|
|
|
03.12.2005
Алексей Гришко , руководитель группы по работе с корпоративными клиентами компании "PRофи-групп" Радужные перспективы российских эмитентов 18 ноября 2005 года в конференц-зале «Марриотт-Гранд-Отеля» (Москва) прошла конференция «Успешное проведение IPO: стратегии и технологии», организованная«Ведомостями». Этот материал написан по результатам услышанного на конференции и обдуманного после. По общему мнению выступавших, уже в ближайшее время состоится своеобразный бум IPO российских компаний. Последовательный рост числа публичных размещений отмечается уже не первый год: в 1996-2003 гг. состоялись IPO лишь 6-ти компаний, работающих в России, с общей суммой привлеченных средств порядка $700 млн; только в 2004 году на биржу вышли уже 5 компаний с общим финансовым результатом более чем в $600 млн; в 2005 году публичным размещением ценных бумаг отметились 7 компаний, а объем привлеченных средств достиг $4 млрд. Однако следующий, 2006 год рискует стать поворотным даже на этом, более чем позитивном фоне. По разным оценкам, в будущем году IPO на разных площадках планируют от 20 до 40 российских компаний-эмитентов, а общий объем привлеченного капитала превысит $15 млрд. Вызовы и угрозы «русского IPO»: фактор моды Вполне понятен интерес, который вызвала конференция в российских (и не только российских) деловых элитах. Термины «ай-пи-оу» и «андеррайтер», «депозитарий» и «регистратор», «проспект эмиссии» и «инвестор рилейшнс» получают широкое хождение не только в среде инвестбанкиров и специалистов по ценным бумагам, но и в кругах, казалось бы, далеких от подобных материй: управленцев средней руки, ай-ти-шников, пиарщиков и прочих уважаемых господ. Выход на IPO стремительно превращается в моду, становится веянием времени, входит в число «правил хорошего тона». Однако следование моде и желание «быть, как все» далеко не всегда, как известно, заканчивается добром. Велика вероятность, что на общей волне интереса к публичным размещениям десятки и сотни крупных и средних российских компаний ринутся в горнило IPO, не вполне отдавая себе отчет во всех издержках подобного шага. В данном случае стремительно растущий ажиотаж рискует обернуться не менее серьезным разочарованием. Об этом, кстати, говорили и многие докладчики конференции: выпуск ценных бумаг как средство финансирования бизнеса подходит далеко не всем компаниям; выход на IPO означает, подчас, серьезное изменение корпоративной структуры, преобразование всей системы внутренних коммуникаций, коренную ломку системы связей с внешним миром, разработку и внедрение новых стандартов публичности; сам процесс публичного размещения и открытой торговли на бирже - для многих относительно новая и, соответственно, рисковая деятельность. Более того, публичное размещение ценных бумаг показывает всем действительную стоимость бизнеса компании-эмитента - это своего рода «момент истины» для собственников и топ-менеджмента. Далеко не все крупные корпорации и тем более небольшие компании готовы к подобным «жертвам». Надо заметить, что возможные неудачи размещения и, как следствие, «разочарование в IPO» - лишь самая общая и далеко не единственная угроза или, если угодно, «вызов времени», стоящий перед российским бизнес-сообществом, российской экономикой в целом. Сложившаяся бизнес-практика, уровень развития рынка ставит несколько серьезных препятствий на пути прогнозируемого бума «русского IPO». Законодательные и нормативные барьеры Существующее в России законодательное и нормативное регулирование рынка ценных бумаг уже не вполне соответствует требованиям времени и серьезно отстает от международных стандартов. Так, существуют количественные ограничения на листинг - компания не может разместить на бирже более 40% своего акционерного капитала. Со стороны регуляторов серьезно затянуты сроки регистрации «регламентных документов»: решения о выпуске ценных бумаг и проспекта эмиссии, отчета об итогах выпуска. Это накладывает определенные временные ограничения как на открытие книги заявок, так и на начало вторичных торгов уже размещенными ценными бумагами. Отсутствует нормативно-правовое регулирование выпуска и обращения российских депозитарных расписок, а это особенно важно для компаний из стран СНГ, которые давно присматриваются к российским биржам. Справедливости ради следует отметить, что главный регулятор российского рынка ценных бумаг - Федеральная служба по финансовым рынкам - настроена достаточно конструктивно и готова к взаимодействию с деловым сообществом в вопросах оптимизации законодательства. Многое делается уже сейчас. 23 ноября в Госдуме состоялось второе чтение новой редакции закона «О рынке ценных бумаг», а вступить в силу он должен уже в феврале 2006 года. ФСФР подготовила приказ «О размещении и обращении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ». Месяц назад в Правительство РФ был направлен проект закона «О российских депозитарных расписках». Готовятся поправки в Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты. Новые правила регулирования российского рынка ценных бумаг призваны снять существующие барьеры и придать новый импульс его развитию. Так, на смену 40%-ному ограничению на листинг за рубежом приходит обязанность российских эмитентов предварительно разместиться на внутренних площадках. Совершенствуются процедуры регистрации регламентных документов и выдачи необходимых разрешений: сокращаются сроки рассмотрения заявок, обязательная процедура регистрации отчета об эмиссии в ФСФР заменяется простым уведомлением и пр. Наконец, отечественные компании-эмитенты получат возможность открытия сразу двух книг заявок (в России и за рубежом), а начало вторичного обращения ценных бумаг станет возможным практически сразу после завершения IPO. Привычная ориентация на Запад и рост привлекательности российских бирж Отдельную проблему представляет традиционная ориентация российского бизнеса на западные стандарты по принципу «хорошо все, что не наше». Долгие годы отечественные компании перенимали перспективный зарубежный опыт, учились жить по «западным образцам» ведения бизнеса. До сих пор у многих Лондон и Нью-Йорк априори воспринимаются как единственные стоящие центры притяжения мировых финансов, соответственно, листинг на LSE или NYSE становится показателем успешности собственной компании, своеобразным знаком качества. Между тем в России происходит накопление внутренних капиталов, что ведет к росту перспективности отечественного фондового рынка, росту привлекательности отечественных бирж. Сейчас условия размещения, скажем, на РТС выглядят гораздо привлекательней аналогичных условий LSE или NYSE как с точки зрения необходимых издержек, так и со стороны открывающихся возможностей: все категории инвесторов, широкий набор инструментов и пр. Да и потенциальные объемы капиталов на РТС, ММВБ уже мало уступают зарубежным площадкам. Кроме того, отечественные биржевые площадки оптимальны для относительно небольших компаний, которые не нуждаются во многих сотнях миллионов привлеченных средств. Выходит, что на российских биржах сейчас можно получить то же самое или почти то же самое при существенной экономии времени и ресурсов. Однако объективный рост привлекательности российского фондового рынка наталкивается на устоявшиеся представления и стандарты, если угодно, благоговения перед Западом. Новые стандарты публичности и практика «закрытости» российского бизнеса Как упоминалось выше, выпуск и публичное размещение ценных бумаг не в последнюю очередь предполагает переход на новые стандарты открытости российских корпораций. Это и создание эффективной системы внутренних коммуникаций, и требование финансовой прозрачности, и выстраивание успешного взаимодействие с основными СМИ, и появление новых целевых групп (инвесторы), ориентация на постоянную, двустороннюю коммуникацию с ними, а также многое другое. При всем при том открытость и прозрачность ведения дел, столь важная для развитых рынков, в условиях российской действительности может стать не только препятствием для дальнейшего роста, но и утратой достигнутых позиций, а то и потерей самого бизнеса. За примерами далеко ходить не надо. Среди многих топ-менеджеров российских корпораций до сих пор распространено убеждение, что последовательная информационная политика, планомерное выстраивание отношений с внешним окружением - в общем-то, вещь второстепенная и не всегда обязательная. Крупный бизнес, особенно региональный, часто продолжает жить по принципу «закрытости внутренней кухни». Даже в кризисных ситуациях президенты и гендиректора в большей степени уповают на кулуарные договоренности, личные обязательства, административный ресурс, чем на использование информационных инструментов управления кризисами (crisis communications). Слишком часто PR, эффективные коммуникации воспринимаются в качестве новомодного увлечения, которое со временем проходит, как все новое и модное. Запрос на эффективные бизнес-коммуникации: ждите ответа… Устоявшаяся традиция «закрытости» российского бизнеса - далеко не единственное препятствие успешному проведению IPO, которое предстоит преодолеть на пути надвигающегося инвестиционного бума. Профессиональные сообщества, как со стороны экономистов, финансистов, бизнес-консультантов, так и со стороны сервисных организаций, прежде всего «пиарщиков», - оказались фактически не готовы к построению эффективных коммуникаций в ходе подготовки и проведения IPO. Как показывает практика, эмитенты и бизнес-консультанты неоправданно мало внимания уделяют инструментам PR и IR (Investor Relations), маркетингу, рекламе, технологиям прямого и косвенного продвижения ценных бумаг и концентрируются на «процедурных» вопросах: ревизия организационной и управленческой структур, проведение необходимых мероприятий, подготовка «регламентных документов» и пр. Стоит отметить, что специалисты в области коммуникаций разделяют это опасение. Вот лишь отдельные тезисы, прозвучавшие на конференции: · Маркетинг IPO традиционно рассматривается как этап, непосредственно предшествующий размещению, в то время как действительная работа по капитализации бренда предполагает заблаговременную и планомерную информационную подготовку выхода на биржу. · PR, IR, маркетинг - комплексная и содержательная работа с целевыми аудиториями СМИ и целевыми группами потенциальных инвесторов - подчас сводится к рекламе успешных финансовых показателей эмитента. · Очень часто коммуникативные функции берут на себя андеррайтеры и инвестиционные консультанты, и выражается это в косвенной рекламе предстоящей эмиссии устами собственных экспертов на страницах своих же аналитических бюллетеней. Очевидно, что ценные бумаги - это пусть и специфический, но товар, который необходимо продвигать всеми доступными и законными средствами PR, маркетинга, рекламы. И в этом направлении широкое поле для деятельности только начинает вырисовываться. Российское PR-сообщество - в начале большого пути Информационное сопровождение IPO - достаточно новая сфера деятельности для российских коммуникационных агентств. Из множества компаний, работающих в сфере PR, лишь две-три открыто заявляют о наличии соответствующего опыта, ограничиваясь при этом простым упоминанием - «оказываем услуги». Недостаток опыта, практики, отработанных технологий ярко проявился и на конференции. Список спикеров, задаваемые вопросы, развернувшееся обсуждение касались финансовых, юридических, организационных вопросов, а проблема коммуникативных аспектов IPO практически не привлекла внимания участников. Даже развитие завершающей дискуссии под характерным названием «Коммуникационная политика российских компаний при проведении IPO: западные стандарты или российские инновации?» с участием представителей коммуникационных агентств лишь подтвердило отмеченную тенденцию. Более того, нехватка реального опыта ведет к отсутствию профессионального языка, терминологии, устоявшихся клише и формулировок для адекватного описания целей и задач, технологий, последовательности действий, реализуемых для информационной поддержки IPO. Автор напрямую столкнулся с этим, когда по настоятельной просьбе коллег попытался сформулировать и концептуализировать «бесценный опыт» собственного агентства по сопровождению IPO российских компаний. Таким образом, отечественное PR-сообщество находится лишь в начале большого пути освоения «западных стандартов» и выработки собственных «российских инноваций». И судя по числу и масштабу препятствий, этот путь будет весьма тернист. В заключение хотелось бы присоединиться к призыву, который прозвучал из уст одного из участников финальной дискуссии в качестве характеристики разрыва между «экономистами» и «пиарщиками»: да, мы находимся на разных берегах, мы пока плохо понимаем друг друга, но давайте искать точки соприкосновения, давайте строить мосты навстречу друг другу… Остается надеяться, что два пролета этого моста точно сойдутся на середине реки. Также смотрите: Через тернии к бирже: IPO - теория и практика По поручению E-xecutive - Алексей Гришко
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |