|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
10.11.2005 На вопросы отвечают специалисты отдела по разъяснению
В связи с тем, что наше предприятие отправляет сотрудников в командировки, и они снимают в аренду помещения у частных лиц, просим дать разъяснения по вопросу, каким образом должны быть оформлены документы на аренду между сотрудником предприятия и частным лицом, сдающим помещение в аренду? Должен ли договор между ними быть зарегистрирован в налоговой инспекции и быть нотариально заверенным? Какие документы об оплате должен предоставить арендодатель нашему сотруднику, если оплата за аренду квартиры была произведена наличными деньгами?
В соответствии с основными понятиями, изложенными в Законе РК «О труде в Республике Казахстан», командировка - это направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей вне места постоянной работы. Согласно пп. 2) п. 1 ст. 93 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) вычеты сумм компенсаций при служебных командировках производятся по фактически произведенным расходам по найму жилого помещения, включая оплату расходов за бронь. При этом на основании п. 2 ст. 92 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены. В рассматриваемом случае, если работник, направленный в командировку, не воспользовался услугами гостиничного комплекса, а снял в аренду жилое помещение у частного лица, то в данном случае документом, подтверждающим факт использования данного жилья, будет являться договор аренды, заключенный между командированным работником и частным лицом - арендодателем помещения. Договор по своей сути является двусторонним соглашением, в котором оговорены права и обязанности его участников, направленным на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Договор обычно содержит сведения о его участниках, обязательства договаривающихся сторон, условия осуществления договора, способы оплаты за предоставленные услуги, юридические и фактические адреса сторон. В том случае если физическое лицо - арендодатель зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП) и осуществляет деятельность на основе патента, в договоре необходимо отразить сведения, касающиеся свидетельства налогоплательщика и патента данного предпринимателя. Если физическое лицо осуществляет предоставление услуг по аренде жилого помещения без регистрации в качестве ИП, то на юридическое лицо, направившее работника в командировку, распространяется обязанность по удержанию ИПН с дохода, облагаемого у источника выплаты. Договор, о котором идет речь, не подлежит регистрации в налоговом органе, т.к. данное требование не регламентировано в положениях Налогового кодекса. Что касается нотариального заверения договора аренды, то согласно ст. 544 Гражданского кодекса договор имущественного найма должен быть заключен в письменном виде при условии, если срок аренды составляет более одного года или если хотя бы одна из сторон договора является юридическим лицом, независимо от срока, и подлежит государственной регистрации. При этом в этой же статье определено, что договор имущественного найма между гражданами на срок до одного года может быть заключен в устном виде. Следовательно, если командировка носит не продолжительный характер, то договор аренды, заключенный в письменном виде, т.к. является подтверждающим документом факта проживания сотрудника в командировке, может не заверяться в нотариальном порядке. В соответствии с пп. 1) п. 1 ст. 546 Налогового кодекса на территории РК денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека. При этом положение настоящего пункта не распространяется на денежные расчеты ИП, осуществляющих деятельность на основе разового талона или патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса. Таким образом, если ИП, сдающий помещения в аренду, осуществляет деятельность на основе патента, документом, подтверждающим факт оплаты услуги, будет являться договор аренды, в котором зафиксирована фактическая сумма оплаты по предоставленной услуге.
Прошу проконсультировать, правильно ли я как бухгалтер понимаю Налоговый кодекс? Согласно ст. 171 физические лица должны сдавать декларации, получающие доходы. Если физическое лицо получает имущественный доход от реализации ценных бумаг, т.к. является держателем акций как физическое лицо ст. 166. По ст. 163 п. 1 имущественный доход не облагается у источника выплаты. В моем случае в Налоговый комитет по месту жительства сдается декларация по ИПН и при этом налогом не облагается.
Согласно п.п.1 ст. 163 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) к доходам налогоплательщика, не облагаемым у источника выплаты, в частности, относится имущественный доход. В состав имущественного дохода входят доходы, определенные в ст. 166 Налогового кодекса, где, в т.ч. имеет место доход от прироста стоимости при реализации ценных бумаг. При этом п. 3 этой же статьи предусмотрено, что прирост стоимости при реализации ценных бумаг определяется в соответствии с п. 4 ст. 82 Налогового кодекса, согласно которому приростом будет являться: • по ценным бумагам, за исключением долговых ценных бумаг, и доли участия - положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения; • по долговым ценным бумагам и доле участия - положительная разница без учета купона между стоимостью реализации и стоимостью приобретения (вклада) с учетом амортизации дисконта и (или) премии на дату реализации. Имущественный доход от реализации ценных бумаг, определенный в вышеуказанном порядке, подлежит налогообложению путем применения ставок, установленных п.1 ст. 145 Налогового кодекса. Так как данный вид дохода не подлежит налогообложению у источника выплаты, налогоплательщик самостоятельно осуществляет исполнение налоговых обязательств посредством представления в налоговые органы декларации по форме 200.00 с заполнением приложения по форме 200.02. При этом следует помнить, что декларация по индивидуальному подоходному налогу должна быть представлена в срок, установленный п.1 ст.172 Налогового кодекса, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за налоговым годом.
Зачастую арендодатели (т.е. непрямые поставщики) перевыставляют счета-фактуры по коммунальным услугам, выделяя в них НДС, арендаторам. Согласно ст. 235 п. 5. Налоговый кодекс суммой НДС, относимого в зачет, является: «сумма налога, указанная в документах, применяемых поставщиком коммунальных услуг...». Следовательно, арендатор не имеет права относить НДС, выделенный в счет-фактуре, в зачет. Должен ли арендатор принимать такие счета-фактуры и относить сумму НДС в общую стоимость коммунальных услуг? Имеет ли право арендодатель перевыставлять арендатору счет-фактуру за коммунальные услуги с НДС (ведь согласно ст. 242 п. 8 Налогового кодекса РК оформление счета-фактуры в этом случае не требуется)?
В соответствии с пп.1 п. 8 ст. 242 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) оформления счета-фактуры не требуется при осуществлении расчетов за предоставленные коммунальные услуги, услуги связи населению через банки с применением первичных документов, служащих основанием при ведении бухгалтерского учета. Положения данного подпункта распространяются на непосредственных поставщиков коммунальных услуг. Учитывая, что в вашем случае арендодатель по отношению к арендатору не является поставщиком данных услуг, то положения пп.1 п. 8 ст. 242 Налогового кодекса не могут быть применены. Арендодатель должен перевыставить арендатору счет-фактуру, оформленную в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 3 ст. 242 Налогового кодекса. При этом счет-фактура, выставленная таким образом, будет являться основанием для отнесения в зачет НДС у арендатора.
Просим дать разъяснение по ст. 345 п. 1 пп. 1-1 п. 2 Налогового кодекса и сообщить норматив потребности в транспортных средствах, устанавливаемых Правительством РК. А также дать разъяснение по ст. 351 п. 4 пп. 1 Налогового кодекса и сообщить норматив потребности, устанавливаемый Правительством РК по налогу на имущество.
В соответствии с пп. 1 и пп. 1-1) п. 2 ст. 345 и пп. 1) п. 4 ст. 351 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) не являются плательщиками, соответственно, налога на транспортные средства по специализируемой сельскохозяйственной технике по нормативам потребности и Перечню, установленным Правительством РК, и налога на имущество по объектам налогообложения в пределах нормативов потребности, устанавливаемых Правительством РК, производители сельскохозяйственной продукции, включая плательщиков единого земельного налога. Что касается налога на транспортные средства, то нормативы потребности в транспортных средствах плательщиков единого земельного налога определены постановлением Правительства РК от 20.12.1999 г. № 1944 «Об утверждении нормативов потребности в транспортных средствах и имуществе для плательщиков единого земельного налога» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16.03.2002 г. № 317). В нормативы потребности в транспортных средствах одного крестьянского (фермерского) хозяйства входят принадлежащие его членам на праве общей собственности на праве собственности: 1) один легковой автомобиль с объемом двигателя включительно до 2 500 куб. см; 2) грузовые автомобили с суммарной мощностью двигателей в размере 1 000 кВт на 1 000 га пашни. Перечень специализированной техники установлен постановлением Правительства РК от 26.11.2001 г. № 1519 «Об утверждении Перечня специализированной сельскохозяйственной техники, по которой производители сельскохозяйственной продукции освобождаются от уплаты налога на транспортные средства», который включает в себя: 1. Автомобили-цистерны для перевозки молока или воды для сельскохозяйственных целей. 2. Автомобили ветеринарной службы. 3. Автозообиологические лаборатории. 4. Автокормовозы. 5. Автопогрузчики сельскохозяйственного назначения. 6. Автозаправщики сеялок. 7. Автомашины для внесения удобрений. 8. Автозагрузчик самолетов минеральными удобрениями и ядохимикатами. 9. Автотранспортировщики штабелей тюков. 10. Авторазбрасыватель приманок. 11. Ботвоуборочные машины. 12. Воздушное судно АН-2 с/х. 13. Жатки самоходные. 14. Зерноуборочные комбайны. 15. Колесные тракторы, самоходные шасси и мобильные энергетические средства. 16. Кормоуборочные комбайны. 17. Автомобили-мастерские по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин. 18. Самоходные косилки. 19. Стогообразователи. 20. Уборочные комбайны (по сбору корнеплодов, картофеля, томатов, зеленого горошка, хлопка и др.). Касательно нормативов потребности по объектам налогообложения налогом на имущество, то в соответствии с п. 2 постановления Правительства РК от 20.12.1999 г. № 1944 «Об утверждении нормативов потребности в транспортных средствах и имуществе для плательщиков единого земельного налога (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16.03.02 г. № 317) норматив потребности в имуществе плательщиков единого земельного налога включает имущество, имеющееся на праве собственности, непосредственно используемое в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции.
Ситуация 1. Согласно Правилам составления Расчета по индивидуальному налогу по форме 201.00, утвержденным приказом Председателя Налогового комитета МФ РК от 06.12.2004 г. № 625 (Расчет), в Разделе «Социальные отчисления» в строках 201.00.009 и 201.00.010 отражаются доходы физических лиц, с которых исчисляются социальные отчисления и исчисленные суммы социальных отчислений, которые в последующем уменьшат сумму социального налога, подлежащего к уплате в бюджет. При заполнении упрощенной декларации по форме 910.00 следует отметить, что по строке 910.00.011 указывается сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, за минусом суммы социальных отчислений, указанной в строке 910.00.012, которая в свою очередь переносится из строки 201.00.010 D формы 201.00. В связи с чем в Расчете в строках 201.00.009 и 201.00.010 отражаются данные, как по работникам, так и по самому индивидуальному предпринимателю. При этом если у предпринимателя отсутствуют наемные работники, то в Расчете по форме 201.00 в указанных строках отражаются сведения по исчислению социальных отчислений за самого предпринимателя, которые в последующем уменьшат сумму социального налога по упрощенной декларации. Следовательно, если предприниматель не имеет работников, то Расчет по форме 201.00 составляется и представляется в районные налоговые комитеты самим предпринимателем, где отражаются только суммы исчисленных социальных отчислений за самого предпринимателя.
Разбор ситуации 1. Дополнительная форма к Расчету по форме 201.00 предназначена для отражения по каждому физическому лицу: начисленных и не облагаемых доходов, обязательных и добровольных пенсионных взносов, страховых премий, относимых на вычеты, в соответствии со ст. 152 Налогового кодекса, индивидуального подоходного налога, социальных отчислений и выплаченных доходов. Так, в графе «R» указываются расходы работодателя по каждому физическому лицу, в т.ч. по работнику, и итоговая сумма, с которых исчисляются социальные отчисления, определяемые в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании» от 25.04.2003 г. № 405-II с изменениями от 13.12.2004 г. № 11-III и Правилами исчисления социальных отчислений, утвержденными постановлением Правительства РК от 21.06.2004 г. № 683, с изменениями от 31.12.2004 г. № 1449. В графе «S» - указываются суммы социальных отчислений также по каждому физическому лицу, в т.ч. по работнику, и итоговая сумма исчисленных отчислений в соответствии с указанными выше законодательными актами.
Ситуация 2. Относительно заполнения и представления Расчета по форме 651.00. Кто должен представлять эту форму? Должны ли налогоплательщики отражать суммы исчисленных социальных отчислений в данном Расчете или в форме 201.00? А также как заполнять данную форму и т.п.
Разбор ситуации 2. На основании Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и в соответствии с Правилами составления Расчета по форме 651.00, утвержденными приказом председателя Налогового комитета МФ РК от 06.12.2004 г. № 625, данная форма Расчета предназначена для отражения отчислений в фонды содействия занятости, обязательного медицинского страхования, государственного социального страхования, Государственный центр по выплате пенсий налогоплательщиками, работающими по контрактам, заключенным с Республикой Казахстан в установленном законодательством порядке, в которых Республикой Казахстан предоставлены гарантии стабильности налогового режима. При этом Расчет по форме 651.00 представляется по каждому контракту отдельно. На основании изложенного форму 651.00 в налоговые органы представляют налогоплательщики, которым предоставлены гарантии стабильности налогового режима по ранее заключенным контрактам. Остальная категория налогоплательщиков отражает исчисленные суммы обязательных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, введенные с 01.01.2005 г. в Расчете по подоходному налогу по форме 201.00, по строкам 201.00.009 и 201.00.010. Данную форму заполняют и представляют в налоговые органы юридические лица и индивидуальные предприниматели, адвокаты и частные нотариусы.
Ситуация 3. На основании приказа председателя Налогового комитета МФ РК от 01.12.2004 г. № 613 «Об утверждении Правил исчисления и удержания индивидуального подоходного налога и исчисления социального налога» (Правила) и в соответствии с разъяснением Налогового комитета МФ РК от 05.02.2005 г. № НК-УМ-08-3-19/942 социальный налог, исчисленный с применением ставок, установленных в пунктах 1, 2 и 4 ст. 317 Налогового кодекса, к объекту обложения, определенному ст. 316 Налогового кодекса, уменьшается на размер, т.е. на сумму социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании». В связи с чем сумма социального налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется как разница граф 25 (социальный налог за текущий месяц) и 27 (социальные отчисления за текущий месяц) Расчета и отражается в соответствующей строке декларации по социальному налогу.
Разбор ситуации 3. На основании пп. 11 п. 2 Правил и в соответствии с разъяснением Налогового комитета МФ РК при увольнении работника исчисление ИПН с дохода за последний месяц работы осуществляется с применением коэффициента перерасчета «1». При исчислении социального налога с доходов работников за последний месяц работы коэффициент «1» не применяется, следовательно, перерасчет не производится.
Должны ли индивидуальные предприниматели, являющиеся пенсионерами по возрасту, начислять за себя и уплачивать обязательные пенсионные взносы?
Согласно ст. 8 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» и в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты населения РК от 16.02.2005 г. № 10-1-16/737 обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, а также самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории РК. То есть указанным Законом предусмотрено, что обязательному социальному страхованию подлежат только лица трудоспособного возраста. Подтверждение данной позиции просматривается и в порядке назначения самих социальных выплат при возникновении социального риска. К примеру, социальная выплата на случай утраты трудоспособности назначается до достижения получателем возраста, дающего право на назначение пенсионных выплат. Социальная выплата по потере работы назначается после регистрации заявителя в качестве безработного в уполномоченном органе по вопросам занятости. При этом безработными в соответствии с Законом РК «О занятости населения» признаются граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, заработка (дохода), ищущие подходящую работу и готовые приступить к ней. На основании изложенного не только работники, но и самостоятельно занятые лица (к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и частные нотариусы), являющиеся пенсионерами по возрасту, освобождаются от уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.
За предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, ежемесячно осуществляется уплата социальных отчислений в размере 1,5% от 7 000 = 105 тенге независимо от наличия дохода и даже при отсутствии такового?
Совершенно верно, в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании» от 25.04.2003 г. № 405-II (с изменениями от 13.12.2004 г. № 11-III) и Правилами исчисления социальных отчислений от 21.06.2004 г. № 683 (с изменениями от 31.12.2004 г. № 1449) для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в т.ч. по патенту и упрощенной декларации, размер дохода, принимаемого для исчисления социальных отчислений, приравнивается к размеру минимальной заработной платы, устанавливаемому Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, т.е. в 2005 г. - 7 000 тенге. Таким образом, для предпринимателей, работающих по патенту и упрощенной декларации, сумма обязательных социальных отчислений составит 105 тенге в месяц (7 000 тенге х 1,5%).
За работника, имеющего доход 7 000 тенге, социальные отчисления определяются в размере 1,5% от (7 000 - 700) = 95 тенге, т.е. от дохода работника, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов (согласно п. 7 Правил исчисления социальных отчислений)?
В соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании для работодателя (в т.ч. индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющего наемных работников, объектом социальных отчислений являются его расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги. Исчисление расходов работодателя, выплачиваемых работнику в виде доходов, производится в соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса. Кроме того, к расходам юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, использующих труд наемных работников, относятся доходы, выплачиваемые работнику в денежной или натуральной форме, включая доход, полученный в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды, а также доход от разовых выплат (в части оплаты труда). Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления социальных отчислений, не должен быть менее размера минимальной заработной платы 7 000 тенге и не более 10-кратного размера минимальной заработной платы, т.е. не более 70 000 тенге (7 000 тенге х 10). При этом согласно п. 8 Правил социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных подпунктами 1), 3), 10), 11), 15-17), 23), 25), 26), 27), 29), 31-1), 34) ст. 144 и подпунктами 4-7) п. 1 ст. 316 Налогового кодекса. Таким образом, если доход работника в месяц составляет 7 000 тенге, то социальные отчисления определяются в размере 1,5% от (7 000 - 700) = 95 тенге, т.е. перед исчислением социальных отчислений от дохода работника необходимо отнять 10% обязательных пенсионных отчислений (в случае если работник не является пенсионером).
При доходе работника, работающего неполный рабочий день, к примеру: 2 000 тенге, сумма социальных отчислений составит 1,5% от (7 000 - 200) = 102 тенге?
В случае если работник работает не полный рабочий день (1,2 часа в день или 1, 2, 3 дня в неделю), и его доход составляет размер меньше, чем 7 000 тенге, то ОПВ и социальные отчисления начисляются по факту начисленного дохода за минусом выплат, с которых не удерживаются ОПВ и социальные отчисления. Исходя из приведенного примера, сумма социальных отчислений составит 27 тенге (2 000 - 200 (ОПВ) х 1,5%).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |