|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
19.12.2005 В Казахстане продлевается срок ввода балансирующего рынка электроэнергии
АСТАНА. 19 декабря. КАЗИНФОРМ /Жигер Байтелесов/ - Ввести в Казахстане балансирующий рынок электрической энергии не 1 января 2006 года, как того требует Закон «Об электроэнергетике», а 1 января 2008 года предлагает Правительство, представившее 17 декабря в Мажилис Парламента поправки в названный акт, сообщает корреспондент Казинформа. Свое законодательное предложение Правительство обосновывает тем, что не выдерживаются сроки по установке в республике автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии - АСКУЭ. АСКУЭ необходимо было установить на 93 объектах, в том числе на 11 электростанциях национального значения и 40 - местного, в 20 региональных и десяти распределительных электросетевых компаниях, 12 крупных промышленных предприятиях. На 1 сентября эти системы введены на 8 объектах. До конца 2005 года они появятся еще на восьми. К основным причинам отставания сроков ввода систем субъектами оптового рынка Правительство относит значительный объем работ, необходимых для создания технологической инфраструктуры АСКУЭ. Она включает в себя программно-технические комплексы и системы телекоммуникаций. Проблему создает и недостаток квалифицированных разработчиков АСКУЭ. Она усугубляется неадаптированностью зарубежных систем к специфике конкурентного оптового рынка электроэнергии Казахстана. Серьезным обстоятельством являются также большие затраты, сопровождающие внедрение АСКУЭ. По предварительным расчетам Правительства, на создание таких систем на энергопредприятиях, являющихся субъектами оптового рынка электроэнергии, нужно около 16,44 миллиарда тенге. При вводе балансирующего рынка электроэнергии предусмотрен расчет дисбалансов. Он образуется между почасовыми величинами диспетчерского суточного графика и фактическими величинами производства (потребления) электроэнергии. Однако, он невозможен без оснащения субъектов оптового рынка подсистемами почасового коммерческого учета электроэнергии. Не обойтись здесь и без систем передачи данных измерений в региональные диспетчерские центры системного оператора. Вдобавок ко всему другая норма действующего закона «Об электроэнергетике» гласит, что в пределах одной области должна функционировать одна региональная электросетевая компания - РЭК. Вопреки этому Гражданский кодекс и законы «Об акционерных обществах» и «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» предусматривают образование РЭК только по решению собственников - на добровольной основе. Принудительные меры для вступления в РЭК законодательством не предусмотрены. Для устранения этих и других противоречий и подготовлены Правительством законодательные поправки. Они, в частности, узаконивают компетенцию Государственного энергетического надзора. Потому что в действующем законе отдельные его функции не прописаны, но установлены постановлением Правительства. Предусмотрены также меры совершенствования рынка централизованной торговли электроэнергией. В ряду нововведений - обеспечение законодательных условий для строительства объектов электроэнергетики на основании концессионных соглашений. Весь правительственный законопроект состоит из двух статей, которые предполагают новую редакцию норм в действующий закон «Об электроэнергетике». Дается определение, к примеру, таким понятиям, как национальная электрическая сеть, охранная зона электрических и тепловых сетей, передача электрической энергии и др. В проекте закона также излагается, в каких именно случаях проводится внеплановая проверка госорганом по энергонадзору и контролю. Доложить обо всем этом депутатам Мажилиса Правительством поручено министру энергетики и минеральных ресурсов Владимиру Школьнику.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |