунайгаз" в размере 1,1 млрд тенге и ЗАО "Казтрансгаз дистрибьюшн" - 1,1 млрд тенге. Помимо этого, станция должна вернуть "Нурбанку" кредит на сумму 1,4 млрд тенге, направленный на погашение задолженности перед Банком ТуранАлем и по платежам в бюджет. По итогам третьих торгов ЗАО "Актобе ТЭЦ" продана "Алматы Пауэр Консолидэйтед", дочерней структуре Национальной компании "КазТрансГаз" за 2,4 млрд тенге. Представители акимата результатом довольны. Оценочная стоимость ТЭЦ по их подсчетам составляет всего 1,8 млрд тенге. Долги станции будут гаситься новыми собственниками за счет собственных или опять же заемных средств. Ведь реабилитация ТЭЦ, по подсчетам специалистов департамента финансов акимата Актюбинской области, потребует инвестиций в сумме 4-5 млрд тенге. Чтобы данные вложения не отбивались за счет роста цен, победитель торгов обязался в течение пяти лет не повышать тарифы на отопление и горячую воду. Если обратить внимание на то, почему из коммунальной собственности продавались за долги региональные ТЭЦ, то можно обнаружить следующую закономерность. Как правило, производитель электроэнергии брал в коммерческом банке крупный кредит для производственных нужд. В залог, по бедности, как правило, передавал собственное имущество. Учитывая, что многие ТЭЦ испытывали дефицит оборотных средств, заемные деньги часто использовали для проплаты текущих платежей, будь то налоги или задолженность по заработной плате. И к моменту погашения процентов по банковскому кредиту средств у ТЭЦ не было. Что давало банку-кредитору право реализовать заложенное имущество должника для возврата своих денег. Утверждать, что банки второго уровня специально прибегают к подобным действиям, конечно же, нельзя. Однако похожесть случаев получения имущества ТЭЦ банками в качестве залога наводит на мысли о наличии некой тенденции. Так, в середине марта 2005 года "Нурбанк" продал с аукциона в качестве заложенного имущества Уральскую ТЭЦ, дабы вернуть долги владельца предприятия - АО "Жаиктеплоэнерго". В 2003 году АО "Жаиктеплоэнерго" получило кредит в "Нурбанке" на сумму 96,14 млн тенге. Имущество Уральской ТЭЦ, входящей в ЖТЭ, было оставлено банку в качестве залога, при этом его стоимость была оценена заемщиком в 1,1 млн долларов США. После скандала в СМИ акимат Западно-Казахстанской области ведет переговоры с банком-заемщиком и покупателем ТЭЦ о возвращении станции в коммунальную собственность города. Скандал лета 2005 года - объявление Народным банком выставления на продажу за долги имущества крупнейших энергетических предприятий Алматы. Причем специалистов "приятно удивила" стартовая цена единого лота, в который входили имущественные комплексы Талгарской ГЭС, Капчагайской ГЭС, Алматинской распределительной электросетевой компании, Городских электрических распределительных сетей, ТЭЦ-1 (Алматы), ТЭЦ-2 (Карасайский район Алматинской области), ТЭЦ-3 (Илийский район Алматинской области) и плюс две гостиницы. И все - за 8 млрд тенге. В то время как более реальной ценой лота специалисты называли сумму, близкую к миллиарду долларов. Кроме того, по их мнению, разделение единого лота на более мелкие позволило бы не только выручить в бюджет города гораздо больше денег, но и принять участие в конкурсе среднему бизнесу. Специалисты отметили также сжатые сроки проведения торгов - всего восемь рабочих дней, за которые серьезные инвесторы подготовить свои предложения вряд ли смогут. Таким образом, в качестве вывода озвучивалась мысль о создании условий для приобретения этих государственных активов заведомо известными "своими" структурами.
Прозрачность - прежде всего
Концепция реформирования энергетической отрасли не подвергается сомнению. Для создания конкурентного рынка электроэнергии приватизация его субъектов необходима. Однако вызывает недоумение ситуация, когда сама организация торгов минимизирует конкурентность. Мало того что государственный и местные бюджеты не получают рыночную стоимость объекта, вокруг приватизации энергетических комплексов создается нездоровая атмосфера. Она отрицательно влияет на инвестиционный климат республики. И подобная "мутная вода" будет в дальнейшем отпугивать многих инвесторов. Поэтому для повышения инвестиционной привлекательности предприятий электроэнергетики в первую очередь необходимы прозрачные правила игры. "Необходимо четкое, однозначное законодательство, регулирующее энергетический рынок, тарифообразование. Серьезные инвесторы не могут прийти на этот рынок, если они не будут уверены в том, что их инвестиционные проекты, окупаемость которых рассчитана на определенный период, будут реализованы именно в этот срок, - считает Арман Бердалин, партнер адвокатской конторы "Саят Жолши и Партнеры". Сегодняшнее законодательство дает слишком много возможностей для его "удобного" толкования. Правоприменительная практика показала, что толкование законодательства может определяться не его буквальным содержанием, а какими-либо иными мотивами. Стоит вспомнить заключение меморандумов с монополистами о неповышении тарифов либо практику "добровольной" поставки на рынок удешевленных ГСМ субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке нефтепродуктов". Благодаря регулированию электроэнергетики государством стоимость киловатта в Казахстане относительно низкая. Однако это обстоятельство само по себе не является абсолютным благом. Практика удержания тарифов на низком уровне может устраивать лишь инвесторов, нацеленных на "короткие деньги". Низкие тарифы сокращают возможности энергетических предприятий по переоснащению своих производственных активов. Их тотальный износ может привести к энергетическому коллапсу, который ввергнет экономику в кризис. По оценкам специалистов, необходимый объем инвестиций для поддержания отечественной электроэнергетики в рабочем состоянии составляет примерно 2 млрд долларов. Учитывая, что выбытие генерирующих мощностей к 2015 году составит приблизительно 58%, эти деньги крайне необходимы. Только добившись прозрачности и стабильности законодательства и правоприменительной практики, можно рассчитывать на серьезные инвестиции. Кроме того, с продажей ТЭЦ и РЭКов государством частным собственникам возникает вторичный рынок энергетических объектов. Каким образом будет происходить их перепродажа? Не окажется ли большинство энергетических активов в руках одной группы собственников, которые, используя свое монопольное положение, станут диктовать цены на рынке? Наилучшим вариантом развития вторичного рынка купли-продажи энергетических предприятий и других предприятий реального сектора стала бы реализация пакетов акций этих компаний через фондовую биржу. Это, во-первых, было бы, несомненно, важно для дальнейшего развития казахстанского фондового рынка, а во-вторых, позволило бы определить истинную рыночную стоимость того или иного объекта. Не говоря уже о том, что механизм фондовой биржи помог бы привлечь собственникам компаний более дешевые инвестиции: большая открытость перед инвесторами резко увеличит возможности энергообъектов и повысит их конкурентоспособность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |