|
|
|
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ,
Ольга ГРИГОРЬЕВА, старший преподаватель Восточно-Казахстанского государственного технического университета
В результате распада колхозов и совхозов земельные участки были распределены между их участниками. Сельхозпроизводители, пытаясь выжить в условиях рынка, самостоятельно находили оптимальные пути развития. Многие из них в конечном итоге оказались в невыгодном финансовом положении. В настоящее время для создания привлекательности для инвесторов происходит объединение земельных участков, и деятельность осуществляется в виде совместного предпринимательства. Попытаемся изложить основные моменты специального налогового режима (далее - СНР) для субъектов аграрного сектора - крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в форме простого товарищества.
Согласно ст. 8 Закона РК от 19.06.1997 г. № 135-I «Об индивидуальном предпринимательстве» (с изменениями) крестьянским (фермерским) хозяйством признается такое хозяйство, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции. В соответствии со ст. 3 вышеназванного Закона видами индивидуального предпринимательства (далее - ИП) являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство. Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом. Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (ИП) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом. Статьей 3 Закона РК от 31.03.1998 г. № 214-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями) предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство может выступать в форме фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной хозяйственной деятельности. Согласно разъяснениям Налогового комитета МФ РК от 24.02.2003 г. № НК-УНК/1456 совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (ИП) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом. Физические лица, предоставившие свои земельные участки при заключении договора о совместной деятельности, обязаны пройти государственную регистрацию в качестве ИП. Регистрация необходима в случаях: - использования труда наемных работников на постоянной основе; - наличия от предпринимательской деятельности совокупного годового дохода более 12 МРП. При регистрации совместного ИП в форме простого товарищества, создаваемого на постоянной основе, заявление подается лицом, уполномоченным представлять интересы в отношениях с гражданами, организациями и государственными органами и осуществлять гражданско-правовые сделки (ранее подавалось каждым предпринимателем). Свидетельство о государственной регистрации выписывается на уполномоченное лицо. К свидетельству прилагается список членов совместного ИП, заверенный руководителем регистрирующего органа. При изменении данных, указанных в заявлении на выдачу свидетельства о государственной регистрации, предприниматель обязан об изменениях сообщить в регистрирующий орган по форме, установленной этим органом. При изменении данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации, предприниматель обязан осуществить перерегистрацию и получить новое свидетельство. В случае утраты предпринимателем свидетельства о государственной регистрации ему по его заявлению выдается дубликат документа, удостоверяющего государственную регистрацию. Крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельно должно выбрать порядок расчета с бюджетом, т. е. режим налогообложения. На добровольной основе ему предлагается выбрать СНР или общеустановленный порядок налогообложения. Право применения СНР предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности и (или) на праве землепользования (включая право вторичного землепользования). Для применения СНР крестьянские (фермерские) хозяйства ежегодно, в срок не позднее 20 февраля, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка заявление на применение СНР. Непредставление налогоплательщиком заявления к указанному сроку считается его согласием осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке. Выбранный режим налогообложения изменению в течение налогового периода не подлежит. СНР для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции. Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год. При данном режиме расчета производится уплата единого земельного налога, размер которого определяется применением ставки 0,1% к оценочной стоимости земельного участка. Уплата единого земельного налога производится по месту нахождения земельного участка в 2 срока: - текущий платеж уплачивается в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода; - окончательный расчет по единому земельному налогу производится в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным. При применении СНР крестьянскими хозяйствами, осуществляющими деятельность на основе договора о совместной деятельности, производится уплата в следующем порядке:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ
Статьей 383 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщики единого земельного налога исчисление обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды (далее - ОПВ в НПФ) производят в порядке, установленном пенсионным законодательством РК. Размер удержаний ОПВ в НПФ определен постановлением Правительства РК от 15.03.1999 г. № 245 (с изменениями) «Об утверждении Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» Удержание и уплата ОПВ в НПФ осуществляются ИП в свою пользу - в размере 10% от заявляемого дохода, но не менее 10% от минимальной месячной заработной платы и не выше 75-кратного размера минимальной месячной заработной платы. На основании вышеизложенного, сумма исчисленных ОПВ в месяц за каждого участника должна составлять не менее 10% от минимальной заработной платы (за декабрь 2005 г. - не менее 920 тенге, т. е. 9 200 * 10%). Удержание ОПВ в НПФ с наемных работников осуществляется ИП - в размере 10% от ежемесячного дохода, начисленного работодателем в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленные работодателем в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления ОПВ, не должен превышать 75-кратный размер минимальной месячной заработной платы, нижнего ограничения по размеру дохода нет. Если, к примеру, работник работает неполный рабочий день, и сумма начисленной заработной платы составила 6 000 тенге, то удержанная сумма ОПВ в НПФ составит 600 тенге (6 000 * 10% = 600 тенге). В то же время ИП в свою пользу обязан перечислить не менее 10% от минимальной месячной заработной платы, даже если доход не получен.
От уплаты ОПВ в НПФ освобождаются лица: - достигшие общеустановленного возраста по выходу на пенсию (женщины 58 лет, мужчины 63 года); - имеющие инвалидность I и I I групп, если инвалидность установлена бессрочно. Ниже приведен перечень выплат, определенных п. 5-1 постановления Правительства РК от 15.03.1999 г. № 245 «Об утверждении Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» (с изменениями), с которых ОПВ в НПФ не удерживаются: - социальные выплаты на случай утраты трудоспособности инвалидам I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно; - адресная социальная помощь, пособия и компенсации, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета; - возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью физического лица, в соответствии с законодательством Республики Казахстан (кроме возмещения в части утраченного заработка); - выплаты в связи с выполнением общественных работ и профессиональным обучением, осуществляемые за счет средств государственного бюджета и грантов, в размере минимальной заработной платы, установленной законодательным актом Республики Казахстан на соответствующий год; - выплаты в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков; - выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне (кроме выплат в виде оплаты труда), т. е. с дополнительной оплаты труда, составляющей от 1 до 2 МРП в зависимости от региона с 06.07.2005 г. ОПВ удерживаются; - выплаты для оплаты медицинских услуг (кроме косметологических), при рождении ребенка, на погребение, подтвержденные документально, в пределах 70-кратного МРП в течение налогового года; - компенсации при служебных командировках; - компенсации расходов, подтвержденных документально, по проезду, провозу имущества, найму помещения при переводе либо переезде работника на работу в другую местность вместе с организацией; - официальные доходы в иностранной валюте физических лиц, являющихся гражданами РК и находящихся на службе в дипломатических и приравненных к ним представительствах РК за границей, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета; - полевые довольствия работников, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан; - расходы работодателя, направленные на обучение и повышение квалификации работников по специальности, связанной с их производственной деятельностью; - расходы работодателя по найму жилья и на питание для обеспечения жизнедеятельности лиц, работающих вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства с предоставлением условий для выполнения работ и междусменного отдыха; расходы, связанные с доставкой работников до места работы и обратно; - социальные пособия по беременности и родам, а также социальные пособия женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей; - стоимость выданной специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты и первой медицинской помощи, мыла, обеззараживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов для лечебно-профилактического питания по нормам, установленным законодательством Республики Казахстан; - стоимость путевок в детские лагеря для детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста; - суммы страховых премий, уплачиваемые работодателем по договорам обязательного и (или) накопительного страхования своих работников; - компенсаций, выплачиваемых при расторжении индивидуального трудового договора в случаях ликвидации организации или прекращения деятельности работодателя, сокращения численности штата работников или при призыве работника на военную службу; - компенсаций, выплачиваемых работодателем работникам за неиспользованный трудовой отпуск. Уплата исчисленных сумм ОПВ в НПФ производится в сроки, предусмотренные для уплаты единого земельного налога, в следующем порядке: - в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 января до 1 октября; - в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным, уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
В соответствии с п.1 ст. 379 Налогового кодекса крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие СНР на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками индивидуального подоходного налога (далее - ИПН) с доходов от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, на которую распространяется данный СНР. На основании вышеизложенного, ИПН с участников совместного предпринимательства не взимается. С доходов наемных работников исчисление ИПН производится в соответствии со статьями 153, 155, 158, 160 Налогового кодекса, т.е. по таблице. Уплата исчисленного ИПН, удерживаемого у источника выплаты, производится в сроки, предусмотренные для уплаты единого земельного налога: - не позднее 20 октября текущего налогового периода уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 января до 1 октября; - не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным, уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ
Пунктом 7 постановления Правительства РК от 21.06.2004 г. № 683 «Об утверждении Правил исчисления социальных отчислений» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 31.12.2004 г. № 1449; от 31.05.2005 г. № 533) установлено, что для ИП, применяющих СНР, размер дохода, принимаемого для исчисления социальных отчислений, приравнивается к размеру минимальной заработной платы, устанавливаемому Законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Ставка на 2005 г. установлена в размере 1,5% (за декабрь т. г. сумма социальных отчислений с ИП составляет 138 тенге = 9 200 * 1,5%). С 01.01.2006 г. - 2% от минимальной заработной платы, установленной Законом РК «О республиканском бюджете на 2006 год». За работников размер социальных отчислений, составляет в 2005 г. 1,5%, в 2006 году 2% от суммы расходов по оплате труда. К расходам ИП, использующих труд наемных работников, относятся доходы, выплачиваемые работнику в денежной или натуральной форме, включая доход, полученный в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды, а также доход от разовых выплат (в части оплаты труда). То есть в случае привлечения к выполнению работ физических лиц, на ИП возлагается обязательство по уплате социальных отчислений. При этом к доходу от разовых выплат относится доход налогоплательщиков по заключенным налоговыми агентами в соответствии с законодательством Республики Казахстан договорам гражданско-правового характера, а также другие разовые выплаты физическим лицам, за исключением выплат ИП, частным нотариусам и адвокатам по доходам, связанным с их деятельностью. Уплата социальных отчислений за работающих пенсионеров, как за самих ИП, так и за наемных работников, не производится (ст. 8 Закона РК от 25.04.2003 г. № 405-II «Об обязательном социальном страховании»). С 12.06.2005 г. перечисление социальных отчислений осуществляется плательщиками не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем за каждый месяц отдельно (п. 10 постановления Правительства РК от 21.06.2004 г. № 683 «Об утверждении Правил исчисления социальных отчислений» с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 31.05.2005 г. № 533). Уплата социальных отчислений также как и социальный налог производится за счет средств работодателя.
СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Порядок уплаты социального налога регламентирован ст. 383 Налогового кодекса, согласно которой плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20% от МРП за каждого работника, а также главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании. При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю. Уплата социального налога производится за всех участников крестьянского (фермерского) хозяйства, независимо от участия в осуществлении деятельности. Исчисление социального налога за работающих пенсионеров осуществляется в общеустановленном порядке (ежемесячно в размере 20% от МРП) с той лишь разницей, что поскольку социальные отчисления за работающих пенсионеров не производятся, то соответственно сумма исчисленного социального налога на сумму социальных отчислений не уменьшается. Уплата исчисленных сумм социального налога производится в сроки, предусмотренные для уплаты единого земельного налога, в следующем порядке: - в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 января до 1 октября; - в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным, уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря.
НАЛОГИ НА СОБСТВЕННОСТЬ
Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет: 1) налога на транспортные средства по объектам налогообложения в пределах нормативов потребности, утвержденных постановлением Правительства РК от 20.12.1999 г. года № 1944. В нормативы потребности в транспортных средствах одного крестьянского (фермерского) хозяйства входят принадлежащие его членам на праве общей собственности: - один легковой автомобиль с объемом двигателя включительно до 2 500 куб. см; - грузовые автомобили с суммарной мощностью двигателей в размере 1 000 кВт на 1 000 га пашни; 2) налога на имущество по объектам налогообложения в пределах нормативов потребности, утвержденных постановлением Правительства РК от 20.12.1999 г. № 1944. Норматив потребности в имуществе плательщиков единого земельного налога включает имущество, имеющееся на праве собственности, непосредственно используемое в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции; 3) земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками - по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный СНР.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Плательщики единого земельного налога обороты от осуществления деятельности, на которые распространяется данный СНР, могут не учитывать при определении минимума для постановки на учет по налогу. При этом за ними сохраняется право добровольной постановки на учет по данному налогу.
НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Не позднее 15 марта т. г. в налоговые органы представляются: на текущий год - расчет текущего платежа по единому земельному налогу (форма 921); за прошлый год: - Декларация по единому земельному налогу (форма 921); - Декларация по социальному налогу за прошлый год; - Расчет по ИПН, удерживаемому у источника выплаты (форма 201.03); - отчетность по ОПВ в НПФ (форма 201.04); - Декларация по плате за пользование водными ресурсами поверхностных источников (форма 860); - Декларация по плате за загрязнение окружающей среды (форма 870).
Дополнительная информация: 1. При осуществлении видов деятельности, на которые не распространяется СНР для крестьянских (фермерских) хозяйств, плательщики единого земельного налога обязаны вести раздельный учет доходов и расходов (включая начисление заработной платы), имущества (в т. ч. транспортных средств) и производить исчисление, представление налоговой отчетности и уплату соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет по таким видам деятельности в общеустановленном порядке и (или) в СНР для субъектов малого бизнеса. Например: при получении дохода от сдачи в аренду имущества (в т. ч. земельных участков) учет по доходам и расходам ведется раздельно по производству, переработке и реализации продукции собственного производства - в порядке, предусмотренном для СНР, а по аренде - в общеустановленном порядке. 2. При передаче крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка в аренду другому крестьянскому (фермерскому) хозяйству каждая из сторон исчисляет и уплачивает единый земельный налог по такому земельному участку исходя из фактического периода пользования земельным участком, указанного в договоре аренды. Период пользования арендатором определяется, начиная с месяца, следующего за месяцем получения земельного участка в аренду.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |