|
|
|
Комментарий к Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан»
Айгерим Кужимова, ведущий специалист отдела аудита недропользователей горнорудного сектора Управления аудита МРНК № 1
На данном этапе развития становление независимого Казахстана происходит не совсем гладко, однако необходимо учитывать, что за 14 лет с момента приобретения суверенитета Казахстан довольно уверенно продвигается вперед. Здесь следует отметить, что топливно-энергетический комплекс играет определяющую роль в структуре экономики Республики Казахстан. Поступления от нефтегазовых компаний составляют основную часть государственного бюджета. Нефтегазовый комплекс оказывает решающее воздействие на социально-экономическое развитие страны и ее отдельных регионов, по сути является донором для всей экономики государства, способствует развитию других отраслей экономики. Между тем значительные объемы иностранного капитала, привлеченного в экономику Казахстана, до сих пор не разрешили многих существующих проблем (к примеру, в бюджетной, социальной, экологической сфере и т.д.), а высокая степень открытости национальной экономики породила новые диспропорции и противоречия. Это является следствием, по меньшей мере, двух основных причин. Во-первых, нефтяной сектор промышленности республики не рассматривался как часть единой системы мирового рынка; во-вторых, его развитие осуществляется без увязки с другими секторами экономики республики. Данные факторы обусловливают необходимость выработки стратегических направлений государственного регулирования нефтегазового комплекса Казахстана. Именно в этот момент необходимо подумать о будущем развитии данного сектора, так как с работой предприятий топливно-энергетического комплекса связано претворение в жизнь наиболее значимых социальных программ в масштабах регионов и всего государства посредством налогообложения. В деле освоения природных ресурсов Казахстана важная роль отводится государству. Четкое государственное регулирование данного рода отношений является стимулирующим фактором для привлечения иностранных инвесторов в республику. В октябре т.г. на пленарном заседании Сенат Парламента Казахстана одобрил принятие закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций. В настоящее время в республике действует 571 контракт на недропользование. Подготовлен и утвержден перечень участков недр (блоков), подлежащих выставлению на конкурс на получение права недропользования в 2005 г., включающий 242 объекта. Для мониторинга исполнения контрактов на недропользование министерством внедряется единая информационно-коммуникационная система. Территориальные запасы Казахстана представляют огромные залежи, расположенные в основном на западе республики, а именно в Мангистауской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях, охватывающие свыше 70% разрабатываемых месторождений. Кроме того, Узеньское и Тенгизское месторождения наряду с Карачаганакским месторождением по природному газовому конденсату составляют 62,5% всех казахстанских запасов (таблица 1).
Таблица 1
Казахстан: главные разрабатываемые нефтяные месторождения
То есть Казахстан, имея такие колоссальные природные богатства, должен осознавать, что распоряжаться этим нужно очень разумно, с минимальными возможными потерями для государства. Поэтому в целях обеспечения безопасности в области стратегических ресурсов государство имеет цель четко провести свою линию по обеспечению интересов общества, а также по недопущению угрозы экономической безопасности страны. Как отметил Первый Вице-Министр энергетики и минеральных ресурсов РК Б. Измухамбетов, представляя законопроект сенаторам: «Жизнь не стоит на месте, и мы столкнулись на практике со случаями доступа к недрам республики не путем совершения сделки с самим недропользователем, а через сделки с материнской компанией недропользователя, которая определяет все его решения». Следует отметить, что действия государства обусловлены лишь вопросами безопасности и гарантией экономического роста, то есть введение ограничений не предполагает ухудшение инвестиционного климата в республике. Этот закон, инициированный казахстанским Правительством, наделяет уполномоченный государственный орган в лице Министерства энергетики и минеральных ресурсов возможностью фактически заблокировать передачу третьим лицам прав недропользования на месторождениях полезных ископаемых, находящихся на территории республики, а также долей участия в организациях, которые прямо или косвенно обладают этими правами. Такая мера, в соответствии с документом, предусмотрена на случай, когда передача права недропользования может угрожать национальной безопасности страны, в частности, при концентрации прав у одного или нескольких лиц из одной страны. Согласно документу вносятся поправки в действующие Законы «О нефти», «О недрах и недропользовании» и «О национальной безопасности». Так, в соответствии с поправкой в Закон «О нефти», компетентный орган теперь вправе «отказать подрядчику ... в выдаче разрешения на передачу прав и обязанностей по контракту, а также не разрешить отчуждение доли участия (пакета акций) в уставном капитале лица, являющегося подрядчиком по основаниям, предусмотренным законами Республики Казахстан». Согласно поправке данная норма распространяется и на сделки с аффилированными лицами подрядчика, под которыми понимаются как «дочерние организации недропользователя», так и «организации, обладающие пакетом акций или долей участия в уставном капитале организации, являющейся подрядчиком на проведение нефтяных операций». Между тем в Закон «О недрах и недропользовании» вносится понятие «концентрация прав на проведение операций в области недропользования». Под этим термином понимается «обладание одним лицом или группой лиц из одной страны такой долей в контрактах на проведение операций в области недропользования ... или такой долей собственности в уставном капитале организаций, являющихся недропользователями, ... которые способны создать или создают угрозу экономическим интересам» Казахстана. В этот же Закон вводится понятие «концентрация прав в рамках контракта». Это «такая величина доли одного из участников консорциума» в заключенном с Казахстаном контракте, «которая позволяет данному участнику самостоятельно принимать решения по деятельности недропользователя в соответствии с контрактом». Компетентный государственный орган наделяется правом «отказать в выдаче разрешения на передачу права недропользования», если такая передача «повлечет за собой несоблюдение требований по обеспечению национальной безопасности страны, в том числе в случае концентрации прав». Кроме того, в Законе «О недрах и недропользовании» излагается в новой редакции норма, устанавливающая приоритетное право государства на выкуп долей юридических лиц в проектах по добыче полезных ископаемых. Так, теперь «государство имеет приоритетное право на приобретение отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) доли участия (пакета акций)» не только «в юридическом лице, обладающем правом недропользования», как это было установлено ранее, но также «в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые недропользователем решения». Согласно данной поправке основная деятельность такого юридического лица должна быть связана с недропользованием в Казахстане. Кроме того, поправкой предложено не распространять приоритетное право государства на контракты «по подземным водам и общераспространенным полезным ископаемым». Депутаты Мажилиса внесли в Закон «О недрах и недропользовании» норму о том, что государство может расторгнуть контракт с недропользователем в одностороннем порядке, если будет нарушено его вышеуказанное приоритетное право. Согласно документу смягчена норма в Законе «О нефти», устанавливающая обязательность утилизации попутного и (или) природного газа с запретом на его сжигание в факелах. Документом определяется для недропользователей переходный период до 01.07.2006 г., в течение которого они должны разработать и согласовать с уполномоченным государственным органом программу по утилизации газа. В настоящее время этот запрет действует, введен с 01.01.2005 г. Кроме того, в Закон «О национальной безопасности» внесена дополнительная норма о праве Правительства устанавливать «ограничения на переход и возникновение права собственности на стратегические ресурсы (объекты) Республики Казахстан». По словам Министра энергетики и минеральных ресурсов РК В. Школьника: «При разработке поправок в законодательные акты Казахстана по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций использовался опыт США. В США есть закон, по которому создается федеральная комиссия, которая рассматривает все вопросы, связанные с переходом собственности крупных активов. И правом отказа от совершения сделки может служить, в том числе и то, что данные активы в любой форме переходят под юрисдикцию другого государства.» Таким образом, Парламент принял закон, который учитывает интересы Казахстана, защищая его от возможных неправомерных действий со стороны заинтересованных компаний. Принятие данного закона поможет скорректировать налогообложение недропользователей, которые действуют согласно контрактам 1990-х годов, где не учитываются многие важные моменты по налогообложению налогоплательщика и существуют пробелы в вопросах правильности исчисления налогов. В Стратегии развития Казахстана до 2030 г. в качестве долгосрочных приоритетов определены энергетические ресурсы, эффективное использование которых путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов будет способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни казахстанцев1. 1Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы, 1997 г. - С. 256. Значительные запасы углеводородного сырья, выгодное географическое положение государства, дальнейшее увеличение объемов добычи нефти и газа указывают на то, что и в будущем топливно-энергетический комплекс будет занимать ведущие позиции в экономике Республики Казахстан, и с его развитием связываются определенные надежды на дальнейшее социально-экономическое развитие страны. Таким образом, осознавая всю значимость данного вопроса, Казахстан предпринимает активные действия по поддержке и содействию в развитии столь важной отрасли отечественной промышленности, которая является как символом независимого статуса государства, так и надеждой на лучшее будущее.
При подготовке статьи были использованы материалы информационного агентства «Интерфакс-Казахстан» и магистерской диссертации автора по теме «Топливно-энергетический комплекс Казахстана: положение и перспективы развития». Октябрь, 2005 год.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |