|
|
|
Момент истины для фондового рынка, или Несколько слов к проекту Закона «О секьюритизации»
Тулеген АСКАРОВ, 18.11.2005
За время существования организованного фондового рынка в нашей стране накопилось немало проблем, без решения которых он не может двигаться вперед к цивилизованным стандартам. По крайней мере, одна из этих проблем может быть решена уже в ближайшее время, если парламентарии дадут путевку в жизнь проекту закона «О секьюритизации». Почему институт секьюритизации до сих пор отсутствует в Казахстане - вопрос, скорее всего, риторический. Хотя в стране сложился вполне развитый рынок облигаций, их эмитенты (в основном банки) использовали механизм секьюритизации для выпуска и размещения долговых инструментов за рубежом. Поэтому-то практически каждый ведущий банк имеет за границей “дочку” со статусом SPV (Special Purpose Vehicle), которая и выпускает облигации под гарантии своей материнской компании, то есть в данном случае банка. Местом регистрации таких “дочек” обычно выбираются Нидерланды или Люксембург.
Все новое - хорошо известное старое
Поскольку через SPV уже был успешно размещен на мировых рынках не один выпуск облигаций казахстанских эмитентов на суммы в десятки и сотни миллионов долларов, то можно утверждать, что нашим финансистам секьюритизация явно пришлась по вкусу, и они располагают достаточным опытом работы в этом направлении. Сам принцип секьюритизации весьма прост. В отличие от существующего у нас порядка, когда эмитентом облигаций выступает сама компания-заемщик, в схеме секьюритизации ей отводится роль так называемого оригинатора - создателя специальной финансовой компании (СФК), которая и выпускает облигации. Понятно, что вкладывать деньги в эти бумаги никто не согласится, если оригинатор не передаст СФК определенные активы в качестве обеспечения облигаций. Такими активами выступают права требования оригинатора к дебиторам и поступления по ним. Прелесть секьюритизации состоит не только в ее удобстве для оригинатора - она создает также важные преимущества и для инвесторов, вкладывающих свои деньги в облигации. Во-первых, деятельность СФК гораздо прозрачнее по сравнению с ее материнской компанией, то есть оригинатором, - очень важное обстоятельство, когда в качестве последнего выступает целая банковская группа или многоотраслевой промышленный холдинг. В итоге инвесторы могут эффективно контролировать все поступления в ФССК. Во-вторых, СФК по своему устройству создается таким образом, что ее банкротство заведомо исключается. В итоге значительно снижается и вероятность дефолта по облигациям, что для фондового рынка Казахстана становится жизненной необходимостью после известного скандала вокруг компании “Шахармунайгаз”, в бумаги которой группа накопительных пенсионных фондов вложила средства своих вкладчиков. Видимо, поэтому-то наше государство и решило, что наступил момент истины для появления института секьюритизации и в Казахстане, тем более что страна считается лидером в деле финансовых реформ в СНГ и взят ясный курс на достижение европейских стандартов.
Дело - за парламентом
Выступая на IV Конгрессе финансистов Казахстана, президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ подчеркнул необходимость скорейшего развития современных форм финансирования на структурной основе и дал поручение правительству разработать законопроект “О секьюритизации”. Последнее свою миссию выполнило, и на данный момент проект закона благополучно проходит все необходимые обсуждения в парламенте. Предположительно законопроект может поступить на подпись к главе государства до конца этого года. Как выясняется из деталей обсуждения проекта в Мажилисе, институт секьюритизации в его казахстанской версии приобретет целый ряд местных особенностей. Так, СФК разрешат использовать не только для одной сделки, а для нескольких сделок секьюритизации. Такое решение мотивируется тем, что это более удобно для оригинатора в том случае, когда у него есть потребность в оперативном привлечении финансирования. Снижены требования к проверке финансового состояния оригинатора - если изначально ему нужно было иметь аудиторские отчеты за последние три года до заключения сделки секьюритизации, то теперь этот порог снижен до одного последнего года. Депутаты также настояли на том, чтобы создание СФК не было ограничено только формой ТОО. Поэтому в проект закона заложена возможность создания СФК и в форме акционерного общества, что весьма удобно в случае многоразовых сделок секьюритизации. Принятие закона “О секьюритизации” повлечет за собой внесение дополнений и изменений в другие законодательные акты, включая Гражданский и Налоговый кодексы, Законы “О банкротстве”, “О банках и банковской деятельности в РК”, “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”, “О рынке ценных бумаг”, “О Национальном Банке РК”, “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью”, “О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций” и “О естественных монополиях”.
Что скажет купечество?
Пока парламентарии обсуждали проект закона “О секьюритизации”, отечественные финансисты также не стояли в стороне. В составе рабочей группы по этому законопроекту, созданной комитетом Мажилиса по финансам и бюджету, участвовали представители банков и накопительных пенсионных фондов. Всего было проведено 11 заседаний группы, на которых было рассмотрено свыше 100 поступивших предложений, из которых 55 были приняты, а остальные - сняты инициаторами в ходе их обсуждения. Финансисты также провели бизнес-конференцию, специально посвященную этой теме. Поскольку уже со следующего года в Алматы должен начать свою работу региональный финансовый центр, то нельзя не согласиться с предложениями о том, что у Казахстана появится реальный шанс занять свою нишу на мировом рынке структурного финансирования. Ведь, при всем уважении к опыту Нидерландов и Люксембурга, расходы на создание и деятельность СФК в Казахстане наверняка должны быть ниже. Правда, пока первыми кандидатами на секьюритизацию выступают наши банки, однако специалисты прогнозируют, что по мере отработки нового механизма на практике на этом рынке в течение ближайших нескольких лет должны появиться и компании реального сектора экономики. Свой интерес и у регуляторов финансового рынка, озабоченных ростом зарубежных заимствований казахстанских банков - ведь в чересчур быстром росте внешнего долга и вправду нет ничего хорошего, тем более когда на внутреннем рынке царит острый дефицит инструментов для инвестирования. В этой связи нельзя не отметить, что накопительные пенсионные фонды наряду с банками выступают одними из самых заинтересованных сторон в скорейшем появлении института секьюритизации на отечественном фондовом рынке. Причем интерес здесь обоюдный: банки стремятся диверсифицировать свою базу фондирования, а НПФ - структуру своих инвестиционных портфелей. В любом случае ждать осталось совсем недолго, и уже скоро мы все сможем убедиться, сможет ли секьюритизация реально помочь фондовому рынку или просто станет еще одним атрибутом его цивилизованности.
Источник: Прочие
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |