26.10.2005
«Жети кун»: Анатомия «грязных выборных технологий»
ВЕДУЩИЙ:
ИТАК, С 25 ОКТЯБРЯ НАЧНЁТСЯ РЕШАЮЩИЙ ЭТАП БОРЬБЫ ЗА СИМПАТИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. АГИТАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ - «ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ» ДЛЯ ПОЛИТТЕХНОЛОГОВ И КОНСУЛЬТАНТОВ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭЛЕКТОРАТ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ «ДЕЛИКАТНЫМИ», ИБО ЕЩЁ С НАЧАЛА ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА ДОМИНИРУЮЩИМ ПРИЁМОМ В АГИТАЦИОННОЙ КАМПАНИИ СТАЛИ «ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», ПОСТРОЕННЫЕ НА КЛЕВЕТЕ, КОМПРОМАТЕ И ФАЛЬШИВКАХ. ПРАВДА, СЕГОДНЯ СПЕЦИАЛИСТЫ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ГОВОРЯТ, ЧТО В САМОЙ СИСТЕМЕ «ГРЯЗНОЙ» АГИТАЦИИ ПРОИЗОШЛА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДМЕНА БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ. ИЗБИРАТЕЛИ НАСТОЛЬКО УСТАЛИ ОТ НЕГАТИВА И «ЧЕРНУХИ», ЧТО НЕКОТОРЫЕ УЧАСТНИКИ ВЫБОРОВ СТАЛИ ПРИБЕГАТЬ К ОБРАТНОЙ ПРАКТИКЕ - ЗАКАЗЫВАТЬ ПОЛИТТЕХНОЛОГАМ «КОМПРОМАТ» ПРОТИВ САМИХ СЕБЯ. МЕТОД, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, СТРАННЫЙ, НО ВЕСЬМА ЭФФЕКТИВНЫЙ. СФАБРИКОВАННЫЙ НЕГАТИВ ПОДАЁТСЯ В ТАКИХ ГИПЕРТРОФИРОВАННЫХ ФОРМАХ, ЧТО У ИЗБИРАТЕЛЕЙ НЕ ОСТАЁТСЯ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ В ФАЛЬШИВОСТИ ВЫДВИНУТЫХ ОБВИНЕНИЙ. ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ ВЫСТРАИВАЕТСЯ ПЛОТНАЯ ОБОЛОЧКА ЗАЩИТЫ «ГЛАВНОГО ГЕРОЯ» ОТ НОВЫХ НЕГАТИВНЫХ ВЫПАДОВ. ВЕДЬ В СОЗНАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ УЖЕ ЗАЛОЖЕНА ЧЁТКАЯ УСТАНОВКА - ПРОТИВ КАНДИДАТА ВЕДЁТСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА , КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ. САМИ ПОЛИТТЕХНОЛОГИ ПРИЗНАЮТ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ БЕСЧЕСТНЫЕ МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ ПРИМЕНЯЛИСЬ СТОЛЬ ИНТЕНСИВНО, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ПРИЁМОВ ПРОСТО ОБЕСЦЕНИЛОСЬ. ПОЭТОМУ ТЕПЕРЬ В АГИТАЦИИ И КОНТРПРОПАГАНДЕ ВСЁ ЧАЩЕ ПРИБЕГАЮТ К ИЗОЩРЁННЫМ КОМБИНАЦИЯМ «ЧЁРНОГО» И «БЕЛОГО» ПИ-АРА. АНАТОМИЮ «ГРЯЗНЫХ ВЫБОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ИЗУЧАЛА ИННА МАЛАХОВА.
Грязные приемы придуманы для того, чтобы свести на нет шансы кандидата-соперника или пошатнуть его позиции. Во многих случаях, это единственно возможный способ привлечь к себе внимание избирателей. Приемы грязных политтехнологий уже давно прописаны в учебниках, и для студентов не составит никакого труда их перечислить, описать их формы, и даже классифицировать. Другое дело - на практике. Несмотря на очевидность игры, подтасовок, а иногда и клеветы, в тех или иных случаях они срабатывают. Где-то локально, а там, где есть почва и люди, которые подыгрывают и намеренно разжигают ситуацию, происходят серьезные эксцессы. Эти приемы противоречат принципам справедливых выборов и нормам политической этики, тонко рассчитаны на психологию и доверчивость людей. Время черного пиара так или иначе переживали все демократические государства. Болезнь роста правовой и избирательной культуры - так еще называют это явление политологи. Это не только существенно осложняют работу политического конкурента, но и вводят в заблуждение целые группы населения. Вот например, когда выбирали депутатов в мажилис парламента Казахстана, Сергей Киселев, тогда кандидат, лично прочувствовал классику этого жанра: о нем распространяли нелепую информацию, а его агитационные плакаты срывали или расклеивали в самых неподходящих местах.
Сергей Киселев, депутат мажилиса парламента:
- Это могут быть лобовые стекла автомобилей, стекла окон магазинов, двери входные. И применяется такой клей, который портит либо дверь, либо стекло, что тоже вызывает негативное отношение к кандидату, чье имя написано на этих листовках, хотя опят же кандидат не имеет никакого отношения к этому.
В казахстанской практике уже были ночные телефонные звонки домой к избирателям, как и в России. Противники кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в свое время обзвонили в неурочный час тысячи людей, раздражая призывами голосовать за нее. Кстати, это уж один из наиболее часто применяемых методов, - отмечает московский политолог Максим Мейер. На президентских выборах в Украине пошли еще дальше - разослали ложную информацию по мобильным телефонам, чтобы настроить избирателей против Януковича.
Максим Мейер, политолог, Россия:
- В массовом порядке были разосланы СМС, что обладателям телефонов такой-то компании с вашего счета будут списаны 10 долларов в счет предвыборного штаба кандидата Януковича.
Как показывает международная практика, излюбленный и основной, проверенный опытом, прием сторонников оппозиции во время выборов - образ жертвы, гонимой властью. Такой метод политологи и юристы еще называют тактикой мелкого фола, когда специально нарушается закон, чтобы привлечь к себе внимание как к персоне, пострадавшей от произвола властей.
Максим Мейер, политолог, Россия:
- Были несанкционированные митинги, которые устраивались специально так, чтобы их разгоняли, а потом можно было трубить об этом. И были несанкционированные демонстрации. зачастую такое случается, когда политик не пользуется большой популярностью и нужно собрать людей.
Сергей Киселев, депутат мажилиса парламента:
- С этой целью проводятся различные акции вплоть до поджога собственных офисов, каких-то взрывов, организация нападений на своих же сторонников. Якобы все это организовано властями. Здесь может быть и закрытие каких-то газет. Все делается для того, чтобы создать ореол мученика и выдать себя за силу, которую преследуют власти. Надо лишь вовремя создать псевдоконфликтные ситуации - превысить скорость, чтобы тебя остановил инспектор ГАИ, организовать митинг, прекрасно зная, что на него не получено разрешения, устроить там потасовку. Можно еще поиграть в мнимые жертвы - якобы пострадавших участников митингов. В Казахстане тоже не стали придумывать ничего нового и уже применяют испытанные провокационные способы - заявляют в прокуратуре. Решение межрайонного административного суда о незаконности митинга на городской площади преподносится некоторыми руководителями оппозиции как несправидливые меры, хотя организаторы акции с самого начала намеренно нарушили закон. Это мероприятие первоначально анонсировалось как встреча сенатора с избирателями. На деле - митинг в поддержку осужденного по уголовному делу. Для проведения любого митинга в Казахстане, как и во всех других странах, нужно получить разрешение. Это требование закона не было выполнено.
Жаксылык Байтукбаев, прокурор г.Алматы:
- Это показывает моральный облик организаторов. В эту несанкционированную акцию организаторами были вовлечены подростки, несовершеннолетние и пенсионеры. Многие из которых даже не знали сути проведения этой акции. Если мы говорим о демократии, прежде всего, она должна исходить из порядка. Прибывшие на место проведения митинга прокурорские работники, которые по долгу своей службы давали разъяснения о незаконности проведения митинга, были подвергнуты практически избиению, была создана угроза для жизни и здоровья. Поэтому оппозиционеры преследуют одну цель - спровоцировать органы правопорядка на нарушение законности, и исполнительные органы, несмотря на вопиющие нарушения закона со стороны организаторов этой акции, нарушения порядка допущено не было.
Кстати, можно отметить прием, когда технологи кандидатов сознательно путают избирателей, беззастенчиво заимствуя формы агитации, цвета кампании, виды материалов. Например , в Казахстане президентские политтехнологи уже оттестировали основной цвет кампании, выбрав желтый. Теперь его вовсю используют конкуренты. Некоторые лидеры оппозиции как установила прокуратура, подстрекали людей к захвату земли в Талгарском районе Алматинской области. Причем, никого не волновало, есть ли у земли собственники, не нарушаются ли чьи-то права. В результате некоторые организаторы этой акции уже отделались административным штрафом. Ангажированная пресса опять-таки подает это событие под видом великой несправедливости к оппозиции. Из той же серии протесты и голодовки по поводу якобы незаконного закрытия изданий. Этого добиваются специально. По решению прокуратуры изъят тираж газеты «Свобода слова»: были задеты честь и достоинство президента. Ранее газета получала предупреждение по публикации данных соцопроса, что является преждевременной предвыборной агитацией. Общественный комитет по контролю за выборами считает вердикт суда справедливым.
Мурат Ауэзов, директор Национальной библиотеки РК, член координационного совета Комитета по контролю за выборами:
- Мы как общество договорились не использовать такие ходы. Если помещен такой материал и несет в себе те самые «жала разящие противника» по выборной стезе, то я отношусь к действиям прокуратуры одобрительно в этом случае.
Кстати, чтобы избежать очередной войны листовок и плакатов, в Центризбиркоме предупредили - их можно размещать на частных строениях с письменного разрешения владельца, на жилых домах - с разрешения КСК. Сооружения городских коммунальных служб, включая фонарные столбы, для агитации не предназначены.
Оналсын Жумабеков, председатель ЦИК РК:
- Агитационные печатные материалы кандидатов размещаются в заранее определённых местах, оснащённых стендами, щитами, тумбами, на условиях, обеспечивающих равные для всех кандидатов права. Все агитационные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено.
В поддержку одного из кандидатов уже началась активная деятельность по изготовлению и распространению агитационных материалов, - отмечают в генеральной прокуратуре. Это цветные брошюры, видеокассеты и листовки. Их сейчас изымают - они не содержат необходимых реквизитов, что важно при определении источника финансирования предвыборной кампании кандидата. В суд обратился ветеран органов прокуратуры Азаров , чье изображение без его ведома появилось на обложке агитационной брошюры. За изготовление и распространение анонимных агитматериалов привлекают к административной ответственности. В Центризбиркоме подчеркивают - выборное законодательство предусматривает и более жесткие меры для любого кандидата, если правила кампании игнорируются.
Владимир ФООС, секретарь Центральной Избирательной комиссии:
- Самая тяжелая и большая ответственность - снятие кандидата с предвыборной гонки. То есть отмена решения о его регистрации в качестве кандидата. А также могут выносится предупреждения за те или иные нарушения избирательного закона. И при втором предупреждении он также подлежит снятию с дистанции.
Обман избирателей во время сбора подписей - уже совсем примитивный, но достаточно технологичный прием, когда от имени одного кандидата просят поставить подпись в поддержку другого или придумываю другие причины. В избирательные комиссии по этому поводу поступило более 8000 заявлений от граждан. Именно во время выборных компаний появляются различные публикации в прессе и на сайтах, в одноразовых газетах без выходных данных, которые описывают бесчисленные грехи кандидатов, передергивая события и факты. Так было в России и Украине. Это традиционная война компроматов. В чем только не обвиняют друг друга соперники- в воровстве, коррупции и связях с криминальным миром. Чаще всего это происходит в последние дни перед выборами, чтобы герой таких историй уже не успел возразить. По мнению Мейера, в тех государствах СНГ , где произошли цветные перевороты, было подменено само понятие выборов. Противники действующей власти вообще не стремились выиграть в честной борьбе, а удовлетворяя свои амбиции, стремились к захвату кресел.
Максим Мейер, политолог, Россия:
- Как мне сказал один белорусский товарищ из оппозиции, поскольку они тоже готовятся - у нас кто штурмует резиденцию, тот в ней и остается. Вот собственно говоря, кредо оппозиционных технологий. Это очень неприятная тенденция, на самом деле это приводит к тому , что сам смысл демократической избирательной процедуры все более выхолащивается, превращается в ничто. А ведь когда мы вводили демократические выборы, мы их вводили для того, чтобы люди могли не прибегая к революционным методам, приходить во власть.
В том шквале информации, который обрушивается на людей во время выборных компаний, политологи советуют обращать внимание на самое главное - что кандидат уже сделал и что сможет дать стране на посту президента. Утверждение, что грязные технологии эффективны, эксперты довольно часто оспаривают. Избирателей все больше интересуют конкретные программы и действия кандидатов, и все сложнее становится завоевать авторитет на клевете. Во всяком случае долгосрочных дивидендов и уважения она никому не приносила. Мировая история выборов и жизнь это не раз доказывала.
Источник: Агентство «Хабар» (https://www.khabar.kz)