|
|
|
18.10.2005 Под «творческим напряжением»
14 октября 2005
Жаркие дискуссии в Мажилисе вызвал законопроект РК «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах». Камнем преткновения стал пункт, предусматривающий только судебное санкционирование ареста, тогда как по Конституции арест допускается в том числе и с санкции прокурора… Возник вопрос: принимать ли пункт с оговоркой, приведя его в соответствие с Основным законом, или ратифицировать безоговорочно? Мнения разделились… Международный пакт о гражданских и политических правах должен быть ратифицирован без оговорок. Такого мнения придерживается часть юридической общественности, в том числе Уполномоченный по правам человека и Верховный суд РК, а также многие депутаты Мажилиса. В декабре 2002 года в Нью-Йорке постоянным представителем Казахстана при ООН был подписан Международный пакт о гражданских и политических правах. С этого момента в Казахстане начался активный процесс рассмотрения положений Пакта в рамках Межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека. Итогом работы МВК стало решение одобрить законопроект с одной поправкой, предложенной Генеральной прокуратурой РК и касающейся уголовно-процессуального законодательства. Однако есть и другое мнение. Без оговорок принятый Пакт, по мнению депутатов, высказанном на пленарном заседании Мажилиса, будет воспринят мировым сообществом как последовательный курс Казахстана на формирование гражданского общества. Общества, в котором основное внимание уделяется действительному обеспечению прав и свобод человека. Дискуссии, впрочем, как и следовало ожидать, скатились к давнему спору о судебном санкционировании ареста. В частности, ряд депутатов акцентировали внимание на том, что санкционирование ареста судом - общепризнанный мировой стандарт демократического уголовного процесса. “Я думаю, каждый здравомыслящий человек понимает, что открытая процедура избрания такой меры пресечения как арест и присутствие средств массовой информации на процессе не позволят судье избрать неправомерную меру пресечения”, - подчеркнул в своем выступлении на пленарном заседании палаты судья Верховного суда Ж. Байшиев. Ж. Байшиев считает также, что, хотя по Конституции суд имеет право санкционирования ареста, на практике санкционированием занимается только прокуратура. А что касается соответствия или несоответствия международных актов Конституции, это определяет только Конституционный совет. Поэтому мнение даже самого лучшего юриста по этому вопросу остается всего лишь мнением. В целом к вопросу о несоответствии положений пункта 3 статьи 9 Международного пакта действующему законодательству многие участники заседания отнеслись философски. Как отметил председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности С. Абдрахманов, “подписание политического акта не влечет немедленной ответственности после подписания”. В качестве примера были приведены некоторые страны СНГ (Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), а также Монголия, Вьетнам и ряд африканских стран, где хотя и сохраняется прокурорское санкционирование ареста, но пакт ратифицирован без оговорок. Тем самым, взят курс на демократические реформы. Так что у Казахстана есть определенное время, прежде чем будет готовиться национальный отчет о выполнении международных обязательств. И это время будет потрачено на широкомасштабные демократические реформы судебно-правовой системы.
“Существует такая ситуация, когда действующие законы поставлены в творческое напряжение, - подчеркнул уполномоченный по правам человека в РК
Б. Байкадамов. - Если ратифицировать пакт без оговорок, это создаст побудительные стимулирующие ситуации к изменению существующего законодательства. Эти нормы являются минимальными стандартами в области прав человека. Для этого всего лишь навсего нужно дать возможность санкционировать арест только суду, потому что это рефери. Он находится в середине процесса. Прокуратура же является стороной уголовного преследования. Она не может быть беспристрастной”. Ратификация пакта станет событием для страны, которое значительно ускорит дальнейшее совершенствование внутреннего законодательства и приведет его в соответствие с международными стандартами. В этом не приходится сомневаться. “Это тем более важно, учитывая инициативу Казахстана председательствовать в ОБСЕ”, - отмечали депутаты. В целом, надо сказать, что и прокуратура, и депутаты, поддерживающие ратификацию Пакта в соответствии с действующими законами нашей страны, не отрицают его важного политического значения. Разногласия всего лишь в тактике и стратегии дальнейшего правового развития нашего государства… Развития, которое, между прочим, все видят необходимым.
Владимир КУРЯТОВ, наш корр. Астана
Будем последовательными, господа
Жаркие дискуссии в Мажилисе вызвал законопроект РК “О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах”. Камнем преткновения стал пункт, предусматривающий только судебное санкционирование ареста, тогда как по Конституции арест допускается в том числе и с санкции прокурора… Возник вопрос: принимать ли пункт с оговоркой, приведя его в соответствие с Основным законом, или ратифицировать безоговорочно? Мнения разделились… Если придерживаться буквы закона, пункт третий статьи девятой Международного пакта о гражданских и политических правах противоречит Конституции РК. И этот аспект должен быть решающим. В том, что вышеназванный пункт противоречит Основному закону, нет никаких сомнений. Судите сами. “Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть”, - говорится в нем. В то же время по Конституции РК (ст. 16, пункт 2): “Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования”. Учитывая принцип высшей юридической силы Конституции на территории РК, противоречащие ей международные договоры не подлежат применению. Таким образом, оговорка к пункту 3 статьи 9 необходима как условие конституционности закона о ратификации Пакта. Тем более что своим указом о подписании вышеназванного Пакта в 2003 году Президент нашей страны Н. Назарбаев предусмотрел такую возможность. В частности, уполномочил Постоянного представителя РК при Организации Объединенных Наций подписать Пакт и заявить о возможном формулировании оговорок при его ратификации. Меж тем при обсуждении законопроекта в Мажилисе Парламента РК было высказано мнение о том, что принятие Пакта с оговорками может рассматриваться как отказ от признанных международным правом гарантий прав и свобод человека и гражданина. Интересно вот только, почему? Только потому, что арест санкционируется прокуратурой? Но ведь такая же схема санкционирования сохраняется в США, Японии, Нидерландах. Никто почему-то не ставит под сомнение демократичность вышеперечисленных стран. К тому же случаи ратификации с оговорками достаточно распространены. К статье 9 Пакта оговорки сделаны такими государствами, как Австрия, Франция, от своих обязательств по этой статье неоднократно отступали Великобритания, Россия и другие страны. По состоянию на 5 февраля 2002 года 56 стран-участников делали заявления и оговорки к положениям Пакта. Однако, несмотря ни на что, отдельные депутаты упорно настаивают на своем. Вплоть до того, что расценивают предложение о принятии оговорки как препятствие на пути Казахстана к председательству в ОБСЕ в 2009 году. Хотя Нидерланды в свое время председательствовали в ОБСЕ, несмотря на оговорки при ратификации этого международного договора. Других депутатов смущает то, что оговорка по пункту 3 статьи 9 была сделана лишь небольшим количеством стран, среди которых Израиль и Колумбия. Как будет смотреться Казахстан в одном ряду с неблагополучными в политическом отношении государствами - задаются вопросом депутаты. Но ведь помимо Колумбии и Израиля к статье 9 сделали оговорку и другие страны. Франция, например, оставляет за собой право несудебного ограничения свободы военнослужащих. К тому же разные страны делали оговорки по самым разным статьям и пунктам. США - продвинутая в демократическом отношении страна, но оговаривает право на смертную казнь. Есть масса других оговорок, сделанных странами для приведения Пакта в соответствие со своим национальным законодательством. Весь вопрос сегодня в том, что Пакт разрабатывался странами, имеющими только судебное санкционирование ареста. В этих странах предусмотрено судебное расследование (судебный следователь), в связи с чем в Пакте и делается особый акцент на суды. У нас же другая правовая система… Более того, ратификация Пакта без учета специфики казахстанского законодательства может навлечь на нас критику мирового сообщества. Тот факт, что участие суда в вопросах санкционирования ареста иначе как поэтапно ввести не удастся, вынудит наше государство нарушать принятые международные обязательства. Так не проще ли согласиться с оговоркой. Тем более что механизм ее отзыва в случае необходимости достаточно прост. Ратификация Пакта натолкнула на давний спор юристов о судебном санкционировании ареста. Этот вопрос обсуждался на различных конференциях, заседаниях Совета безопасности, рассматривался Конституционным советом. Но до сих пор по нему нет конкретного решения. Очевидно только одно, ввести исключительно судебное санкционирование ареста при действующей Конституции невозможно. Этот вопрос может решить только реформирование всей судебно-правовой системы страны, проведение которой предусмотрено в 2006 - 2011 годы.
Роза ДОСЫМБЕКОВА, советник Генерального прокурора РК, представитель Генерального прокурора в Парламенте РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |