|
|
|
18.10.2005 Плата за сговор
Перечислить в доход государственного бюджета семьдесят миллиардов тенге, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства страны: такое предписание направлено руководству ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс» (ПКОП). Об этом вчера на пресс-конференции в Шымкенте сообщил Алиакбар Матишев, председатель Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК. Между тем 13 октября Верховный суд РК вынес решение о взыскании в доход государства с этой же компании 7,4 миллиарда тенге, полученных в результате согласованных действий, то есть ценового сговора по установлению единой цены на рынке нефтепродуктов в 2003 году. Это решение суда уже вступило в законную силу. После небольшого экскурса о развитии ситуации на рынке торговли горючим Алиакбар Матишев более подробно остановился на мерах оперативного реагирования, принятых Правительством. Введение запрета на экспорт горючего, а также проверка нефтеперерабатывающих заводов и розничных реализаторов ГСМ, которая проводится Комитетом по защите конкуренции совместно с Агентством по регулированию естественных монополий РК и облакиматами, дали первые положительные результаты. Цены на АЗС по сравнению с началом октября снижены на 10—13 тенге. Такая тенденция наблюдается практически во всех регионах страны. Целый ряд компаний, занимающихся розничной торговлей горюче-смазочными материалами на территории ЮКО, не поддались всеобщему ажиотажу по увеличению стоимости горючего и подписали меморандум с областным комитетом по защите конкуренции о стабилизации отпускных цен на горючее. Среди них — «Жанар жагар май», «Бейбарс ойл», «Алмаз», «Мунай инвест груп». Все это позволяет говорить, что дальнейшего повышения цен не будет, а наоборот, продолжится падение стоимости горючего. Стабилизации цен на внутреннем рынке будет способствовать и соглашение, подписанное между Кыргызстаном и Казахстаном о поставке соседям ста тысяч тонн горючего. Это тот объем, в котором нуждается КР. До последнего времени триста тысяч тонн топлива шло через Казахстан в Кыргызстан. Две трети из этого объема поставок шли реэкспортом в третьи страны. Теперь поставки ограниченны, и если кыргызстанцы продадут часть ГСМ дальше, то сами попросту останутся без горючего, тем самым спровоцируют ситуацию наподобие той, что разразилась в Казахстане в начале октября, когда образовался огромный дефицит ГСМ. Вместе с тем на рынке нефтепродуктов выявлены факты согласованных действий со стороны некоторых структур, которые провоцируют рост цены на горючее и, как следствие, развитие инфляции в отдельных регионах и экономике страны в целом. В качестве примера Алиакбар Матишев привел пример ТОО «ПКОП» и аффилиированных с ним компаний. Наконец-то поставлена точка в судебном марафоне о взыскании в доход государства 7,4 миллиарда тенге, полученных канадской кампанией в результате ценового сговора в позапрошлом году. Данное решение вступило в законную силу, и теперь только от судебных исполнителей зависит, как скоро государственная казна пополнится этой суммой. Комитетом по защите конкуренции выявлены и другие факты нарушения антимонопольного законодательства, допущенные ТОО «ПКОП». Реализация нефтепродуктов, спрос на которые имеется и со стороны других потребителей, предприятием осуществлялась только через аффилиированные компании. Тем самым руководство вело политику ограничения и устранения конкурентов на рынке. Получить горючее по цене, установленной антимонопольным ведомством, могли считанные структуры, аффилиированные с ТОО «ПКОП». Они тут же ставили двойную цену и отправляли горючее на реализацию через сеть АЗС. Специалисты подсчитали, что в результате таких действий канадцы получили незаконно доход в размере 70 миллиардов тенге, то есть полмиллиарда долларов США. По данному факту Комитетом по защите конкуренции Министерства энергетики и торговли РК в адрес ТОО «ПКОП» внесено предписание о перечислении в доход государства порядка 70 миллиардов тенге. Если канадцы откажутся добровольно заплатить эту сумму, то последует исковое заявление в суд. Прокомментировал Алиакбар Матишев и предстоящую сделку по продаже шымкентского нефтеперерабатывающего завода и других активов канадской компании: — Мы наблюдаем за развитием ситуации на протяжении двух месяцев, но никакой заявки о продаже и покупке в наш комитет не поступало. Если она все же будет осуществлена, то мы будем вынуждены выйти с претензией к новому владельцу, поскольку он должен получить согласие Правительства РК в лице антимонопольного ведомства. Я бы на месте покупателя задумался, иметь ли с этой компанией дело. На вопрос «Казахстанской правды» о том, возможен ли такой вариант развития событий, что Правительство выкупит завод в государственную собственность, последовал ответ: «Я не исключаю такого варианта». Любовь ДОБРОТА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |