|
|
|
21.11.2005 Обзор соблюдения выборного законодательства
7 сентября 2005 года постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан № 340-III на 4 декабря 2005 года назначены очередные выборы Президента Республики Казахстан. Согласно ст. 83 Конституции Республики Казахстан, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за точным и единообразным применением законов на территории Республики Казахстан. Указом Главы Государства от 9 сентября «О мерах по реализации избирательных прав граждан Республики Казахстан» Генеральной прокуратуре поручено ужесточить надзор за соблюдением законодательства, оперативно реагировать на жалобы и иные обращения о фактах нарушений законодательства о выборах. Во исполнение названных нормативно-правовых актов органы прокуратуры свою деятельность направили на обеспечение неукоснительного соблюдения принципов гласности, открытости, прозрачности выборной кампании. При этом особое внимание обращается на пресечение любых нарушений конституционных прав граждан в ходе выборного процесса, а также исполнение норм выборного законодательства всеми субъектами избирательного процесса. С этой целью Генеральной прокуратурой и прокурорами всех регионов Казахстана ведется постоянный мониторинг жалоб и заявлений о нарушениях выборного законодательства, проводятся проверки, принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных правонарушений. Генеральная прокуратура отмечает, что на сегодня завершены следующие этапы избирательной кампании: опубликование состава избирательных комиссий, выдвижение кандидатов, проверка соответствия кандидатов требованиям пункта 2 статьи 41 Конституции, сбор подписей в поддержку и регистрация кандидатов в Президенты Республики Казахстан. Продолжается составление списков избирателей. С 25 октября 2005 года начался наиболее активный этап избирательной кампании - предвыборная агитация. Анализ имеющихся данных показывает, что в целом основополагающие принципы законности выборного процесса соблюдены. Обеспечены гласность деятельности Центральной избирательной комиссии и руководимых ею избирательных комиссий, принятие ими законных и обоснованных актов и решений на завершенных этапах избирательной кампании, в том числе при образовании избирательных комиссий, регистрации кандидатов в Президенты Республики Казахстан и их доверенных лиц. Гарантировано и реализовывается право граждан и участников избирательного процесса на обжалование актов и действий, затрагивающих их избирательные права, в суде и других государственных органах. Со стороны Правительства и исполнительных органов власти принимаются меры, направленные на исполнение требований выборного законодательства по обеспечению активных избирательных прав граждан, финансированию выборов, подготовке к этапу предвыборной агитации и проведению голосования. Состояние законности на каждом из вышеназванных этапов характеризуется следующими данными.
1. Состав избирательных комиссий
В сентябре прошлого года в Республике Казахстан прошли выборы в Мажилис Парламента, до начала которых были образованы избирательные комиссии. В связи с этим, необходимости в создании избирательных комиссий заново не возникало. Производилось лишь текущее уточнение состава избирательных комиссий, в ходе которого допущены единичные нарушения законодательства, устраненные после принятия мер прокурорского реагирования. Так, 11 октября 2005 года прокуратурой Житикаринского района Костанайской области принесен протест в связи с несоответствием количественного состава ряда избирательных комиссий требованиям пункта 1 статьи 17 Конституционного закона. Протест удовлетворен, избирательные комиссии доукомплектованы. По фактам включения в состав избирательных комиссий лиц, имеющих непогашенную судимость, принесены протесты 16 сентября 2005 г. прокурором Толебийского района Южно-Казахстанской области и 22 октября 2005 года прокурором Тарановского района Костанайской области. Протесты удовлетворены. 19 сентября 2005 года прокурором Шардаринского района Южно-Казахстанской области принесен протест в связи с принадлежностью всех членов избирательной комиссии одной и той же организации. Протест удовлетворен. Данные проводимого мониторинга свидетельствуют, что по вопросу соответствия состава избирательных комиссий требованиям законодательства поступили 5 обращений от участников избирательного процесса, выявлено 6 нарушений, которые устранены. Генеральная прокуратура полагает, что в целом в настоящее время состав избирательных комиссий соответствует требованиям выборного законодательства и позволяет им надлежащим образом выполнить возложенные обязанности.
2. Составление списков избирателей
Согласно п.5 ст. 24 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» составление списков избирателей возложено на соответствующих акимов. Данный этап избирательного процесса начат 8 сентября и должен быть закончен 13 ноября. Генеральная прокуратура отмечает, что указанный этап является одним из самых важных для обеспечения активного избирательного права граждан Республики Казахстан. Исполнительными органами власти принимаются достаточные меры для обеспечения полноты и достоверности составления списков избирателей. В частности, акимами приняты меры по учету и уточнению адресов жилых зданий в границах избирательных участков, с привлечением сотрудников уполномоченных государственных органов, организованы подворный и поквартирный обход граждан, в средствах массовой информации размещают объявления о предоставлении возможности гражданам заблаговременно проверить наличие себя в списках избирателей. Генеральной прокуратурой поручено каждому прокурору регионов принять исчерпывающие меры по неукоснительному соблюдению избирательных прав граждан при формировании списков избирателей. В результате предпринимаемых мер органам прокуратуры удается своевременно уточнять списки избирателей. В целом по Республике зафиксировано более 400 случаев уточнения списков избирателей. Органами прокуратуры удовлетворено 41 обращение граждан по вопросам полноты списков избирателей. Генеральная прокуратура полагает, что предпринимаемые исполнительными органами меры позволяют в установленные законодательством сроки завершить составление списков избирателей, обеспечив их полноту и соблюдение избирательных прав граждан.
3. Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов.
К настоящему времени завершились такие этапы избирательного процесса, как выдвижение кандидатов, сбор подписей в их поддержку и регистрация. В целом перечисленные этапы были Центральной и территориальными избирательными комиссиями организованы в точном соответствии с законодательством. Кандидатами в Президенты Республики Казахстан в соответствии со статьей 55 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» (далее - Конституционный закон) было выдвинуто 18 человек. 3 кандидата выдвинуто политическими партиями (Н. Назарбаев - партией «Отан», Е. Абылкасымов - КНПК, А. Байменов - партией «Ак Жол»), 1 кандидат выдвинут республиканским общественным объединением (Ж. Туякбай - РОО «За справедливый Казахстан»), оставшиеся 14 кандидатов баллотировались в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатом в Президенты Назарбаева Н. было обжаловано в судебном порядке гр-ном Кабиевым Е., который предъявил иск к партии «Отан». 18 октября 2005 года решением Сарыаркинского районного суда города Астана в иске Кабиеву было отказано в связи необоснованностью его доводов. В частности, Кабиев указал, что Президентом не может стать лицо, старше 65 лет, и занимавшее эту должность 2 раза подряд. Однако суд указал, что возрастной ценз, установленный ранее Конституцией Республики Казахстан, исключен. Конституционное положение, закрепившее право граждан занимать пост Президента не более двух раз подряд не распространяется на лицо, осуществлявшее полномочия Президента Казахской ССР и Республики Казахстан до его избрания на эту должность 10.01.1999 года в соответствии с Конституцией 1995 года. Кабиев также обжаловал и возможность избрания Назарбаева Н.А. Президентом Республики Казахстан на новый срок в Верховный Суд Республики Казахстан. Определением Верховного Суда от 31 октября в принятии заявления Кабиеву отказано на основании п. 6 ст.20 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» в связи с истечением 10-дневного срока для обжалования решений избирательных комиссий, в т.ч. и решения ЦИК о регистрации кандидатов. Кроме того, гражданка Абдрахманова обжаловала в Верховный Суд бездействие Центральной избирательной комиссии при рассмотрении ее заявления о самовыдвижении ее кандидатом в Президенты Республики Казахстан. Верховный Суд отказал в принятии заявления гр-ки Абдрахмановой в соответствии с требованиями ст. 153 ГПК Республики Казахстан, в связи с несоблюдением ею норм процессуального законодательства при предъявлении иска. Генеральная прокуратура полагает, что на данном этапе гражданами Республики Казахстан в полной мере использовано право на обжалование действий Центральной избирательной комиссии. Вынесенные судебные акты обоснованны и полностью соответствуют нормам законодательства. Подписные листы для сбора подписей выданы 13 кандидатам. 5 кандидатов Центральной избирательной комиссией признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым пунктом 2 статьи 41 Конституции Республики Казахстан, а именно не владеющими свободно государственным языком. Ни один из кандидатов, признанных лингвистической комиссией в недостаточной степени владеющим государственным языком (М. Кожагулова, М. Карамаева, С. Нукенова, Т. Жамбулов, О. Сакаев), с соответствующей жалобой в суд или органы прокуратуры не обращался. Следует отметить, что из 13 кандидатов, получивших подписные листы, на проверку в территориальные избирательные комиссии сдали 6 кандидатов (Н. Назарбаев, Ж. Туякбай, А. Байменов, У. Кайсаров, Е. Абылкасымов, М. Елеусизов). После выдачи Центральной избирательной комиссией подписных листов ответственность за организацию сбора подписей в поддержку соответствующих кандидатов согласно пункту 3 статьи 56 Конституционного закона возлагается на доверенных лиц кандидатов. Именно на этом этапе были отмечены нарушения законности, вызвавшие обращения граждан в избирательные комиссии, органы прокуратуры и общественные организации по наблюдению за выборами о признании подписей, совершенных от их имени, недостоверными. Кроме того, территориальными избирательными комиссиями признавались недостоверными подписи граждан с неточными номерами удостоверений личности, местом их жительства. В частности, имели место факты подлога подписей избирателей, сбора подписей обманным путем под различными предлогами. Так, собиравшие подписи лица: - представлялись от имени избирательных комиссий и под предлогом уточнения списков избирателей получали подписи в поддержку того или иного кандидата; - осуществляя сбор подписей в поддержку одного кандидата, представлялись от имени другого кандидата, в результате чего избиратель ставил подпись под влиянием заблуждения; - представляясь работниками местных исполнительных органов, собирали подписи под предлогом переписи населения. Допускались иные нарушения. Проверки подписных листов показали, что в число подписантов включались несовершеннолетние лица, не обладающие всеобщим избирательным правом (пункт 1 статьи 4 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»). Всего выявлен 1121 факт сбора подписей несовершеннолетних, из которых наибольшее количество - 358 - в подписных листах кандидата А. Байменова, 319 - У. Кайсарова, 267 -Е. Абылкасымова, 130 - Ж. Туякбая, 47 - М. Елеусизова. В подписных листах Байменова, Туякбая и Кайсарова выявлено 73 подписи умерших граждан. Установлен факт включения в подписные листы в поддержку кандидатов недееспособных, умственно-отсталых лиц. Несмотря на то, что избирательное право на территории Казахстана принадлежит только гражданам Республики, в число избирателей, поставивших подписи в поддержку кандидатов в Президенты Республики Казахстан, включались иностранные граждане Российской Федерации, Республики Беларусь и других государств. Вышеуказанные факты были выявлены в ходе проверки подписей, проведенной в соответствии с пунктом 7 статьи 56 Конституционного закона территориальными избирательными комиссиями с привлечением паспортных служб. При этом представителями предвыборных штабов некоторых кандидатов предъявлялись претензии по поводу проверки достоверности подписей с участием сотрудников прокуратуры и органов внутренних дел. По их мнению, под паспортной службой в пункте 7 статьи 56 Конституционного закона понимаются лишь службы по выдаче документов населению Министерства юстиции Республики Казахстан. Однако, к паспортным службам наряду с органами юстиции относятся и органы внутренних дел, на которые статьями 5-1 и 10 Закона «Об органах внутренних дел» возложена обязанность по осуществлению ряда полномочий паспортной службы (контроль за соблюдением гражданами правил пребывания на территории Республики Казахстан, въезда и выезда за ее пределы и т.п.). В связи с этим пунктом 12 Календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению очередных выборов Президента Республики Казахстан, утвержденного Центральной избирательной комиссией 8 сентября 2005 года, участие в проверке достоверности подписей возложено на территориальные органы Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Таким образом, участие сотрудников органов внутренних дел в проверке достоверности подписей соответствует пункту 7 статьи 56 Конституционного закона и было предусмотрено нормативным актом Центральной избирательной комиссии с самого начала избирательной кампании. Участие в отдельных случаях сотрудников прокуратуры при проверке достоверности подписей граждан объясняется поступлением от них соответствующих обращений, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» является основанием для проведения прокурорской проверки. Анализ данных Центральной избирательной комиссии свидетельствует о том, что наибольшее количество недостоверных подписей было представлено кандидатами У. Кайсаровым (33896 подписей или 33,42% от общего количества), А. Байменовым (23486 подписей или 18,36%), Ж. Туякбаем (16236 подписей или 13,55%) и Е. Абылкасымовым (10925 подписей или 10,21%). Наименьшее количество недостоверных подписей выявлено в подписных листах кандидатов Н. Назарбаева (641 подпись или 0,38%) и М. Елеусизова (2442 подписи или 2,55%). По вопросам применения выборного законодательства на данном этапе в государственные органы поступили многочисленные обращения граждан, которые рассматриваются в строгом соответствии с действующим законодательством. Из числа поступивших обращений в государственные органы всех уровней 59,36% или 9840 обращений составляют жалобы на действия штаба по поддержке Ж. Туякбая, 13,04% или 2162 обращения - на действия штаба У. Кайсарова, 24,72% или 4099 обращений - на действия штаба А. Байменова, 0,3% или 49 обращений - на действия штаба Е. Абылкасымова, 0,07% или 12 обращений - на действия штаба Н. Назарбаева. В судах рассмотрено 4 иска граждан о восстановлении их избирательных прав и исключении их фамилий из подписных листов кандидатов в Президенты Республики Казахстан. В удовлетворении 2-х исков судом отказано по причине того, что территориальными избирательными комиссиями подписи граждан уже были исключены, 2 заявления по тем же причинам отозваны самими истцами. По результатам проведенных проверок в соответствующие штабы по поддержке кандидатов и Центральную избирательную комиссию (далее - ЦИК) прокурорами областей внесено 68 представлений в связи с фактами обмана избирателей в ходе сбора подписей. Генеральной прокуратурой в ЦИК внесено 5 представлений по фактам нарушений, допущенных на этапе сбора подписей в поддержку кандидатов в Президенты Республики Казахстан. По результатам рассмотрения прокурорских представлений Центральной избирательной комиссией принято решение об отказе в регистрации одному из кандидатов в Президенты Республики Казахстан - Кайсарову У.А. На решения территориальных избирательных комиссий об аннулировании подписей граждан, собранных обманным путем либо с нарушением закона, в суды доверенными лицами кандидатов заявлено 9 исков. 1 из них истцами отозван, 4 судами возвращены в связи с нарушением порядка подачи искового заявления, в удовлетворении 2-х заявлений отказано на основании ст. 272 ГПК РК в связи с отсутствием нарушений прав кандидатов в Президенты Республики Казахстан, 1 заявление оставлено без удовлетворения, поскольку истцами обжаловалось право территориальных избирательных комиссий на признание подписей недостоверными, тогда как такое право вытекает из ст. 56 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» и в удовлетворении 1 заявления отказано в связи с устранением нарушений со стороны истца. Несмотря на выявленные нарушения со стороны сборщиков подписей отдельных кандидатов, зарегистрированными кандидатами исполнено требование п.2 ст. 56 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» и они продолжили избирательную кампанию.
4. Предвыборная агитация и финансирование избирательного процесса
Центральной избирательной комиссией, Правительством, исполнительными органами власти приняты необходимые меры для надлежащего обеспечения проведения предвыборной агитации в ходе избирательной кампании по выборам Президента Республики Казахстан. Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» устанавливает ряд требований к проведению предвыборной агитации как по форме (только в разрешенный период, с указанием выходных данных и т.п.), так и по содержанию (недопустимость распространения сведений, заведомо порочащих честь и достоинство другого кандидата). Эти требования Закона Генеральной прокуратурой неоднократно разъяснялись через средства массовой информации и лично некоторым участникам избирательного процесса. К примеру, 16 сентября 2005 года Генеральной прокуратурой сделано заявление о недопустимости пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. 10 октября 2005 года Генеральной прокуратурой сделано заявление, в котором указано собственникам и главным редакторам средств массовой информации на необходимость воздерживаться от публикации в печатных изданиях и озвучивания в эфире информации, носящей характер предвыборной агитации, в запрещенный для этого период. 20 октября 2005 года Генеральная прокуратура выступила с сообщением для средств массовой информации о том, что впредь к лицам, виновным в противоправных деяниях, имеющих целью влияние на исход выборов, будут применены исчерпывающие меры ответственности, установленные законом. Учитывая участившиеся случаи незаконного выпуска печатных средств массовой информации, 20 октября 2005 года Генеральной прокуратурой распространено заявление, в котором разъяснено, что выпуск газет, не имеющих свидетельств о постановке на учет в уполномоченном органе по делам средств массовой информации, в том числе тех газет, свидетельства о постановке на учет которых аннулированы или признаны утратившими силу, противоречит действующему законодательству и влечет административную ответственность виновных лиц по ст.342 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. 24 октября 2005 года распространено заявление с призывом к неукоснительному соблюдению законодательства о порядке проведения массовых публичных мероприятий, недопущению фактов нарушения прав и свобод граждан и юридических лиц, а также интересов общества. Несмотря на это, на сегодня отмечены факты нарушений перечисленных выше требований Закона. Наибольшее количество таких нарушений допущено при проведении агитации против кандидата Н. Назарбаева. При этом допускаются действия оскорбляющие честь и достоинство кандидата Н. Назарбаева с целью незаконного влияния на исход выборов. Так, в первый же день официального начала предвыборной агитации в Жамбылской области неустановленными лицами был поврежден 21 билборд с изображением Н. Назарбаева. На зданиях и сооружениях в различных районах области и в городе Тараз были нанесены оскорбляющие надписи. По этим фактам органами внутренних дел области возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 318 и части 2 статьи 257 УК РК (соответственно, посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан и хулиганство). Зафиксированы факты порчи агитационных материалов. 25 октября 2005 года на автостанции в г. Сарыагаш Южно-Казахстанской области гр. Мустафина Т. умышленно уничтожила агитационный плакат кандидата в Президенты Республики Казахстан Назарбаева Н.А. Мустафина в судебном порядке привлечена к административной ответственности в виде штрафа. Ряд периодических печатных изданий, несмотря на требования Конституционного закона, умышленно опубликовали и распространили материалы, заведомо порочащие честь и достоинство кандидата Н. Назарбаева. По этим фактам к ответственности по Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях привлечены собственники газет «Свобода слова» и « Жұма-таймс », руководители типографии « Poly - Matrix » и распространители печатной продукции. Незаконная печатная продукция изъята из оборота и находится в суде. Рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности собственника газеты «Правда Казахстана» в связи с аналогичными нарушениями. Агитацией против кандидата Н. Назарбаева с грубейшими нарушениями закона целенаправленно занимаются отдельные незаконно действующие и незарегистрированные в установленном порядке организации. 25 октября в г. Алматы гр-не Торегожина Б.А., Байтелова Ж.А., Балгабаева Ж.Е. наклеивали на агитационные плакаты с предвыборной программой кандидата в Президенты Республики Казахстан Назарбаева Н.А. стикеры со словами «Осторожно зараза!». Судом эти действия признаны порочащими честь и достоинство кандидата Н. Назарбаева, в связи с чем виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Ранее 13 октября 2005 года упомянутая выше гр. Торегожина была судом привлечена к ответственности за участие в деятельности незарегистрированного общественного объединения «Кахар». Сейчас это незаконное объединение в отдельных регионах республики распространяет агитационные материалы с логотипами «Кахар», содержание которых также является заведомо порочащим честь и достоинство кандидата Н. Назарбаева. Следует отметить, что при этом Б. Торегожина и ее соучастники незаконно используют неимущественные права на зарегистрированный товарной знак и фирменное наименование «Кахар» его права обладателя - ТОО « BOND CREATIVE CONSULTING ». Генеральной прокуратуре известно о начале судебного процесса по иску ТОО «BOND CREATIVE CONSULTING» к Б. Торегожиной о запрещении использовать товарные знаки и логотипы «Кахар». Судом использование товарного знака и логотипа «Кахар» без согласия истца запрещено. Генеральная прокуратура отмечает, что данный спор носит частный характер, основан на нежелании правообладателя допустить использование своего товарного знака и логотипа, в том числе и в ходе избирательной кампании, и любое изъятие агитационных материалов, изготовленных с использованием товарного знака и логотипа «Кахар» производится на основании вышеуказанного постановления суда по гражданскому делу. Это не единственный зафиксированный случай нарушений неимущественных прав в ходе избирательной кампании. Генеральной прокуратуре также известно, что при проведении агитации за кандидата от объединения «За справедливый Казахстан» на агитационных материалах было допущено использование фотографии гражданина А. Азарова без его согласия, что противоречит требованиям пункта 10 статьи 27 Конституционного закона и ст. 145 Гражданского кодекса Республики Казахстан. В связи с этим А. Азаров предъявил иск к объединению «За справедливый Казахстан», заказавшему изготовление агитационных материалов. Суд в целях обеспечения иска наложил запрет на распространение агитационной продукции с его изображением. На основании судебного акта, в целях устранения нарушений неимущественных прав гр-на Азарова, агитационные материалы изъяты из оборота. В соответствии с законодательством, предвыборная агитация должна проводиться в установленное законом время. Между тем, отдельными лицами допущены факты преждевременной предвыборной агитации. Так, газета «Свобода слова» на протяжении нескольких номеров публиковала результаты социологического опроса на тему «За кого из кандидатов в Президенты Республики Казахстан Вы бы проголосовали?». Прокуратурой города Алматы главному редактору газеты Г. Ергалиевой было дано разъяснение закона, которое ею было проигнорировано, а противоправные действия продолжены. Зафиксированы факты размещения агитационной продукции в ненадлежащих местах. Например, в Акмолинской области прокуратурой области в региональный штаб кандидата Н. Назарбаева внесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в размещении агитационных листовок в неразрешенных правилами благоустройства местах. Нарушение устраняется. В соответствии с требованиями ст. 34 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» негосударственное финансирование выборов допускается исключительно из избирательных фондов, зарегистрированных в установленном порядке. В избирательные фонды могут быть направлены только средства, полученные законным путем. С целью обеспечить прозрачность и подконтрольность негосударственного финансирования выборов пунктом 5 статьи 28 Конституционного закона установлено обязательное отражение сведений об организации, выпустившей агитационные материалы кандидата, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Однако, зафиксированы случаи нарушений указанных требований выборного законодательства. Так, ряд агитационных материалов (видеокассеты, брошюры, листовки) за кандидата Ж. Туякбая необходимых выходных данных не содержал. В связи с чем, по возбужденному административному делу анонимные агитационные материалы изъяты из оборота. Известны случаи жалоб на нарушения финансовой дисциплины со стороны отдельных штабов по поддержке кандидатов в Президенты Республики Казахстан. К примеру, в прокуратуру Северо-Казахстанской области поступило обращение координатора штаба кандидата в Президенты Ж. Туякбая о том, что, получая заработную плату в сумме 10-12 тыс. тенге, она и другие работники расписываются в пустых табелях, где реально получаемые ими суммы не указываются. Данное обращение в настоящее время направлено в органы финансовой полиции для проведения проверки и принятия процессуального решения. Установлены и другие факты нарушений. В прокуратуру Южно-Казахстанской области обратились 2 студентки о невыплате им обещанных денег за сбор подписей граждан в поддержку кандидата в Президенты Ж. Туякбая. Проводится проверка. Известно также, что 27 октября житель Жамбылской области Кайнарбаев Н. подал иск в суд о взыскании материально ущерба со штаба по поддержке Туякбая в г. Тараз за проведенную работу по сбору подписей в поддержку вышеуказанного кандидата. 2 ноября Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Актюбинской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 206 Уголовного Кодекса (изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг) по факту обнаружения и изъятия поддельных банкнот Национального Банка Республики Казахстан. Данные банкноты обнаружены и изъяты у лиц, получивших заработную плату за агитационную работу в штабе РОО «За справедливый Казахстан». Проводится следствие. Зафиксирован один случай судебного обжалования действий Центральной избирательной комиссии по вопросам, связанным с финансированием выборов. Так, 19 сентября 2005 года кандидат Ж. Туякбай обратился в Верховный Суд с иском к Центральной избирательной комиссии. Причиной иска послужило определение Центральной избирательной комиссией АО «Народный банк Казахстана» в качестве финансового учреждения, где будут открыты специальные временные счета для избирательных фондов. В удовлетворении иска судом было отказано в связи с тем, что доводы истца были необоснованными. Органы прокуратуры продолжат осуществлять надзор на данных этапах избирательного процесса, с целью обеспечения законности действий государственных органов и участников избирательного процесса.
5. Иные нарушения законности в электоральный период
Генеральная прокуратура отмечает, что возросшая политическая активность участников избирательного процесса порой сопряжена с нарушением не только выборного законодательства. Неоправданное желание использовать отдельные социальные проблемы в целях привлечения внимания к предвыборной кампании того или иного кандидата приводят к нарушениям общественного порядка, прав и свобод других граждан, на недопустимость чего неоднократно указывалось органами прокуратуры. Так, в Талгарском районе Алматинской области земельные участки законных собственников (ТОО «СЭТ Мегаполис», фирма «Серуен», ЧП Омаргалиев), были самовольно заняты отдельными лицами, не имеющими каких-либо прав на эти участки. 11 лиц, самовольно захвативших земельные участки, были привлечены органами по управлению земельными ресурсами к административной ответственности и на них наложены штрафы. Однако, действия граждан по незаконному занятию чужого земельного участка не были прекращены. Более того, воспользовавшись социальными проблемами этих граждан, активисты РОО «За справедливый Казахстан» Б. Абилов и А. Косанов, фактически призвали в своих выступлениях к неповиновению законным требованиям властей и захвату земельных участков в других регионах страны. Следует отметить, что Б. Абилов в июле 2004 года уже был признан судом виновным в совершении уголовно наказуемого деяния за клевету в отношении депутата Мажилиса Парламента М. Тиникеева. Приговором суда Б. Абилову назначено наказание в виде лишения свободы условно. Несмотря на это, Б. Абилов продолжает регулярно совершать противозаконные действия, является активным организатором и участником несанкционированных акций РОО «За справедливый Казахстан». Так, например, РОО «За справедливый Казахстан» 8 октября в г. Алматы проведен незаконный митинг. Данное общественное объединение за несколько дней до митинга обратилось за разрешением в акимат г. Алматы, который разрешил организацию мероприятия в специально отведенном для этого месте в сквере за кинотеатром «Сары-Арка». Однако, проигнорировав предложение акимата, РОО, под предлогом встречи с населением сенатора Батталовой З.К., провело несанкционированный митинг в неустановленном месте перед зданием Казахстано-Британского технического университета, хотя проведение таких мероприятий перед учреждениями образования прямо запрещено действующим законодательством. Все организаторы данного митинга, в том числе Абилов, привлечены к административной ответственности. Генеральной прокуратуре также известно, что в настоящее время Темиртауским городским судом рассматривается уголовное дело по факту оскорбления Абиловым Б. гражданина Дмитриева. 25 сентября было возбуждено уголовное дело по факту пожара в ночь с 24 на 25 сентября 2005 года около 4 часов утра в г. Костанае в одном из помещений местного штаба по поддержке кандидата в Президенты Республики Казахстан Туякбая Ж.А., расположенном в ТОО «Костанайский Дом печати». По предположениям членов штаба, сразу же распространенным ими в СМИ, это был умышленный поджог. При этом, члены штаба обвинили правоохранительные органы в сокрытии истинных причин возгорания. Вместе с тем, результаты проведенной экспертизы показали, что признаков поджога не имеется, и пожар произошел из-за короткого замыкания. Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что отдельные лица сознательно совершают противозаконные действия, провоцируя правоохранительные органы на применение предусмотренных законодательством мер по их пресечению. В последующем действия правоохранительных органов преподносятся ими в качестве примеров силового давления власти на оппозиционно настроенных политиков. Отмечая недопустимость подобных действий, органы прокуратуры неоднократно обращались к гражданам Республики Казахстан с призывами использовать свои конституционные права и свободы в строгом соответствии с требованиями Конституции и законов Республики Казахстан, не нарушая общественный порядок, права и свободы других граждан, интересы юридических лиц. Генеральная прокуратура предпримет все меры, необходимые для обеспечения этих требований законодательства на всех этапах выборного процесса.
Статистика мониторинга выборного процесса
Генеральная прокуратура полагает необходимым довести до сведения всех заинтересованных лиц, следующую статистку мониторинга, выборного процесса, использованную в данном обзоре, по сведениям, ставшим известными Генеральной прокуратуре на 3 ноября 2005 года. Судами рассмотрено 22 гражданских дела с жалобами на нарушения выборного законодательства. Правоохранительными органами возбуждено 3 уголовных дела, обстоятельства возбуждения которых описаны в данном обзоре. В государственные органы поступило 16577 жалоб граждан и юридических лиц, в том числе в органы прокуратуры 2518 обращений из них удовлетворено 15223 жалоб. Государственными органами выявлено 87690 нарушений выборного законодательства, из которых 87626 - при сборе подписей в поддержку кандидатов. По всем этим нарушениям приняты меры для их устранения и обеспечения избирательных прав граждан.
Заключительные положения
Генеральная прокуратура считает, что наряду с усилиями всех государственных органов, принимаемые прокурорами меры позволяют в целом обеспечить избирательный процесс в точном соответствии со стандартами демократических выборов, избирательных прав и свобод, гарантированных Конституцией и законами Республики Казахстан. Генеральная прокуратура продолжит анализировать и обобщать полученные в ходе избирательной кампании сведения и намерена информировать всех заинтересованных лиц о результатах этого анализа.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |