Найти
<< Назад
Далее >>
Два документа рядом (откл)
Сохранить(документ)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Доклад Института проблем информационного права о состоянии законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Прибалтики (2005 год)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Доклад
Института проблем информационного права о состоянии законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Прибалтики
(2005 год)

 

Введение

 

Целью написания данного Доклада является определение наиболее существенных аспектов в претерпевающем развитие законодательстве, регулирующем деятельность СМИ[1] в странах бывшего Советского Союза. Проведенное для достижения этой цели исследование основывается на двух предположениях:

— законодательство, регулирующее деятельность СМИ, существует как дискретное, но взаимосвязанное поле для исследований;

— между рассматриваемыми странами существуют определенные связи, в том числе влияющие и на развитие законодательства в них.

Первая из этих предпосылок исходит из заключения о том, что определенные жизненно важные вопросы являются общими для всех обществ и их правовых систем, когда они стремятся уравновесить регулирующие прерогативы государства и свободу СМИ по предоставлению информации, идей и мнений широкой аудитории. Исследование законодательства, регулирующего деятельность СМИ, стало в последние десятилетия средством привлечения внимания юристов, журналистов, политиков и широкой общественности к этим проблемам.

Вторая предпосылка — о существующих между рассматриваемыми здесь странами связях — разумеется, исходит из того, что у них общее политическое наследие, поскольку все они в течение десятилетий были частями одной страны — Союза Советских Социалистических Республик. Этот факт имеет несколько важных последствий для изучения законодательства, регулирующего деятельность СМИ в этих странах.

Во-первых, это означает, что они в значительной степени унаследовали общие традиции политической культуры и общественные институты, характеризующиеся развитой системой контроля над средствами массовой информации. Более того, это общее наследие включает структуру правовых систем (иерархическую структуру судов общей юрисдикции, например) и нормативную базу, продолжающую в той или иной степени определять некоторые аспекты законодательства, регулирующего деятельность СМИ. Взяв во многом за образец Закон СССР «О печати и других СМИ» 1990 года, страны, получившие независимость в результате распада Советского Союза, выработали определенные устойчивые принципы, и по сей день составляющие основу законодательства о СМИ: разнообразие видов управления; разрешительная регистрационная система; отмена предварительной цензуры и замена её на санкции, применяемые после публикации (выхода в свет) журналистского материала в связи с его нарушающим установленные нормы содержанием, включая как уголовное наказание, так и гражданские санкции и административные меры, в том числе приостановление и (или) прекращение регистрации соответствующего СМИ. Безусловно, в последнее время единства в законодательстве остается всё меньше, но некоторые общие тенденции сохраняются.