|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
21.10.2005 Принцип — «одна остановка»
Такая позиция таможни эффективно способствует прозрачности и ускорению таможенных процедур, поскольку действующим законодательством республики определены госорганы, которые осуществляют различные виды госконтроля на границе (пограничная служба, санитарно-эпидемиологическая служба, ветеринарно-фитосанитарная служба, органы транспортного контроля и таможенные органы РК). Ранее контролирующие органы, за исключением пограничных и таможенных, были рассредоточены на протяжении всего маршрута движения транспортных средств от границы, что увеличивало число процедур контроля и приводило к росту соответствующих затрат и времени передвижения транспортных средств по территории республики. Для создания единой государственной системы контроля за автомобильными перевозками на территории республики Правительством в 2003 году принято решение образовать в пунктах пропуска через государственную границу РК единые контрольно-пропускные пункты, где совместно размещены представители контролирующих органов. Разработана и утверждена инструкция о порядке взаимодействия контролирующих органов на единых контрольно-пропускных пунктах на госгранице и осуществления своих контрольных функций по принципу «одной остановки». Этот документ предусматривает осуществление совместной деятельности контролирующих органов в пунктах пропуска. Нынче проводится работа по обустройству и развитию единых контрольно-пропускных пунктов в автомобильных пунктах пропуска РК. Администратор программы — Комитет таможенного контроля Министерства финансов. Уже введены в эксплуатацию пять единых контрольно-пропускных пунктов (ЕКПП) на границе с Узбекистаном и Россией, где размещены все контролирующие органы РК. В 2005—2006 годах будет построено еще восемь ЕКПП. Кроме того, Комитетом таможенного контроля Минфина разрабатывается программа возведения и обустройства пунктов пропуска на границе на последующие годы. Как показывает практика, эффективное взаимодействие государственных контролирующих органов сокращает время прохождения таможенного контроля, экономит денежные средства, способствует складыванию доверительных отношений между участниками внешнеэкономической деятельности и представителями контролирующих органов, обеспечивает профилактику коррупционных правонарушений. Таможня Казахстана проводит работу по оснащению таможенных постов и пунктов пропуска техническими средствами таможенного контроля, способными по своим техническим и качественным характеристикам осуществлять четкий, оперативный и качественный таможенный контроль на уровне международных стандартов. Нами был изучен опыт взаимодействия контролирующих органов на германско-польской и польско-белорусской границах. Как следствие — инициирован вопрос о возможности внедрения принципа «одной остановки» и осуществления совместного контроля всеми контролирующими органами сопредельных с нами государств. К сожалению, иногда процедура пересечения границы напоминает бег с препятствиями, когда гражданам необходимо пройти через кордон преград, а после проехать сотню метров и вновь преодолевать почти то же самое на другой границе. Для участников внешнеэкономической деятельности и людей, проживающих в приграничных районах, полезным является создание совместных постов. Это означает, что больше не будет двух отдельных постов на каждой из сторон границы и нейтральной зоны между ними. При этом контролирующие органы обеих стран будут работать в одном здании. Принцип создания совместных постов состоит в том, чтобы способствовать процессу пересечения границ посредством уменьшения количества остановок. Деятельность контролирующих органов обеих стран концентрируется в едином совместном здании. Это существенно упрощает процесс перемещения границы: тратится меньше времени на транспортировку грузов, уменьшаются затраты на инфраструктуру, ускоряется и становится более эффективным обмен информацией между службами обеих стран. Таможенной службой РК было инициировано внедрение процедуры совместного таможенного контроля с Российской Федерацией и Кыргызской Республикой. В качестве пилотного проекта выбрали по одному пункту пропуска на казахстанско-российском и казахстанско-киргизском участках границы, где в 2004 году проведены эксперименты по осуществлению совместного таможенного контроля, что позволило апробировать передовые формы и методы взаимодействия приграничных таможенных органов сопредельных государств. Практика показывает, что фактически на одном пункте пропуска гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности представляется один и тот же пакет документов для проверки всеми контролирующими органами, причем дважды: как на казахстанской территории, так и на сопредельной территории. Это вызывает недовольство граждан, участников внешнеэкономической деятельности, тормозит процесс обмена и товарооборота, а также отрицательно сказывается на имидже государства в целом. Итоги эксперимента показали ускорение и упрощение таможенных процедур, выявили проблемные вопросы совместного контроля на границе. Хронометраж показал, что время прохождения контроля сократилось в два раза. Упрощение контроля на границе, создание благоприятных условий участникам внешнеэкономической деятельности. Увеличение товарооборота мы видим также в сокращении количества госорганов, осуществляющих контроль на границе с передачей функции пограничной и таможенной службам. В настоящее время проходят стадию согласования в Казахстане, России и Кыргызстане проекты соглашений о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля перемещаемых лиц, товаров и транспортных средств через пункты пропуска и о строительстве совместных пунктов пропуска. Эти соглашения предусматривают осуществление совместного контроля на основе взаимодействия между контролирующими органами сторон по принципу «одной остановки» и обеспечение совместных пунктов пропуска комплексом зданий, сооружений, оборудованием, устройствами и техническими средствами контроля. Экономика Казахстана, расположенного в центре Евразийского континента между емкими и динамично развивающимися рынками Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, во многом зависит от эффективного использования потенциально высоких транзитных возможностей государства. Обеспечение конкурентоспособности транспортно-коммуникационного комплекса страны на мировом рынке и увеличение транзитных потоков через территорию РК рассматриваются Стратегией «Казахстан-2030» и ежегодными Посланиями Президента РК народу Казахстана в качестве долгосрочных приоритетов экономического развития. Предпринимаемые нами шаги будут способствовать сокращению времени прохождения госконтроля на государственной границе; росту транзитных грузопотоков через территорию республики; увеличению товарооборота с сопредельными государствами; укреплению торгово-экономических и политических связей, что и далее будет стабилизировать политическую ситуацию и экономическое развитие в регионе. Омирзак БЕЙСПЕКОВ, начальник управления организации таможенного контроля КТК МФ РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |