|
|
|
Другие обязательные платежи для субъектов малого предпринимательства
Светлана Майлыбаева, начальник отдела методологии непроизводственных платежей Управления непроизводственных платежей
Для субъектов малого предпринимательства законодательством Республики Казахстан предусмотрен отдельный льготный порядок по исчислению, уплате, а также представлению налоговой отчетности по ряду других обязательных платежей в бюджет. 1. Так, по сбору за государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии с главой 68 Налогового кодекса сбор взимается при государственной (учетной) регистрации создания и прекращения деятельности юридических лиц и их филиалов и представительств, их перерегистрации, а также при получении ими дубликата свидетельства о государственной (учетной) регистрации. Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора, а также документ, удостоверяющий местонахождение юридического лица. Вместе с тем субъекты малого предпринимательства не представляют документ, удостоверяющий их местонахождение. При этом государственная регистрация (перерегистрация) субъектов малого предпринимательства и учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств должны быть произведены не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов, тогда как государственная регистрация (перерегистрация) иных юридических лиц и учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств производятся не позднее десяти рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Необходимо отметить, что сумма сбора исчисляется по ставкам, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2001 года № 1660 «Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию юридических лиц», и уплачивается до подачи соответствующих документов в регистрирующий орган. Так, ставка сбора при государственной (учетной) регистрации создания юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, их филиалов и представительств составляет пятикратный месячный расчетный показатель, действующий на день уплаты сбора, тогда как ставка сбора для иных юридических лиц, их филиалов и представительств составляет двадцатикратный месячный расчетный показатель, действующий на день уплаты сбора. 2. По сбору за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно главе 70 Налогового кодекса сбор взимается при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также при получении дубликата документа, удостоверяющего государственную регистрацию. При этом подпунктом 5) пункта 2 статьи 405 Налогового кодекса для субъектов малого предпринимательства, занимающихся подготовкой и обучением кадров, в течение трех лет с момента государственной регистрации предусмотрено освобождение от уплаты сбора. При этом сумма сбора исчисляется по ставкам, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 мая 2003 года № 454 «Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и уплачивается до подачи соответствующих документов в регистрирующий орган. Так, ставка сбора за регистрацию возникновения права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления, залога, ренты, пользования (кроме сервитутов) для субъектов малого предпринимательства на жилой дом (с хозяйственными постройками и другими подобными объектами), нежилое помещение в жилом доме, нежилое строение, имущественные комплексы нежилого назначения (здания, строения, сооружения) составляет один месячный расчетный показатель, действующий на дату уплаты сбора, тогда как для других плательщиков сбора ставка за регистрацию жилого дома составляет восьмикратный месячный расчетный показатель, действующий на дату уплаты сбора. 3. Также необходимо отметить, что главой 79 Налогового кодекса предусмотрено взимание лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности при выдаче лицензий (дубликата лицензий) на занятие определенными видами деятельности, подлежащими лицензированию в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании». Согласно указанному Закону Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать упрощенный порядок выдачи лицензий субъектам малого предпринимательства. Так, в соответствии со статьей 17 Закона лицензии для субъектов малого предпринимательства выдаются не позднее десятидневного срока со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, тогда как для остальных плательщиков сбора - не позднее месячного срока. Кроме того, согласно статье 22 Закона приостановление действия лицензии субъекта малого предпринимательства производится судом по заявлению лицензиара, государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, тогда как остальным лицензиатам лицензиар вправе приостановить действие лицензии на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления. Заявление о приостановлении действия лицензии субъекта малого предпринимательства направляется уполномоченным государственным органом в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Приостановление действия лицензии субъекта малого предпринимательства без судебного решения допускается в исключительных случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, на срок не более 3 дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о приостановлении действует до вынесения судебного решения. 4. В соответствии с главой 81 Налогового кодекса плата за пользование земельными участками взимается за предоставление государством земельных участков во временное возмездное землепользование (аренду). При этом порядок предоставления земельных участков во временное возмездное землепользование устанавливается законодательным актом Республики Казахстан. Пунктом 1 статьи 450 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от представления налоговой отчетности по плате налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы для крестьянских (фермерских) хозяйств и для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим. При этом планируется внести уточнение, что уплата сумм платы указанными плательщиками будет производиться в порядке, установленном статьей 389 Налогового кодекса. Кроме того, в целях установления упрощенного порядка по исчислению и уплате платы за пользование земельными участками, а также представлению налоговой отчетности по указанной плате для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, планируется внести изменения и дополнения в указанную главу Налогового кодекса, поскольку имеют место случаи, когда у физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, по земельным участкам, полученным в аренду, годовая сумма платы (стоимость арендной платы земельного участка) намного ниже суммы расходов, связанных с исполнением обязательств по представлению налоговой отчетности по плате (приобретение бланков налоговой отчетности с приложениями, заверение нотариусом копии договора о временном возмездном землепользовании и т.п.). 5. В соответствии с главой 82 Налогового кодекса взимается плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников за все виды специального водопользования из поверхностных источников с изъятием воды из них или без ее изъятия. При этом специальное водопользование осуществляется на основании разрешительного документа, выдаваемого уполномоченным органом по управлению водными ресурсами. При пользовании водными объектами без соответствующего разрешительного документа ставки платы, установленные местными представительными органами области (города республиканского значения, столицы), увеличиваются в пять раз. Сумма платы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из фактических объемов водопользования и установленных ставок. Плательщики (кроме налогоплательщиков, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах для крестьянских (фермерских) хозяйств, и юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции) обязаны ежемесячно уплачивать в бюджет текущие суммы платы за фактические объемы водопользования не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Уплата сумм платы налогоплательщиками, осуществляющими расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах для крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, согласно пункту 1 статьи 456 Налогового кодекса, производится в следующем порядке: 1) суммы текущих платежей, исчисленные за период с 1 января до 1 октября текущего налогового периода, уплачиваются в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода; 2) суммы, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря, уплачиваются в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы для крестьянских (фермерских) хозяйств и для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, согласно пункту 4 статьи 458 Налогового кодекса, представляют только декларацию по плате, ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, тогда как остальные плательщики платы, определенные статьей 452 Налогового кодекса, представляют по месту специального водопользования, указанному в разрешительном документе, ежеквартально расчет сумм текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. 6. Согласно главе 83 Налогового кодекса плата за загрязнение окружающей среды взимается за осуществление на территории Республики Казахстан деятельности в порядке специального природопользования, определяемого Законом Республики Казахстан от 15 июля 1997 года № 160-I «Об охране окружающей среды». Специальное природопользование осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Суммы платы исчисляются налогоплательщиками самостоятельно, исходя из фактических объемов загрязнения окружающей среды и установленных ставок. При этом ставки платы ежегодно устанавливаются местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), но не ниже расчетов, составленных уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. За загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов ставки платы, утвержденные местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, увеличиваются в десять раз. Плательщики платы уплачивают текущие суммы платы за фактический объем загрязнения окружающей среды не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за исключением организаций с малыми объемами платежей и налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы для крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции. Для организаций с малыми объемами платежей (до 100 месячных расчетных показателей в суммарном годовом объеме) допускается доведение платы территориальными уполномоченными органами в области охраны окружающей среды в форме выкупа лимита на загрязнение окружающей среды. Выкуп лимита производится с полной предварительной оплатой за отчетный год при оформлении разрешения. Поскольку большинство из указанных организаций являются субъектами малого предпринимательства, планируется упростить порядок уплаты платы в бюджет и представления налоговой отчетности организациями с малыми объемами платежей (до 100 месячных расчетных показателей в суммарном годовом объеме), т.е. будет определен конкретный срок для выкупа лимита с полной предварительной оплатой суммы платы за год при оформлении разрешительного документа, и срок представления годового расчета сумм текущих платежей вместо ежеквартального. Уплата сумм платы налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы для крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, производится в следующем порядке: 1) суммы текущих платежей, исчисленные за период с 1 января до 1 октября текущего налогового периода, уплачиваются в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода; 2) суммы, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря, уплачиваются в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы для крестьянских (фермерских) хозяйств и для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, согласно пункту 4 статьи 465 Налогового кодекса, представляют только декларацию по плате, ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, тогда как плательщики платы, определенные статьей 460 Налогового кодекса, представляют по месту нахождения объекта загрязнения расчет сумм текущих платежей ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |