|
|
|
Источник: Газеты «Око» (www.oko.kz)
02.12.2005 Чудо-автомобили Казахстанцы будут ездить на… растительном бензине
Сегодня человечество уже доросло до понимания того простого факта, что цивилизация - это что-то вроде сука, на котором мы все сидим и который самозабвенно пилим. Мы задыхаемся в вечном смоге миллионов работающих двигателей, утешая себя, что это - наша плата за комфорт. Но есть и другой путь. В Северо-Казахстанской области разрабатывается проект по организации производства высокооктановых топливных присадок на основе глубокой переработки зерна. Аналогов будущему производству на постсоветском пространстве больше нет. …Не так давно по ТВ показали поразивший меня сюжет из российской глубинки. Тамошние механизаторы не покупают дорогую для них “соляру”, предпочитая ездить… на рапсовом масле. (Вернее, не на самом масле, а на получаемом из него биодизеле). “А что? - посмеиваются мужики. - Совхоз у нас рапс выращивает, масла - хоть залейся, дармовое оно почти. А что в моторе подвинтили-подкрутили - так оно наше деревенское ноу-хау”. Смекалка русских кулибиных позволяет им сэкономить немалые средства во время посевной и уборки. Да и казахстанцы, надо признать, не лыком шиты. На севере Казахстана главный продукт - пшеница. Бензин гнать из нее, правда, еще мы не научились, зато знаем, как улучшить с помощью зерна качество этого самого бензина. Президент Нурсултан Назарбаев во время своего недавнего визита в Петропавловск назвал этот проект “высшим пилотажем” новейших технологий. Флагманом высокотехнологичного прорыва в Казахстане выпало стать АО “Компания BIOHIM”. О размахе нового дела свидетельствует уже хотя бы тот факт, что компания предполагает привлечь в свой проект инвестиции в общей сумме порядка 80 миллионов долларов США. Что же такое биоэтанол? “Это альтернативная экологически чистая биоприсадка к бензинам, получаемая из зерновых культур (пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, рис и т.д.), - рассказывает исполнительный директор компании Евгений Сутягинский. - Применение биоэтанола не только повышает октановое число топлива, но и имеет ряд других преимуществ. Сегодня обострение экологических проблем, связанных с сжиганием углеводородного топлива, вызывают повышенный интерес и спрос на присадки к моторным топливам. Их преимущества очевидны. Это и сокращение выбросов углеродов, и ограничение “парникового эффекта”, городского смога и, как следствие, - вреда, наносимого озоновому слою земли. Проекты такого рода позволяют уйти от нефтяной зависимости экономики и открыть новые горизонты для развития и укрепления сельского хозяйства, и, как следствие, - создание новых рабочих мест. Только на нашем заводе при первичном расчете мы уже видим 350 вакансий, хотя когда дело коснется набора людей, мы приблизимся к цифре 400. Плюс все дополнительные сферы, связанные с охраной, обслуживанием завода и городка, привлекут еще порядка 150-200 человек. Так что биоэтанол выгоден и актуален по всем статьям”. Кстати, по оценкам специалистов, применение топливных присадок на основе биоэтанола позволяет снизить долю вредных выбросов при сжигании бензина на 40 - 80%. Спрос на подобного рода продукцию в мире крайне высок, а имеющиеся аналогичные производства не покрывают многочисленных потребностей. Так что еще одним важным положительным аспектом будущего проекта является его ярковыраженный экспортноориентированный характер. Продукция, выпускаемая на основе отечественной сырьевой базы, будет пользоваться безусловным спросом в странах ближнего и дальнего зарубежья. При всей сенсационности нового продукта проект “Производственного комплекса БИОХИМ” не сводится лишь к получению присадки к бензину. Цели, как оказалось, еще более масштабны: создание основ по углублению технологического процесса переработки зерна. Помимо биоэтанола продуктами такой “революционной” переработки будут высококачественная клейковина для пищевой промышленности, а также кормовые дрожжи для нужд животноводства и углекислый газ. Специалисты утверждают, что пшеничная клейковина, или глютен, является важнейшим фактором, определяющим качество муки. Без клейковины сегодня невозможно себе представить ни современную мукомольную или хлебопекарную промышленность. Активно используется глютен и в мясопереработке. Так что северяне берутся “накормить” не только топливные баки автомобилей!.. Ввод комплекса объектов в эксплуатацию рассчитан на несколько больших этапов. Как сообщили в Северо-Казахстанском департаменте предпринимательства и промышленности, уже к концу текущего года будет завершен первый этап, когда строители сдадут элеватор на 65 тысяч тонн зерна и мельницу производительностью 250 тонн в сутки. Собственно же завод по производству биоэтанола и комплекс по выделению клейковины планируется запустить в следующем году. В недалекой перспективе - строительство жилого комплекса и объектов социально-бытовой сферы для работников компании. Со временем завод “Биохим” станет небольшой железнодорожной станцией, откуда присадку к бензинам станут отгружать на отечественные и зарубежные нефтеперерабатывающие предприятия. Есть все основания полагать, что продукция северян, которую осталось ждать совсем недолго, будет широко востребована на рынках азиатского, арабского и европейского регионов. Вера Гаврилко Петропавловск
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |