03.11.2005
Для общества и государства
Сегодня исполняется ровно год с того дня, как начала свою работу первая сессия Парламента Казахстана третьего созыва. За это время законодателями проделано немало по совершенствованию правовой базы. О развитии парламентаризма в республике и текущей политической ситуации — наша беседа с заместителем председателя Мажилиса Сергеем Дьяченко.
— Сергей Александрович, позади год напряженной законотворческой деятельности. Каким он был? Что из сделанного вы бы назвали самым важным и значимым?
— Вся деятельность парламентариев была направлена на усиление роли закона в жизни государства и общества, реальное улучшение жизни наших сограждан, укрепление казахстанской государственности.
Вот только некоторые количественные показатели труда мажилисменов за прошедший период. На 37 пленарных заседаниях в общей сложности было рассмотрено более 360 вопросов, принято и направлено в Сенат около 100 законопроектов. Из общего числа принятых Парламентом законов Глава государства подписал 86. Они охватывают практически все стороны общественно-политической жизни страны. В числе наиболее значимых законодательных актов, принятых Парламентом и подписанных Главой государства, можно назвать Закон «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», который был разработан в целях реализации февральского Послания Президента и предусматривает дополнительные меры по социальной защите материнства и детства. В соответствии с данным законом уже с 1 июля следующего года, а не с 2007-го, как планировалось ранее, будет введено государственное пособие по уходу за ребенком до одного года. Размер его будет составлять три месячных расчетных показателя на первого ребенка, три с половиной — на второго, четыре — на третьего и далее.
На первой сессии третьего созыва был принят и вступил в силу Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан». В нем качественно улучшены нормы, регулирующие вопросы обеспечения инвалидов жильем и их доступа к объектам социальной инфраструктуры и коммуникаций. В данный закон депутатами также внесена важная поправка о передаче прав собственности на земельные участки (застроенные зданиями) общественным объединениям инвалидов на безвозмездной основе.
В целях систематизации норм валютного регулирования и валютного контроля, создания нормативной правовой базы для реализации политики по либерализации валютного режима и перехода к полной конвертируемости национальной валюты Парламентом одобрен и вступил в силу Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
С ноября 2004 года по настоящее время рассмотрены и ныне действуют такие важнейшие законодательные акты, как Закон «Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан», «О противодействии экстремизму», «О третейских судах», «О государственном социальном заказе», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений».
В настоящее время идет активная работа над бюджетом 2006 года, который носит ярко выраженный социальный характер, предусматривает значительный рост расходов государства на социальные нужды и цели развития. Планируется, что социальный блок бюджета составит 37,8 процента к общим расходам республиканского бюджета, или 7,4 процента к ВВП.
Важное направление деятельности Мажилиса — организация и проведение парламентских слушаний, а также правительственных часов с участием руководителей министерств и ведомств. За первый год работы парламентарии 15 раз встречались с членами Правительства и руководителями иных государственных органов.
В адрес руководителей государственных органов и должностных лиц было направлено более 790 запросов, касающихся самых различных проблем, волнующих избирателей. По наиболее значимым, вызывающим общественный резонанс вопросам высокопоставленные чиновники дают разъяснения на пленарных заседаниях палаты.
Взаимодополняющая деятельность двух палат Парламента и отработанные механизмы взаимодействия между ними позволяют гармонизировать общереспубликанские интересы, представленные прежде всего в Мажилисе, и интересы регионов, выразителем которых в основном является Сенат.
Говоря о законодательной деятельности Мажилиса Парламента, нельзя не упомянуть и о роли аппарата палаты, на который ложится большой груз ответственности по обеспечению деятельности депутатского корпуса.
— Нередко законодательную ветвь обвиняют в отсутствии политического авторитета. Дескать, Парламент наш зависит от исполнительной власти, не имеет собственного мнения и знай себе «штампует» законы, разработанные исполнительными органами. Что вы скажете по этому поводу?
— В противовес данному мнению хотел бы отметить, что нарастающая профессионализация депутатской деятельности и твердый настрой депутатов на дальнейшее применение неиспользованного правового ресурса Парламента в скором времени окончательно снимут всякие предубеждения относительно некоей ограниченности полномочий законодательной власти.
И хотя в Мажилисе преобладают представители республиканской политической партии «Отан», это вовсе не означает, что другие депутаты лишены права высказывать свои позиции и выдвигать инициативы. Любой законопроект обсуждается гласно, постоянно проходят очень острые дискуссии. Сам дух парламентаризма противоречит келейности. Кроме того, Мажилис всегда был и будет открыт для общественности, средств массовой информации.
Общеизвестно и стремление депутатов эффективно воздействовать на принятие решений в Правительстве, в том числе и по вопросам законопроектной работы, через усиление контроля за деятельностью должностных лиц, влияние на их подбор и назначение. Указ Президента «О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан», изданный в мае 2005 года, значительно расширяет полномочия Парламента и его палат при назначении министров социально-экономического блока, а также председателя и членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Теперь депутаты Парламента могут косвенно или прямо, через персоналии, активно влиять на характер законопроектной работы того или иного министерства или ведомства. В результате существенно повышаются уровень взаимодействия между Парламентом и Правительством и ответственность министерств и ведомств при подготовке законопроектов.
Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что эффективность парламентаризма в условиях президентской республики заключается не только в количестве полномочий Парламента, но и в качестве их осуществления.
— Кстати, о качестве принимаемых законов, от которого, как известно, во многом зависит их эффективность. Не будем скрывать, проблемы здесь есть. Может, правы те, кто утверждает, что недостаточно профессионален все-таки наш Парламент?
— Безусловно, о стопроцентном качестве принимаемых законов сложно говорить. Да вы и не увидите такого ни в одной стране мира. Законотворчество — вещь очень тонкая и капризная, чутко реагирующая на изменения в общественной жизни. Как раз то, о чем я говорил выше, способствует повышению качественной составляющей в работе парламентариев.
Вместе с тем, говорю с полной ответственностью, профессионализм депутатского корпуса заметно растет. Посмотрите, сейчас ведь принимается намного больше законов о внесении изменений и дополнений в те или иные законодательные акты, то есть мы работаем над «долговечностью» законов.
И дело не в том, люди каких профессий получили депутатский мандат. Парламент — представительный орган власти, своего рода срез общества, и его состав должен отражать интересы всех слоев населения. Быть может, и неплохо для эффективной законотворческой деятельности быть юристом, политологом или экономистом. Но вовсе не обязательно. Главное — жизненный опыт и умение, желание заниматься профессиональной деятельностью в интересах своих избирателей и всего общества. Ведь именно через Парламент народ может сообщить власти о своих нуждах, что требует от депутатов не словесных деклараций, а конкретной деятельности. И в этом отношении отрадно, что нынешний состав палаты нацелен на реальную работу во имя повышения благосостояния казахстанцев, не отвлекаясь на фракционные дрязги и внутренние разборки. Новому Мажилису, конечно же, очень помог опыт работы депутатов предшествующих созывов. Но надо отметить и то, что наличие парламентского центристского большинства сделало законотворчество более конструктивным, ответственным и прагматичным.
Сегодня можно твердо сказать, что в Мажилисе Парламента работают профессионалы. Немного в республике государственных органов, в которых одновременно трудилось бы столько высококлассных специалистов, имеющих большой опыт работы в самых различных областях: в государственном управлении, науке, бизнесе. Именно благодаря такому составу Мажилис способен принимать и принимает важнейшие решения по всем сферам деятельности государства.
— Тогда несколько слов о перспективах законотворческой деятельности...
— В первую очередь мы будем стараться обеспечить максимальную правовую поддержку осуществлению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед казахстанским обществом. Президент наметил глобальные задачи, касающиеся, в частности, увеличения ВВП на душу населения в 2,5 раза, удвоения к 2012 году доходов населения страны. Несомненно, эти задачи будут осуществляться при активном участии Парламента, так как любая государственная политика, будь то в сфере экономики или политики, реализуется посредством законов.
Еще одно направление нашей деятельности — создание правовых условий и механизмов для проведения политических реформ, обозначенных Главой государства.
— А насколько наше общество готово сегодня к политической модернизации?
— Я бы сказал, оно готовится, и довольно успешно. А основанием для этого служит весомый экономический рост, признаваемый всеми экспертами, в том числе зарубежными. Плюс растущая политическая активность населения. Сейчас совершенно иная политическая культура, исчезает былая зашоренность, идет раскрепощение мысли и действий. Полагаю, общество адекватно воспринимает политические реформы. Другое дело, что необходим взвешенный подход ко всему комплексу вопросов, касающихся этого блока. Мы не имеем права на поспешность, тем более на ошибку, которая может слишком дорого стоить и государству, и обществу.
В этом, собственно говоря, и заключается специфика нашего пути, которая, судя по всему, становится понятной для западных политиков. Сегодня у некоторых из них есть мнение, что перенос стандартов американской демократии в неподготовленные страны приводит порой к непредсказуемым последствиям.
Или возьмите визит в нашу страну бывшего американского госсекретаря Мадлен Олбрайт и нынешнего — Кондолизы Райс. Как говорится, две большие разницы. Вопреки многим прогнозам, Кондолиза Райс не стала поучать и наставлять казахстанское руководство, а, по сути, признала право нашего государства на самостоятельный путь.
— В преддверии президентских выборов не могу не спросить о том, как вы оцениваете нынешнюю избирательную кампанию? В чем ее особенность, ожидаете ли от нее каких-либо сюрпризов?
— Сюрпризов, уверен, не будет. Основное же отличие нынешней избирательной кампании в том, что проходит она на базе прочного социально-экономического фундамента. В этом главное преимущество и козырь действующего Главы государства как кандидата в Президенты.
На данном этапе какие-либо политические встряски и революции исключены. Налицо экономический подъем и рост жизненного уровня казахстанского населения, что не даст никому возможности спекулировать на трудностях, которые имеют место в соседних странах. Для этого просто нет никаких поводов и причин. И не только в плане экономической ситуации, но и с точки зрения стабильности и согласия в самом обществе. Очень часто мы недооцениваем этот ресурс, считая его банальной, набившей оскомину констатацией факта. Между тем это действительно главное наше достояние, позволяющее ставить и достигать самых амбициозных целей.
Кроме того, за минувшие годы изменились менталитет, общественное сознание наших граждан. А это самая сложная революция. Один из классиков политической мысли сказал, что самая неприступная крепость в мире — голова человека. Еще раз акцентирую внимание на том, что невидимая революция в умах, связанная с крушением старых стереотипов и выработкой новых демократических ценностей и новой политической и правовой культуры, во многом состоялась.
Главное, чтобы выборы прошли честно и открыто, чтобы у наблюдателей и оппозиции не было ни малейшего повода заявить о нарушениях.
— Сергей Александрович, напоследок вопрос личного характера: ваше отношение к современной политике как человека, непосредственно вовлеченного в политические процессы?
— Знаете, существует много определений политики. На мой взгляд, самое правильное и точное из них заключается в том, что политика — это искусство возможного. Считаю, что конструктивизм, дальновидность, умение находить компромиссы должны быть неотъемлемыми качествами настоящего политика.
В то же время по принципиальным вопросам я всегда иду до конца и решаю их словом и делом. При этом в своей профессиональной деятельности, в работе с избирателями всегда избегаю голословных обещаний. Французский писатель Андре Моруа как-то очень удачно выразился: «Случается, конечно, что демагогическая политика приносит успех, но успех этот эфемерен... Рано или поздно лживые обещания порождают недовольство и бунт. В конечном итоге только честные политики одерживают долговечные победы».
Не сочтите за громкие слова, но моя главная цель, и как парламентария, и как простого гражданина, — сделать максимум в своей должности для того, чтобы экономический подъем родной страны, результаты реформ реально ощутил на себе каждый казахстанец.
Евгений КОНОНОВИЧ