|
|
|
24.11.2005 Дума в Мажилисе: Казнить нельзя помиловать…
Астана, 22 ноября. Настоящий закон распространяется на граждан и юридических лиц Республики Казахстан, легализующих имущество, в порядке, установленном настоящим законом. Так изложен рабочей группой первый пункт первой статьи правительственного законопроекта «Об амнистии в связи с легализацией имущества». Он находится на рассмотрении в комитете Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе. Второй пункт первой статьи изложен в редакции руководителя группы Мухтара Тиникеева. В соответствии с ним: легализация осуществляется в отношении недвижимого и движимого имущества, подлежащего государственной регистрации, права на которые не оформлены в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Согласно редакции парламентария легализация осуществляется и в отношении денег граждан Республики Казахстан, которые ранее были выведены из легального экономического оборота и не были задекларированы. Депутат обосновывает свою редакцию тем, что в ходе проведения акции по легализации денег не все предполагаемые денежные средства были легализованы и выведены из теневого оборота. Потому что предыдущая акция вызвала у граждан недоверие и боязнь привлечения к ответственности. Рабочая группа приняла предложение головного комитета о том, что информация о предъявленном к легализации и легализованном имуществе разглашению не подлежит. Преамбула проекта принята рабочей группой в редакции комитетов Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе, а также по вопросам экологии и природопользованию. Она гласит, что настоящий закон регулирует общественные отношения, связанные с проведением государством разовой акции по легализации имущества посредством освобождения лиц, легализующих имущество, от ответственности за совершение отдельных правонарушений, предусмотренных законами Республики Казахстан. Чтобы пройти амнистию надо будет обратиться в местный исполнительный орган, где будет действовать комиссия, которая по результатам всех процедур выдаст справку о легализации. По мнению экспертов из Института законодательства Министерства юстиции, именно «теневое» имущество создает базу для коррупционных правонарушений, а также давление со стороны криминальных структур, что препятствует обращению к государству за защитой. В своем заключении ученые полагают, что принятие проекта будет способствовать созданию эффективных мер борьбы с коррупционными правонарушениями. Положения, закрепленные в законопроекте, подчеркивают эксперты, соответствуют Конституции Республики Казахстан. Как заявляют авторы правительственного законопроекта, сегодня складывается негативная ситуация, при которой имущество, реально имеющее собственника, не может принять участие в гражданском обороте из-за того, что права не зарегистрированы либо не оформлены надлежащим образом. В настоящее время теневой оборот в казахстанской экономике составляет, по данным разработчиков проекта закона, 25 - 35 процентов ВВП. Появлению «теневого» сектора, поясняют авторы правительственного законопроекта, способствовали нестабильная экономическая ситуация и отсутствие соответствующей нормативной правовой базы в период становления в республике рыночных отношений. По этой причине имущество используется не в полной мере из-за боязни фактического хозяина «засветиться», а, следовательно, сковывается и бизнес. В итоге - государственный бюджет недополучает налоги. Они, проще говоря, уходят в тень. Позитивным результатом освобождения от ответственности, по утверждению разработчиков правительственного законопроекта, будет являться вовлечение лиц, которые по тем или иным основаниям не в полном объеме выплачивали налоги в предшествующие периоды, - в нормальные стабильные налоговые отношения. Определенная категория лиц не имеет в настоящее время такой возможности: из-за страха быть привлеченным к административной ответственной или уголовной ответственности. Правительственные разработчики обращают внимание, что принятие и реализация данного законопроекта предполагает дополнительные финансовые затраты из местных бюджетов. Однако, их возможно покрыть, подчеркивают авторы проекта, за счет средств, выделенных на выявление бесхозяйного недвижимого имущества. Предлагаемая Мажилису Правительством амнистия не предусматривает поголовный характер. В законопроекте содержится «ограничительное» положение. Согласно этому граждане и юридические лица не освобождаются от ответственности: в случае вступления в законную силу судебных решений (приговоров), предусматривающих конфискацию имущества граждан и юридических лиц. Не предполагается она и на лиц, на которых наложены административные взыскания. Перед представлением в Мажилис данный документ был согласован Правительством в министерствах: юстиции, экономики и бюджетного планирования, финансов, индустрии и торговли. В целом проект закона состоит из восьми статей. Это: «Сфера действия закона»; «Имущество, не подлежащее легализации»; «Срок легализации имущества»; «Информация о легализованном и предъявленным к легализации имуществе»; «Процедура проведения легализации имущества». Остальные статьи именуются соответственно: «Преступления, за совершение которых граждане, легализующие имущество, освобождаются от ответственности»; «Административные правонарушения, за совершение которых лица, легализующие имущество, освобождаются от ответственности»; «Ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона». Практически ко всем этим статьям в Мажилисе внесены поправки. В связи с этим в комитете Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе сверстана Сравнительная таблица к правительственному законопроекту «Об амнистии в связи с легализацией имущества». Нынешнему Мажилису этот документ достался в наследство от предыдущего депутатского состава, принявшего его в производство 16 июня 2003 года. Проект закона был презентован в Мажилисе Министерством юстиции дважды: во втором созыве со всеми последующими законодательными процедурами. Они завершились в Палате возвратом законопроекта в головной комитет на доработку. Вторично презентация состоялась в третьем созыве - 28 декабря 2004 года. Возглавляемая членом комитета Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе, депутатом Мажилиса от Карагандинской области Мухтаром Тиникеевым рабочая группа включила в Таблицу 63 позиции с новыми редакциями к статьям законопроекта. Таблица содержит и те поправки, которые были отклонены рабочей группой, например, о размере процентов с легализуемых средств. Группа не приняла порядка 25 таких и других предложений от отраслевых комитетов и отдельных депутатов Палаты. Обо всем этом рабочая группа доложит комитету Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе перед выработкой им заключения по законопроекту.
(От пресс-службы аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан подготовил Жигер Байтелесов - 746304).
Источник: *Парламента Республики Казахстан (https://www.parlam.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |