|
|
|
01.12.2005 Куда идут лицензионные деньги?
На проведение технического аудита и экспертной оценки у современного застройщика уходит много времени и денег. Система лицензирования сегодня поставлена так, что выгодна всем, кроме строителей и государства.
№ 46 (90) от 1 декабря 2005 г. Светлана Глушкова Астана
Тяжелее всего
Насколько сегодня нужно существование лицензирования проектирования и строительства зданий и сооружений? Альтернатива давно есть. Это архитектурно - строительный контроль, государственная экспертиза проектной и предпроектной документации, выдача разрешений на строительство, приемка в эксплуатацию зданий и сооружений, авторский и технический надзор, аттестация специалистов и сертификация услуг. Неужели, если отказаться от системы лицензирования, произойдет что-то страшное?
Способ хорошего дохода
В России с 1 января 2007 лицензирование отменяется. Россияне поняли, что данная система давно стала золотой жилой для не чистых на руку госслужащих. Так, в феврале прошлого года аудиторы законодательного собрания Челябинской области проводили ревизию целевого использования комитетом по архитектуре и градостроительству средств, направленных из областного бюджета и поступивших от проведения лицензионной деятельности. Тогда выяснилось, что полномочия по лицензированию строительной деятельности переданы администрации Челябинской области, которая обязалась разработать Положение о территориальном органе лицензирования строительной деятельности. Но этого сделано не было. Объяснение чиновничьей неисполнительности нашлось позже. Как выяснили контролеры, постановлением главы администрации Челябинской области органом, уполномоченным на ведение лицензирования строительной деятельности, стал Комитет по архитектуре и градостроительству администрации области и его Инженерный архитектурно-строительный Центр(ИНАС-центр). С подписания этого документа и начинается самое интересное. С апреля 1998 года ИНАС-центр не был включен в структуру Комитета и «перестал относиться к исполнительному органу власти области». Именно с этого момента, «исполнение ИНАС-центром функций территориального органа лицензирования строительной деятельности является незаконным». Между тем, только за 2000 год на расчетный счет ИНАС-центра поступило в виде лицензионных сборов свыше 1 миллиона рублей. По законодательству Челябинской области эти платежи должны были полностью направляться в доход областного бюджета. Однако из более полутора миллионов рублей, собранных за лицензирование строительной деятельности, в бюджет 2000 года было внесено лишь тридцать процентов. Более миллиона рублей в ИНАС-центре использовал «для финансирования собственных расходов». Как следует из отчета аудиторов, в апреле, июне и октябре 2000 года, а также в январе 2001 года руководство ИНАС-центра направило в Главстрой России представления о премировании «за счет средств, полученных за лицензирование. Кроме того, по трудовым договорам в 2000 году ИНАС-центр начислил высокую заработную плату госслужащим Челябинской области. Таким образом, были нарушены областной закон «О государственной службе» и постановление губернатора, запрещающее лицензирующим органам финансирование расходов на свое содержание из платежей, связанных с выдачей лицензий.
В чьем кармане 15 млн. долларов?
В Казахстане в этом вопросе много схожего. Президент республики Нурсултан Назарбаев не раз говорил о сокращениях в этой области. Но пока чиновники не решаются расстаться с лицензированием. Хотя бюрократическую нагрузку на строительный бизнес давно пора снизить. Этого ждут все застройщики. Но как неистранно, в этом вопросе, все органы, имеющие непосредственное отношение к системе лицензирования отрицательно отзываются об ее отмене. Все понятно, полномочия по выдаче большого количества видов лицензий сразу исчезнут. В частности, отделы градостроительства и архитектуры при акиматах могут разом лишиться всех функций по лицензированию, как и Комитет по делам строительства и специалисты национального центра «Курылысколсантинг». Главный аргумент, который приводят все заинтересованные в сохранении лицензирования лица, что если завтра эту процедуру отменят, то это отрицательно отразится на качестве строительства. Например, в США лицензию на строительство имеют только 30 % застройщиков, получить ее весьма сложно. В Казахстане все наоборот. Лицензия не проблема, были ли бы деньги, говорят застройщики. Помимо этого, по самым скромным подсчетам в сферу технического аудита из строительной отрасли ежегодно в РК уходит 15 миллионов долларов, поэтому упразднение системы лицензирования будет иметь положительный экономический эффект для застройщиков.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |