|
|
|
Проведение документальных налоговых проверок и обжалование их результатов
Ольга Григорьева, старший преподаватель Восточно-Казахстанского государственного технического университета
В соответствии с положениями 3-й части «Налоговое администрирование» Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 г. № 209-II (далее - Налоговый кодекс) проведение налоговых проверок является одной из форм налогового контроля, осуществляемого органами налоговой службы за исполнением не только налогового законодательства, но и за полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. И начиная с 01.01.2005 г. за полнотой и своевременностью перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования. Следует отметить, что налоговые проверки проводятся исключительно органами налоговой службы, т.е. должностными лицами органов налоговой службы. К органам налоговой службы относят межрегиональные НК, НК по областям, городам Астане, Алматы, межрайонные НК, НК по районам, городам и районам в городах, которые подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему НК. Документальные налоговые проверки подразделяются на комплексные, тематические, встречные, которые проводятся со следующей периодичностью: 1) комплексные проверки - не чаще 1 раза в год; 2) тематические проверки - не чаще 1 раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет; 3) встречные - периодичность не ограничена. Встречные проверки - проверки, проводимые в отношении третьих лиц, в случае если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами. Многие налогоплательщики сталкивались с такой проверкой, проводимой НК у покупателей или поставщиков проверяемого лица по вопросам взаиморасчетов. Как правило, проведение комплексных проверок осуществляется по итогам прошедшего налогового периода (календарный год) согласно графикам проведения проверок, составляемых отделами аудита НК. Период комплексной проверки начинается с момента проведения предыдущей проверки или с момента государственной регистрации налогоплательщика, если проверка еще не проводилась. Хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на то, что период налоговой проверки не должен превышать срок исковой давности, установленный Налоговым кодексом в течение 5 лет после окончания налогового периода. В связи с чем налогоплательщик обязан хранить налоговую и бухгалтерскую отчетность в течение срока исковой давности. Проведение тематических проверок в основном обусловлено результатами камерального контроля, по итогам которого выявляются предполагаемые нарушения налогового законодательства, которые возможно выявить в ходе проведения проверки. К таким предполагаемым нарушениям налогового законодательства можно отнести следующие ситуации: - превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за налоговый период; - отсутствие поступлений или снижение поступлений по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; - наличие переплаты по лицевым счетам налогоплательщика при отсутствии налоговой отчетности; - наличие противоречий между сведениями, содержащимися в налоговой отчетности; - наличие объектов обложения по сведениям уполномоченных органов при отсутствии объектов в налоговой отчетности налогоплательщика; - другие ситуации. Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, заполненное и содержащее реквизиты согласно требованиям ст. 536 Налогового кодекса, и в обязательном порядке зарегистрированное в территориальном органе Центра правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре РК. На предписании налогоплательщик должен проставить отметку об ознакомлении и получении предписания. Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения налогоплательщику предписания. Отказ налогоплательщика от получения предписания на проведения налоговой проверки не является основанием для ее отмены. Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с момента вручения предписания. В данном случае не следует путать понятие рабочие дни и календарные. Рабочие дни считаются без учета выходных (суббота, воскресение) и праздничных дней. Течение срока проведения проверки приостанавливается на периоды времени между моментами вручения налогоплательщику требований налогового органа о представлении документов и фактического представления налогоплательщиком запрашиваемых при проведении проверки документов, а также на момент получения сведений и документов по запросу налогового органа. Запросами налогового органа являются направляемые запросы в налоговые комитеты РК о проведении встречных проверок покупателей или поставщиков проверяемого налогоплательщика, запросы в уполномоченные органы о подтверждении наличия у налогоплательщика объектов налогообложения, запросы в иностранные государства о представлении информации в соответствии с международными соглашениями. Срок поведения налоговой проверки продляется до 60 дней, если юридическое лицо имеет структурные подразделения. Если при проверке возникли вопросы особой сложности, срок проведения налоговой проверки может быть увеличен вышестоящим налоговым органом до 50 рабочих дней для юридических лиц, не имеющих структурные подразделения, и до 80 рабочих дней для юридических лиц, имеющих структурные подразделения. Завершением налоговой проверки считается составление акта налоговой проверки оформленного в соответствии с требованиями, предусмотренными положениями ст. 540 Налогового кодекса и вручение 1 экземпляра акта налогоплательщику, который обязательно должен сделать отметку о его получении на втором экземпляре, остающемся у налогового органа. По обнаруженным в ходе проверки нарушениям налогового законодательства проверяющими производятся доначисления с применением пени и отражаются в разделе результаты акта проверки. Налоговым органом, проводившим проверку, на основании отраженных в акте проверки результатов выносится решение в виде уведомления о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов. Уведомление - это письменное сообщение налогоплательщику о необходимости исполнения налогового обязательства, направляемое не позднее 5 рабочих дней со дня вручения акта налоговой проверки. С 01.01.2005 г. штрафы в уведомлении не отражаются, т.к. они не являются налоговыми обязательствами, а являются видом административного взыскания и отражаются в протоколах и постановлениях по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 30.01.2001 г. № 155- II. Налогоплательщик вправе обжаловать результаты налоговых проверок, указываемых в уведомлении, одним из двух, предлагаемых Налоговым кодексом способов обжалования. Подачей жалобы на уведомление по акту налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган, а в случае неудовлетворения жалобы в уполномоченный налоговый орган (Налоговый комитет МФ РК) или подачей жалобы в суд. Порядок внесудебного обжалования результатов налоговой проверки подробно представлен в разделе 18 Налогового кодекса.
Основными положениями порядка обжалования являются: 1) жалоба налогоплательщика на уведомление по акту проверки подается в вышестоящий налоговый орган в течение 15 рабочих дней со дня вручения уведомления, с представлением копии жалобы в налоговый орган, проводивший налоговую проверку, с целью приостановления им исполнения взыскания доначисленных сумм. Если согласно предписанию проверка произведена НК по городу, рассмотрение жалобы на ее результаты производится НК по области; 2) форма и содержание подаваемой жалобы должна производиться в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями ст. 554 Налогового кодекса. В частности, в жалобе должны быть изложены обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В обязательном порядке к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства жалобы, а также копии акта проверки, уведомление и иные документы, имеющие отношения к делу; 3) рассмотрение жалобы и вынесение решения по ней осуществляется вышестоящим налоговым органом в срок не позднее 30 рабочих дней с момента регистрации жалобы. Пересмотр решения вышестоящего налогового органа производится Налоговым комитетом МФ РК путем подачи в его адрес жалобы в течение 10 рабочих дней с момента получения налогоплательщиком решения вышестоящего налогового органа; 4) главным преимуществом подачи жалобы в налоговые органы или в суд является приостановление исполнения взыскания в бюджет, предъявленных по акту проверки сумм налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет на срок рассмотрения жалобы. Следует учесть, что обжалование сумм административных штрафов, предъявляемых по результатам проверки, производится в сроки и в порядке, предусмотренные Кодекса РК «Об административных правонарушениях». В заключение хотелось бы напомнить об обязанности налогоплательщиков своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства, с целью избежания нарушений, выявляемых в ходе налоговых проверок, а в случае не согласия с результатами проверок, о наличии у налогоплательщика права на их обжалование.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |