|
|
|
Источник: Газеты «Караван» (www.caravan.kz)
02.12.2005 Дарига Назарбаева: Выбор Казахстана
Президентские выборы 2005 г. в Казахстане - это не только избрание руководителя страны на следующий семилетний срок. Это еще и выбор пути, по которому пойдет страна. Это выбор будущего. В июне этого года на Втором внеочередном съезде Республиканской партии "Асар" мы провозгласили курс на противодействие негативным тенденциям в обществе: произволу местных властей, казнокрадству, коррупции, радикализму и экстремизму. Мы решительно выступили за повышение полномочий законодательной власти всех уровней - от маслихатов до парламента, - за общественный контроль деятельности власти всех уровней. Сегодня, в канун декабря, многое из того, что мы предлагали, уже работает. Создан Народный союз Казахстана, и по его модели сформирована Национальная коалиция Казахстана, принявшая активное участие в предстоящих 4 декабря выборах Президента. Повсеместно формируются Комитеты общественного доверия, призванные контролировать исполнение акимами своих прямых задач. Наши предложения вошли в состав проекта Общенациональной программы демократических реформ, которая рассматривается на Национальной комиссии по вопросам демократии и развития гражданского общества. Системным анализом эффективности выполнения Государственных отраслевых программ занимается депутатская группа "Аймак" в Парламенте страны. В то же время мы понимаем, что нужен следующий шаг. Мы знаем, что большинство людей ждет перемен. По данным социологов, этих перемен ждут 75% казахстанцев. Это говорит о многом. О том, что люди устали ждать, когда все образуется само собой. Они уже не верят, когда им рассказывают про то, как они хорошо живут. Мы знаем, какой смысл большинство людей вкладывает в понятие перемен. Люди хотят большей ответственности государства, причем на всех уровнях: от правительства до акимата. Люди хотят, чтобы отсутствие бензина на заправках, угля в домах и газа в газгольдерах не объяснялось "рыночными условиями". Они просто хотят, чтобы бензин, уголь и газ у них были, несмотря ни на какие условия. Люди не хотят больше давать взятки за возможность работать, лечиться и учить детей. Они не хотят жить без воды и в аварийных домах. Просто люди не хотят ждать, они хотят изменения своего положения сегодня. Итак, какое же будущее избиратели выбирают 4 декабря? Сможет ли народ сделать этот выбор в свою пользу? Мы очень хорошо знаем проблемы, волнующие сегодня казахстанцев, и именно поэтому можем сегодня с уверенностью сказать, из чего складывается "выбор Казахстана" в декабре 2005 г. 1. Социальный выбор экономики Ключевая проблема сегодняшнего дня - реальная забота о судьбе народа, его благополучии. Да, принципы рыночного соревнования принесли и приносят пользу, "подстегивают" экономику. Но отдавать благополучие народа на откуп рыночной стихии - это все равно что не защищать людей от стихийных бедствий, ссылаясь на законы физики. И когда сегодня мы узнаем, что жители Семипалатинска все еще страдают без тепла и горячей воды, что из-за роста цен на газ в Алматы стоят пустыми газгольдеры, а горожане рискуют остаться в неотапливаемых квартирах во благо рыночного роста цен и все это происходит не просто в канун зимы, но и в канун президентских выборов, то поневоле задумываешься, с чем мы имеем дело: с недоработками, с произволом местных чиновников, с чем-то очень похожим на прямой саботаж? В мире политику реформ в Казахстане считают наиболее энергичной, последовательной и эффективной на постсоветском пространстве. Мы знаем, какими темпами развивается экономика страны. Почему же в таких благоприятных условиях нам все еще приходится говорить о том, что люди порой живут плохо и бедно? Почему мощный потенциал реформ до них не доходит? Почему во многих городах пришлые (иностранные) частные собственники относятся к своим работникам как к низкооплачиваемым рабам, а себе строят в центрах городов дома, оскорбляющие народ своей вызывающей роскошью? На наш взгляд, именно в экономике, вернее, в социально-политической области, находится корень проблем нашего общества. Именно здесь скопились основные ожидания перемен, здесь и причина недовольства сложившейся ситуацией. И мы готовы дать ответ на эти наболевшие вопросы. Первое - обеспечение людей землей и жильем. Из государственного земельного фонда должны быть выделены земли под индивидуальное жилищное строительство. 1 миллион семей должны стать хозяевами участка земли по 10 соток бесплатно, к которым должны быть подведены необходимые инженерные коммуникации. Ипотечное кредитование все еще недоступно для 85% нуждающихся, среди которых молодые и многодетные семьи, учителя, врачи, молодежь. Государству необходимо приступить к масштабному строительству государственного социального жилья, предоставляемого на условиях аренды, а также разработать и принять специальную программу дотирования ипотечного жилья для вышеперечисленных категорий населения. 1 миллион социальных квартир значительно снизит остроту жилищной проблемы. Необходимо принятие комплекса мер, стимулирующих строительство коммерческого жилья частными компаниями, а также отдельными физическими лицами. Реформа жилищно-коммунальной сферы нуждается в корректировке и дальнейшем совершенствовании. Обостряется проблема ветхого жилья. Постепенное разрушение таких жилищ и неминуемые жертвы способны снести любое правительство. Мы настаиваем на том, чтобы ремонт ветхого жилья осуществлялся за счет государства. Второе - усиление роли государственного регулирования цен и тарифов на стратегически важные товары и услуги - горюче-смазочные материалы, водо-, тепло- и энергоснабжение населения. Государство остро нуждается в возрождении не просто социальной, но жесткой экономической политики в интересах народа. Необходима активная и эффективная борьба с инфляцией за счет контроля ценообразования госкомпаний и монополий, развития конкуренции. Если "рыночная свобода" сталкивается с низким уровнем самосознания и ответственности местного и зарубежного бизнеса, значит, именно государство обязано об этой ответственности напомнить. Любое повышение тарифов на коммунальные услуги должно подвергаться независимой общественной экспертизе. Третье - наряду с политикой усиления роли государства в экономике следует взять курс на поэтапный перевод национальных богатств под контроль государства. Только делать это следует продуманно, избегая поспешных шагов, используя рыночные механизмы. Четвертое - безусловная защита частной собственности. Одним из величайших наших достижений является тот факт, что практически все граждане Казахстана стали собственниками. Единственное, чего не должна делать власть в экономике, - это совершать действия, направленные на отъем частной собственности, ущемление прав бизнеса, пересмотр итогов приватизации. Частная собственность - от жилого дома, участка земли, кафе и киоска до сельскохозяйственных земель и крупных предприятий - неприкосновенна. Должен быть зафиксирован отказ от пересмотра итогов приватизации, нового передела. В противном случае наша страна будет отброшена в своем развитии на 15 лет назад. Необходимы дополнительные меры по стимулированию малого бизнеса: снижение корпоративного подоходного налога, обязательное размещение части государственного заказа национальными компаниями и крупными предприятиями на малых предприятиях. Пятое - победа над бедностью. Есть только один путь, проверенный практикой во многих развитых странах. Это установление единой минимальной ставки заработной платы в час. Единой для всех. Расчеты показывают, что 100-135 тг. в час - это тот достойный минимум, на который реально может выйти наша страна. Минимальные пенсии, социальные пособия и выплаты и др. должны быть привязаны к размеру минимального прожиточного уровня. Необходим пересмотр в сторону увеличения структуры и состава минимальной потребительской корзины. Следует пересмотреть социальные нормативы, которые должны соответствовать стандартам жизни формирующегося среднего класса. Принятие новых высоких стандартов в социальной политике значительно повысит уровень государственных услуг в образовании и здравоохранении. Шестое - защита интересов сельских жителей. Введение в действие Земельного кодекса привело к обезземеливанию крестьян. Политика ускоренной урбанизации не обеспечена соответствующими возможностями государства в предоставлении людям жилья и рабочих мест. Для восстановления социальной справедливости из Земельного фонда областей и районов должны быть выделены на льготных условиях земельные участки для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государство обязано создать инфраструктуру - МТС, станции по химической защите, снабженческие и закупочные организации. Сделать эффективной систему обязательного страхования сельхозтоваропроизводителей. Установить минимальные закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции. Программы и схемы субсидирования должны предусматривать интересы крестьянских хозяйств, а не только крупных агроформирований. Необходимо срочно принять программу по восстановлению и ремонту местных дорог. Принятие этих мер позволит в кратчайшие сроки решить проблему занятости и преодоления бедности в сельской местности, повысить уровень продовольственной безопасности страны. Седьмое - люди сегодня не связывают решение социально-экономических проблем с политической реформой, что вызывает у части элиты соблазн отказаться от нее. Это опасное заблуждение. Без серьезного реформирования судебной системы и обеспечения защиты прав человека, без усиления роли парламента, без налаживания обратной связи между властью и гражданским обществом, укрепления роли политических партий, свободных средств массовой информации, без общественного контроля над действиями власти, без повышения роли местного самоуправления и наполнения местных бюджетов, то есть без политической реформы, серьезно поднять жизненный уровень людей не удастся. 2. Выбор выборов 4 декабря мы выбираем не только Президента. Мы выбираем чистые и прозрачные выборы. Нам нужна именно чистая победа, соответствующая как мнению большинства, так и самым высоким международным стандартам демократии. Казахстан остро заинтересован в чистых и безупречных выборах, которые могут стать образцовой строительной площадкой демократии в стране. Казахстан, не имеющий серьезного опыта демократического самоуправления, избрал дорогу современной цивилизации, путь правового и демократического государства. А это значит, что вся политическая воля государства будет направлена на обеспечение эффективной демократической процедуры в нормальных, цивилизованных условиях, когда общество не расколото, когда нет разрушительной борьбы за власть с неясным исходом. Поэтому выборы 2005 г. не станут борьбой за власть. И для народа они становятся борьбой за демократию, борьбой за стабильность и безопасность в обществе, борьбой за чистые и прозрачные выборы. 3. Выбор демократии Демократия - не самоцель. Нам она нужна для улучшения качества жизни в стране, для эффективности ее развития, для того, чтобы росло благосостояние людей, укреплялась социальная гармония. А такое общество возникает, как показывает исторический опыт, там, где люди умеют пользоваться возможностями, предоставляемыми демократией. К сожалению, превращение демократии в идола, как это сейчас происходит на Западе и в некоторых "новых государствах" с подачи Запада, разрушительно для общества. И разве недавние события во Франции не подтверждают эту мысль? Вместо механизма выработки и принятия наиболее востребованных в обществе государственных решений демократия превращается в шоу-бизнес, в рекламное состязание, где выигрывают деньги и технологии, а проигрывают люди. Выборы 2005 г. предоставляют нам возможность продолжить постепенный и углубленный процесс самообучения народа, процесс сознательного овладения преимуществами гражданского общества. Что у нас для этого есть? Есть социальная и политическая стабильность, есть гражданское общество, есть национальные традиции - традиции спокойного, компромиссного и уважительного отношения к оппонентам, традиции отторжения грубых, насильственных и демонстративных политических методов. Чего нам не хватает? Не хватает практического опыта: опыта дискуссий, опыта выработки политических программ, опыта всенародного обсуждения общественно важных тем. А значит, выборы-2005 - это в первую очередь выбор в пользу общества гражданского, демократического и свободного. Эти выборы - мощный старт для общественного диалога о путях развития страны, для начала работы над "дорожной картой" демократического развития Казахстана. Что касается меня, то я убеждена: наш народ дорос до того, чтобы двигаться по пути демократии более решительными темпами. В ходе этих выборов мы получим уникальный опыт общественного контроля. Без нашего внимания не останутся ни методы предвыборной агитации, ни само голосование, ни подведение его итогов. Мы выберем Казахстан, в котором люди сознательно и ответственно формируют власть на всех уровнях. Казахстан, в котором общественное мнение будет иметь решающее значение, Казахстан, граждане которого не только имеют право голоса, но и умеют им пользоваться, разбираясь в программах политиков, понимая последствия любого политического проекта для каждого гражданина, для каждой семьи. 4. Выбор гражданского общества Надо сказать, что начинать эту работу мы сможем не на пустом месте. Сегодня в Казахстане действует мощная сеть гражданских организаций. Среди них - организации женщин, ветеранов, молодежи, экологов, союзы чернобыльцев, "афганцев" и так далее. Получила свое развитие система независимых СМИ, которые становятся мощным инструментом формирования гражданского общества. Гражданские объединения должны быть эффективно встроены в систему выработки и принятия политических и экономических решений, должны обладать прямыми каналами доведения своих общественных инициатив до сведения руководства страны, до основных политических сил: парламента, правительства, администрации регионов. Они должны обладать реальными формами общественного контроля и общественной экспертизы государственных решений. Основой для гражданских организаций в нашей стране могут стать также традиционные формы общественного самоуправления, передаваемые из поколения в поколение. 5. Выбор для самих себя Местное самоуправление - основа демократии, основа развития гражданской инициативы, народного самосознания. К сожалению, здесь мы сегодня "забуксовали". Система местного самоуправления еще не введена законодательно, концепция ее организационной и финансовой самостоятельности все еще отрицается консервативной частью чиновничества. Недоработки на этом направлении ведут к созданию искусственных разрывов между вершиной государственной власти страны и низовым звеном, что создает повышенные возможности для произвола на уровне акимов. Получается, что "среднее звено" иногда оказывается в роли "фильтра" между Президентом страны и его главной опорой - демократическим народом Казахстана. А это значит, что мощный, социально ориентированный пакет инициатив власти растрачивается "по дороге" к его главной цели - благополучию и благосостоянию народа на местах. Поэтому нашей задачей будет создание подлинного местного самоуправления, имеющего возможность формировать местные бюджеты и принимать по-настоящему ответственные решения, способного выступить в качестве надежного партнера для центральной власти. 6. Выбор парламента Сегодня общество нуждается в кардинальном пересмотре роли и значения Парламента. Избиратели возлагают на своих депутатов большие надежды, ожидают именно от них принятия решений, направленных на улучшение жизни. На деле же депутаты Парламента не обладают реальными полномочиями. Они зачастую исполняют унизительную роль машины, легитимизирующей все решения Правительства. Даже законодательно закрепленные за Парламентом функции и полномочия не обеспечены реальным механизмом применения. Главный законодательный орган страны на сегодня полностью зависит от исполнительной ветви власти. Для Казахстана на сегодняшнем этапе его развития ключевым является вопрос об эффективности работы национальных компаний. От нее напрямую зависит уровень жизни людей, она предопределяет возможности национального бюджета, а значит, возможности и направления развития страны. Введение процедуры утверждения Мажилисом кандидатур не только министров Правительства, но и руководителей крупнейших национальных компаний, а также обсуждение основных направлений деятельности госкомпаний в профильных комитетах и комиссиях Мажилиса не только значительно увеличит поступления от них в доходную часть государственного бюджета, но и снизит уровень коррупционных преступлений в этой сфере. 4 декабря мы голосуем за сильный, самостоятельный, профессиональный Парламент. 7. Выбор молодости, выбор будущего Но самый важный выбор, который сделают 4 декабря избиратели Казахстана, - это выбор в пользу будущего, в пользу энергичной, умной, культурной и образованной молодежи Казахстана, в пользу тех людей, которым предстоит превращать Казахстан в динамично развивающееся, сильное и уважаемое государство третьего тысячелетия. Вот почему осознанное и самое широкое участие молодежи в президентских выборах так важно сегодня. Молодежь готова проголосовать за сильного лидера, которому под силу преодолеть сложившиеся штампы государственного управления, взломать лед бюрократического застоя, не превращая при этом обновление в разрушение. Молодежь готова идти за лидером - руководителем новой молодежной политики, политики будущего, политики разумного и стратегически просчитанного кадрового строительства, политики формирования эффективного и современного управленческого звена. Молодежь поддержит лидера, который соединяет в своей личности, в своей программе народные традиции, исторический опыт, видение перспектив и энергию юности - той самой юности, которая на выборах Президента 4 декабря 2005 г. вместе со всем народом выбирает счастливый, мощный, молодой Казахстан! Дарига Назарбаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |