|
|
|
30.01.2006 НеЗАКОНные правила
№ 2 от 26 января 2006 года
В минувший вторник по инициативе Ассоциации по защите прав предпринимателей прошел «круглый стол» по обсуждению уже утвержденных маслихатом «Правил застройки территории г. Астаны». Странная тенденция, однако, обсуждать документ только после его утверждения. Хотя, кто знает, может, все предложения и критические замечания, высказанные в ходе мероприятия, будут учтены.
В декабре прошлого года решением городского маслихата были утверждены изменения и дополнения к Правилам застройки г. Астаны. Сейчас этот документ находится на рассмотрении в городском департаменте юстиции. В свою очередь, этот госорган направил документ в Ассоциацию по защите прав предпринимателей г. Астаны для получения мотивированного заключения о том, приемлемы ли они для предпринимателей. Ради этого и был организован «круглый стол». Среди приглашенных - представители Ассоциации Застройщиков Казахстана (АЗК), Ассоциации по защите прав потребителей, строительных компаний.
Вразрез с Законом Любопытно, что Правила застройки Астаны были утверждены маслихатом, несмотря на несоответствие некоторым законодательным нормам. Например, как отмечают юристы АЗК, можно отметить расхождение Правил с нормами Земельного Кодекса РК, Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», «О нормативно-правовых актах», «О местном государственном управлении в РК». Кстати, по мнению начальника отдела нормативно-правовых актов Департамента юстиции г. Астаны Арманбека Тлеубаева, один из документов, на который ссылаются Правила, - Закон РК «Об особом статусе столицы». - Однако такого закона нет в природе, есть закон «О статусе столицы», - пояснил А. Тлеубаев. - Все застройщики работают по этим правилам и сталкиваются с рядом проблем. Связано это с тем, что документ противоречит законам, регулирующим строительство. Правила должны представлять собой инструкцию, что, как, где и когда строить. А эти правила лишь дублируют некоторые нормы законодательства, ущемляют права застройщиков и не содержат точных сроков прохождения разрешительных процедур, - отметил Куат Досов, директор по спецпроектам АЗК. Между прочим, АЗК предлагала специалистам департамента архитектуры и градостроительства Астаны (ДАиГ) совместно разработать основные положения документа. Однако, по разным причинам, ДАиГ предпочел работать в одиночку… По мнению участников встречи, многие пункты Правил говорят о превышении полномочий местного исполнительного органа и органа, курирующего строительство в городе. Например, Правила застройки территории города не вправе регулировать сферу наружной рекламы и наименования улиц. Свои предложения по корректировке документа внесла представитель Ассоциации по защите прав потребителей Галина Быковец. Например, касательно «разрешения на использование земельного участка, принадлежащего застройщику на праве собственности или землепользования. Если застройщик имеет право собственности на землю, то почему акимат и территориальные органы имеют полномочия на ограничение прав собственника, то есть ограничивать права распоряжения, пользования и владения этой собственностью?» В свою очередь, в департаменте юстиции озадачены двухэтапным отводом земучастка - сначала под проектирование, затем под строительство. - Выделение земли под строительство уже является основанием для проведения изыскательских работ и проектирования, - говорит А. Тлеубаев. Еще один отрицательный момент. Земельный кодекс оперирует двумя понятиями: вступление в право собственности путем купли и временное землепользование (аренда). А местный исполнительный орган принуждает застройщика заключать договор об освоении территории. Хотя в Земельном кодексе такого понятия, как «освоение территории», нет. А целевое назначение участка вполне возможно предусмотреть в договоре аренды.
Ничего конкретного!
- Этим документам не хватает конкретики - высказал мнение г-н Тлеубаев. Например, правила застройки г. Экибастуза, Усть-Каменогорска содержат 60 пунктов, а Правила застройки столицы - в два раза больше. Эту «конкретику» можно было внести, если бы акимат и ДАиГ включили механизм «одного окна» при прохождении процедур на выделение земельного участка под проектирование и строительство, получение разрешения на проведение строительно-монтажных работ. Вот только идея «одного окна», предложенная АЗК еще при разработке документа, была по непонятным причинам отклонена. В итоге сложилось мнение, что Правила идут вразрез установленным законодательным нормам, а уполномоченный госорган - разработчик этого документа - попросту превышает свои полномочия. Участники мероприятия пришли к мнению, что в таком виде правила нельзя было принимать. Однако решение городского маслихата было положительным, в результате чего застройщикам, чью деятельность регулируют Правила, остается уповать на то, что департамент юстиции не допустит регистрации Правил, которые явно не соответствуют законодательству РК.
Махаббат Садвакасова, Астана
Источник: Газеты «Жилищное Строительство Казахстана» (https://www.azk.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |