|
|
|
Источник: Сенат (с 16.10.1995)
03.02.2006 СЕНАТ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства». Данный законопроект призван усилить систему органов исполнительного производства и повысить статус должностных лиц, обеспечивающих реализацию исполнительных документов.
Международный опыт
Мировая практика судебной защиты права показывает, что одним из уязвимых мест механизма полной реализации права является исполнение актов судебных и иных юрисдикционных органов. Вынесение судебного решения само по себе не всегда обеспечивает реальную защиту нарушенного или оспариваемого права, так как возникает необходимость его реализации. Исполнение судебных решений - важнейший показатель эффективности правосудия. В любом государстве исполнительное производство играет важную роль. При отсутствии добровольного исполнения судебного акта разработанный механизм принудительного исполнения способствует восстановлению нарушенных прав, законности, поддержанию правопорядка в обществе. В некоторых странах Европы судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления. Например, во Франции исполнительное производство реализуется не только судебными исполнителями, но и генеральными прокурорами, прокурорами Республики, командирами и офицерами полицейских сил. Однако основные действующие лица - это судебные исполнители. Их правовой статус сочетает в себе элементы статусов независимого практикующего лица и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план в статусе исполнителя выступают признаки государственного служащего. Поскольку работа исполнителя связана с денежными и прочими ценностями, то существующий при этом риск покрывается страховкой, на которую должно подписаться сообщество исполнителей. Страховая премия распределяется среди членов объединения судебных исполнителей. К кандидатам в исполнители предъявляются довольно строгие требования. Французский исполнитель должен иметь юридическое образование, пройти двухгодичную стажировку в соответствующей конторе, сдать государственный квалификационный экзамен. В дисциплинарном плане судебные исполнители подчиняются непосредственно прокурорам Республики. В Германии исполнительное производство осуществляют регистраторы суда, у которых имеется специальный сертификат, дающий им право исполнять решения суда. В Израиле служба исполнителей находится при магистратских судах. Возглавляет ее директор, являющийся судьей или регистратором данного суда. Интересно отметить такой факт, что если исполнители подчиняются непосредственно директору службы, то назначаются они министром юстиции. В Греции к основным органам исполнительного производства относится не только исполнитель, но и нотариус, в функции которого входит исполнение судебных актов о взыскании денежных средств. Такой нотариус называется клерком публичного аукциона, и только он вправе проводить публичный аукцион. В США функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы-исполнители, а также частные юридические агентства. Шерифы налагают арест на имущество должника. Причем если шериф, как правило, не является юристом, то его заместитель обязательно должен пройти обучение в полицейской академии, где ему преподается исполнительное производство. Таким образом, исполнительное производство за рубежом поручается частным лицам: это может быть судебный исполнитель, работающий по лицензии, или частная адвокатская контора, занимающаяся розыском имущества, и пр. Тем самым, государственные органы хотя и вовлечены в сферу исполнительного производства, но благодаря такому распределению функций несколько разгружены, что позволяет им иметь меньше дел в производстве. По мнению многих практиков исполнительного производства, никакие меры не принесут должного и эффективного результата в названной сфере без поднятия престижа профессии судебного исполнителя, поскольку одним из существенных факторов, негативно влияющих на исполнительное производство в республике, является возрастающая и приобретающая массовый характер текучесть кадров - судебных исполнителей. И это, в первую очередь, обусловлено крайне низкой заработной платой судебных исполнителей, отсутствием материальных стимулов и ограниченности их полномочий. В Российской Федерации исполнение судебных постановлений в данном государстве возложено на судебных приставов-исполнителей. Установленные в Федеральных законах «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» положения, касающиеся вопросов финансового, материально-технического и социального обеспечения деятельности судебных приставов, реально способствуют улучшению состояния исполнительного производства в России. Особое внимание в названных законодательных актах уделено вопросам стимулирования работы судебных приставов-исполнителей за счет 7% исполнительного сбора от взыскиваемой суммы, из которой 30% отчисляется в федеральный бюджет, а 70% - во внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Российский судебный пристав-исполнитель материально заинтересован в качественном и оперативном исполнении судебных постановлений, поскольку при этом получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы, выплачиваемое из названного вне-бюджетного фонда. За годы успешных экономических и политических реформ в Республике Казахстан создана правовая база, направленная на регулирование новых экономических и социальных отношений. Вместе с тем, по мере роста числа законов и иных правовых актов, на первый план стала выходить проблема их реализации, что обусловило необходимость совершенствования судебной власти, в частности, законодательства об исполнительном производстве. Существующая проблема по осуществлению своих прав в этой области беспокоит не только юридическую общественность, работников банковской системы, но и каждого гражданина республики, добивающегося исполнения решения суда. В обществе появилось понимание того, что исполнение судебных актов представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Качество исполнения судебных актов оказывает влияние не только на авторитет судебной власти, но и на уровень доверия граждан своему государству. Несовершенство процедур принудительного исполнения актов судебной власти крайне дорого обходится обществу и влияет на экономическую ситуацию в стране. Отсутствие эффективных возможностей принудительного исполнения приводит к ситуации, когда в отношениях гражданского оборота выгоднее быть должником, нежели кредитором, понижается уровень конкуренции и возможность выбора деловых партнеров. В конечном счете, все это ухудшает эффективность экономики и побуждает в ряде случаев использование не правовых способов взыскания и понуждения к исполнению обязательств, что приводит к криминализации экономических отношений. Кроме того, несбалансированная система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности. Глава Государства, выступая 3 июня 2005 года на IV съезде судей Республики Казахстан, отметил, что кардинальной мерой по исполнению судебных актов будет являться внедрение института частных судебных исполнителей. Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства» направлен на дальнейшее совершенствование законодательства об исполнительном производстве и реализацию задач, поставленных в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Более подробную информацию и материалы к законопроекту можно получить в Информационно-аналитическом отделе Аппарата Сената, в подготовленных Отделом и направленных в Сенат и его Аппарат информационно-аналитических документах к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства».
Сектор государственного строительства
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |