|
|
|
05.12.2005 Неосторожный оптимизм. Превращение Алматы из странового финансового центра в региональный может потерпеть фиаско из-за несовершенной концепции и отсутствия благоприятного бизнес-климата
Задача создания в Казахстане регионального финансового центра (РФЦА) логично вытекает из общей стратегии государства по диверсификации экономики. За последние десять лет в стране, помимо нефтяного сектора, развилась мощная финансовая система, локомотивами роста которой являются банки, фондовый рынок и пенсионные фонды. Пенсионные фонды, например, превратились в крупнейших инвесторов на внутреннем рынке: общий объем пенсионных активов уже превысил 600 млрд тенге и ежемесячно увеличивается на 12-15 млрд тенге. По прогнозам специалистов, через два года он составит 1 трлн тенге. И хотя правительство, Агентство по финансовому надзору предприняли ряд мер по увеличению линейки финансовых инструментов, выпустив инфраструктурные облигации, долгосрочные бумаги Минфина, давление пенсионных денег продолжает оставаться высоким. Рамки внутренней экономики с таким объемом уже не справляются. Правительство изучило территориальное развитие стран, похожих на Казахстан - Канады и Австралии, то есть с большой территорией при ограниченной численности населения. Эти страны сделали ставку на развитие небольшого числа городов. Например, в Канаде (население - 30 млн человек, ВВП - 1 трлн долларов) всего три города международного значения, которые могут конкурировать с американскими мегаполисами. И Астана пришла к выводу, что малонаселенность Казахстана (15 млн жителей, "размазанных по территории в несколько Франций"), не позволяют с экономической точки зрения развивать отдельные виды деятельности с размещением их по всей территории. Должна быть четкая географическая направленность концентрации экономической активности в стране. Выбор Алматы в качестве финансового центра был предопределен: здесь расположены головные офисы банков, брокерских компаний, пенсионных фондов, страховых компаний, фондовая биржа, депозитарий. Кроме того, планируется задействовать исторический и культурный потенциал Алматы, несколько сниженный после переноса столицы в Астану. РФЦА должен стать прорывной точкой роста в экономике Алматы наравне с туристическим кластером и IT-парком в поселке Алатау.
Чем привлечь соседа
Создавая центр в Алматы, правительство отдает себе отчет, что Казахстан расположен между двумя глобальными рынками - российским и китайским. При этом с Москвой нас объединяет общая история, схожий менталитет, язык. Через столицу России проходит большинство финансовых потоков страны, 85% кредитов выдается в Москве, кроме того, она позиционирует себя как центр СНГ. "Наша ниша - быть сервисной экономикой вокруг крупных экономик. Та же Канада не чурается быть сервисной в отношении американской, а Австрия - в отношении германской", - считает министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. Поэтому курс взят на создание модели взаимодействия региональных фондовых рынков стран Центральной Азии, запада Китая, Украины и восточной части России. Учитывая имеющиеся базовые условия - эффективно работающую инфраструктуру фондового рынка, было решено приспособить ее к функционированию центра, а при необходимости создать дополнительные институты. При этом, как отмечают аналитики, сложность создания финансового центра в Алматы связана с отсутствием традиционных условий, предшествующих созданию аналогичных финцентров в мире. Если взять, к примеру, Дубай, то это был признанный торговый центр со сложившимися связями в арабском мире, который расширил за счет новых возможностей свои границы. Помимо этого, для максимального привлечения капитала Дубай пожертвовал частью суверенитета. В стране изменили конституцию: за исключением уголовного права в стране не действуют законы Эмиратов. Принят некий свод международно признанных законов, в основу которого положено английское право. Надзорный институт не принадлежит государству, а осуществляется независимой комиссией, состоящей из 35 членов - ведущих экономистов мира, ни один из которых не является гражданином Эмиратов. Языковой основой является не арабский, а английский язык. В Казахстане не пошли на такие кардинальные меры, как в Дубае. Хотя правительство и объявило о том, что в целях конкурентоспособного отечественного центра приняло ряд чрезвычайных мер. В частности, администрация РФЦА получит функции ряда министерств, в том числе по государственной регистрации юридических лиц, налоговому и трудовому контролю, визовой поддержке и другие. На следующий год Министерством финансов уже запланировано почти 1,5 млрд бюджетных тенге на организационные мероприятия по созданию центра. Также для финансового центра создадут отдельный независимый и третейский суд, заседать в котором смогут и судьи-нерезиденты. Для повышения статуса и привлекательности в глазах иностранных инвесторов при центре будет постоянно работать Международный консультативный совет, в который планируется пригласить "международных финансистов с большим положительным опытом работы на международных финансовых рынках". Совет будет иметь право вето на нормативные решения исполнительного органа, а также право участия в разработке внутренней и внешней политики финансового центра. Однако регулирование деятельности РФЦА все же останется за государственным органом, подчиненным непосредственно правительству. Положение о судебном и уполномоченном органе РФЦА вызывает наиболее жаркие споры участников рынка. Часть мнений сводится к тому, что государство - неэффективный менеджер, и доверить управление центром можно было бы бизнесу как отечественному, так и иностранному, а присутствие в суде центра казахстанских судей вряд ли убережет его от коррумпированности и непрофессионализма.
Стимулы для участников
В отличие от осязаемого финансового центра Нью-Йорка, где деловая жизнь сконцентрирована на Уолл-стрит с офисами крупных брокерских компаний, инвестбанков, фондовой биржи, Алматинский центр имеет пока виртуальный характер. Бизнес и капитал станут работать в специальном правовом поле, заключая сделки на отдельной торговой площадке Казахстанской фондовой биржи. "Принцип территориальности будет соблюдаться требованием для участников РФЦА о наличии офиса на территории города Алматы", - отметил г-н Келимбетов. Участниками центра признаны лишь брокерские и дилерские компании, которые независимо от юрисдикции должны пройти обязательную регистрацию в администрации РФЦА. При этом зарегистрировать в центре нужно будет не саму компанию, а ее дочернюю структуру. "Создание дочерней компании связано с налоговыми льготами. Рабочая группа долго думала, каким образом можно будет легитимизировать доходы компаний в случае оказания ими консультационных услуг, работы на казахстанской бирже и на площадке центра. Как доказать налоговым органам, что те или иные операции проведены именно на площадке центра и подлежат льготному налогообложению. Поэтому пошли по наиболее простому пути - для работы в финансовом центре создать специализированную компанию", - объясняет ситуацию руководитель рабочей группы Ассоциации финансистов Казахстана по обеспечению рынка ликвидностью, управляющий директор АТФБанка Фарида Машабаева. Однако к созданию "дочек" местные брокерские компании относятся в большей степени негативно. Для них, особенно для небольших по капитализации компаний, финансовые издержки по найму дополнительного персонала и техническому вооружению лягут на себестоимость услуг. Для банков финансовые условия создания "дочек" приемлемы, однако их не устраивает факт отсутствия статуса участников центра. "Сегодня банки ущемлены в том, что они не являются брокерами по корпоративным бумагам. Десять лет назад речь шла о том, чтобы помочь отечественным брокерам встать на ноги. За прошедший период брокерские компании стали компаниями крупными, и их уже можно ставить в один ряд с банками. Необходимо создавать на рынке полноценную конкуренцию. Я не думаю, что классические брокеры сильно потеряют от этого в доходах, ведь большая часть их заработка приходится на управление портфелем и финансовый консалтинг. А клиентам банков не очень удобно работать по ГЦБ с банками, а по корпоративным бумагам с брокерскими компаниями, - считает г-жа Машабаева. - Думаю, что коммерческие банки все же получат возможность работать в центре лишь в случае создания дочерней компании, которая будет аккредитована в центре". Вообще большие споры вызывает сама концепция локализации центра в рамках рынка ценных бумаг. Во-первых, она отсекает банковский, страховой и пенсионный сектор, во-вторых, непонятно создание в РФЦА отдельной торговой площадки. Чтобы привлечь участников на новую площадку, Минфин предлагает полное их освобождение от оплаты корпоративного подоходного налога. Хотя на рынке уже работает фондовая биржа, и делать дополнительную площадку с искусственным наполнением ее бумагами и брокерами нецелесообразно. Не говоря уже о потерях бюджета от невыплаченных налогов. "Когда проект создавался, это была блестящая идея - развить Алматы как финансовый центр. В конечном итоге она сжалась до торговой площадки эмитентов, которые придут туда непонятно зачем. Все налоговые льготы есть у Казахстанской фондовой биржи, нам надо пустить в РФЦА банки. Масса денег из страны уже ушла за рубеж и будет уходить по мере развития экономики. У нас есть Западный Китай и Восточная Россия, как только мы скопим критическую массу денег в этой зоне, можно говорить о развитии фондового рынка как такового. Без полноценного участия всех финансовых институтов центр работать не будет", - выражает свою точку зрения генеральный директор АО Halyk Finance Самир Хасанов. В ответ разработчики парируют: дескать, речь не идет об отсечении банков и других финансовых институтов. "Если посмотреть перспективы банковского сектора в РФЦА, то их деятельность прежде всего увязана с реализацией закона о секьюритизации. Секьюритизация кредитных портфелей и эмиссия ценных бумаг - та перспектива, которая предполагается для банков. Брокерская деятельность для банков не является основной деятельностью. И тот факт, что монополия банков на этом рынке сегодня превалирует - есть недостаток развития этого сектора экономики. Поэтому приоритет был отдан развитию небанковских финансовых посредников", - говорит заместитель председателя правления АО "Центр маркетингово-аналитических исследований" Медет Сартбаев. Понятно, что казахстанские банки смогут через центр секьюритизировать большую часть своих кредитов, займов, однако маловероятно, что освобожденный капитал пойдет кредитовать реальный сектор экономики. В лучшем случае он уйдет в нефтяные проекты и строительство внутри страны, в худшем - профинансирует экспансию на соседние рынки. По мнению представителей страховых компаний, концепция не учитывает интересы их рынка. Хотя обязательность страхования профессиональной деятельности брокеров и дилеров минимизировала риски для их клиентов и дала толчок к развитию страхового сектора. Было бы правильным, если бы налоговые привилегии применялись для привлечения иностранных посредников. Для них это стало бы хорошим стимулом. "На первом этапе работы центра освобождение участников торгов от подоходного корпоративного налога вполне достаточно, - говорит главный аналитик ГНПФ Владимир Ли. - На этом этапе в центр придут средние операторы, которые будут исследовать условия и капитализацию рынка, его ликвидность и перспективность, естественно, на первом этапе это будут игроки, заинтересованные в коротких и быстрых капиталооборотах. Они станут анализировать глубину и структуру рынка, состав и волатильность финансовых инструментов, возможные финансовые и инвестиционные риски, профессионализм местных специалистов. После того как центр "раскрутится", возможно, дальнейшее стимулирование произойдет эволюционно. Окончанием этапа "раскрутки" становления РФЦА станет заинтересованность и активизация крупных стратегических операторов и их присутствие на площадках РФЦА".
Где взять качественных эмитентов
Привлекая компании в Казахстан, РФЦА должен решить сложную задачу: с одной стороны, установить для них как можно больше преференций, а с другой - не допустить прихода неликвидных и ненадежных бумаг, так как инвесторами в центре будут наши пенсионные фонды, управляющие и страховые компании, зарубежные инвесторы. В качестве стимула предполагается максимально упрощенный допуск к листингу: эмитенту необходимо представить легализованные подтверждения юридической регистрации эмитента и проспекта эмиссии ценных бумаг и периодическую финансовую отчетность. Однако, по мнению участников рынка, данные льготы недостаточны. Для тех компаний, чьи бумаги уже допущены на площадку РФЦА, важно также предусмотреть налоговые послабления, в частности, уменьшение КПН до 15% и уменьшение подоходного налога для работников до 10%. Учитывая собственное позиционирование регионального центра, РФЦА планирует завозить в Казахстан бумаги казахстанских, средних российских, украинских и китайских компаний, эмитентов из других стран СНГ. "Есть определенный интерес к украинским, российским и киргизским предприятиям, потому что существует длина денег. В Казахстане на сегодня самые длинные деньги среди всех стран СНГ. Есть, конечно, ограничения по качеству тех же российских компаний, но они связаны с непрозрачностью деятельности, а не с тем, что привлекательных компаний в России мало. Может быть, эти компании захотят быть прозрачными в Казахстане, это будет связано с разным налогообложением, менталитетом, бегством капитала", - уверен председатель правления Банка ТуранАлем Садуакас Мамештеги. Хотя, возможно, даже с этой категорией эмитентов возникнут трудности. Анализ 400 крупнейших российских компаний, проведенный рейтинговым агентством "Эсперт РА", показал, что из первой сотни компаний, только 41 ведет отчетность по стандартам МФСО и GAAP, из второй - 15, из третьей - 14, из четвертой - 8. Всего 20%. "Даже с учетом сегодняшнего российского законодательства рассчитывать на то, что они нацелены на инвестиции фондового рынка, не приходится", - комментирует ситуацию председатель Агентства по финансовому надзору Болат Жамишев. Если компания не имеет рейтинга, не ведет учет по стандартам МФСО, прозрачной ее назвать довольно сложно, а значит, риски для казахстанских инвесторов возрастут. "Думаю, что оценка риска того или иного привлекаемого на площадку эмитента будет привязана к рейтингу. Рейтинговые агентства несут ответственность за предоставленную информацию, и по рейтингу можно понять, какие это бумаги. Хотя не у всех средних компаний есть рейтинги. Необходимо подумать, как получат финансовую отчетность и другую информацию об эмитенте потенциальные инвесторы", - считает г-жа Машабаева. Другой вопрос, захотят ли эти компании прийти в Казахстан. "С эмитентами все достаточно просто - они идут туда, где они могут получить ресурсы с наименьшей процентной ставкой (если говорить про эмитентов долговых бумаг), - говорит генеральный директор ООО Cbonds.ru Сергей Лялин. - Соответственно, если разместить облигации в Казахстане будет дешевле, чем в России, они пойдут в Казахстан. Правда, надо обратить внимание еще и на объемы возможных размещений и сроки обращения. И, что немаловажно, валюту заимствования. Пока, к сожалению, особых стимулов для выхода на рынок Казахстана у российских компаний нет. Ставки в России сейчас на рекордно низком уровне. Кроме того, российские компании в основном заинтересованы в заимствованиях в рублях и отчасти долларах США, заимствования в тенге вряд ли могут быть интересны (кроме тех, кто активно работает с Казахстаном). Опять-таки надо вспомнить, что размер экономик стран несопоставим, и едва ли российские компании смогут легко разместить на рынке Казахстана эмиссию в 5-10 млрд тенге. Тем не менее потенциальный интерес все же возможен, например, со стороны компаний, ведущих активный бизнес с Казахстаном, компаний, расположенных в приграничных с Казахстаном областях России. Очень многое будет зависеть от первых 2-3 прецедентов. Если они будут удачными, эмитенты "потянутся". Не стоит ожидать, что это будет поток, но все же какой-то интерес возможен". Однако казахстанцы не теряют оптимизм. "Мы считаем, что создание площадки даст возможность российским компаниям, даже с учетом всех ограничений их законодательства, эмитировать долговые бумаги в соответствии с казахстанским законодательством. И в центре такая попытка делается. Гарантий дать никто не может, и поэтому для участников вводятся стимулы. Понятно, что часть таких эмитентов может рассчитывать на институциональных инвесторов с учетом предусмотренных для них ограничений. Мы не собираемся ронять планку по надежности финансовых инструментов для институциональных инвесторов", - говорит г-н Жамишев.
Большое внимание, по мнению участников рынка, следует уделять информационной кампании.
"Конечно, сразу наполнить торговую площадку центра бумагами мы не сможем, - уверена Фарида Машабаева. - Думаю, что все будет зависеть от информационной обеспеченности центра. Брокерам, банкам нужно разъяснять своим зарубежным партнерам конкурентные преимущества центра". По словам министра финансов, PR-кампания центра уже началась. "Уже прошли несколько презентаций в Астане и Алматы. На следующий год намечено проведение профессионального road-show с привлечением профессиональных PR-компаний. По первичным оценкам мы ожидаем, что в 2006 году общий оборот облигаций будет больше 1,8 млрд долларов. А к 2010 году цифра подойдет к 8 млрд долларов", - уточнил г-н Келимбетов. Для того чтобы бизнес пришел в РФЦА, необходимо создать для него благоприятный деловой климат. В первую очередь нужно решить проблему авиасообщения с Алматы (как известно, правительство работает в обратном направлении, жестко требуя от авиакомпаний переноса авиарейсов в Астану) и дефицита офисных площадей. Бизнес-центры в городе, даже самые дорогие, заполнены почти на 100 процентов. Приезжие будут вливаться в текущий спрос и предложение, соответственно, увеличивая спрос, при этом оставляя предложение на прежнем уровне. Это приведет к росту цен на офисные помещения. "Даже при условии, что несколько бизнес-центров будут сданы в 2007-2008 годах и смогут оттянуть на себя часть потребности, рост арендной платы не остановить, так как он связан с текущей экономической ситуацией - полагает Евгений Долбилин, партнер компании Scot Holland. - Если недавно аренда офиса класса "А" стоила 25-30 долларов за кв.м, то сегодня уже 35-40 долларов".
Татьяна Батищева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |