|
|
|
Источник: Сенат (с 16.10.1995)
03.02.2006 СЕНАТ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности». Законопроект разработан в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Проект Закона устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан и определяет меры ее государственной поддержки.
Международный опыт
Мировая практика свидетельствует о том, что наиболее успешно развивается инновационная деятельность в тех странах, где государство поддерживает развитие научно-технических отраслей и «где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса» . К примеру, в последние годы Финляндия за счет активного внедрения новых технологий и инноваций вошла в число наиболее динамично развивающихся стран мира, опередив технологически развитые страны, в том числе США. Это объясняется активной поддержкой государством инновационной деятельности путем предоставления различных льгот и скидок, финансирования, кредитования лизинга, ценового регулирования и т.д. Среди них особое место занимают меры, стимулирующие проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее -НИОКР). В Японии поддержка инноваций осуществляется через участие государства в венчурных проектах и снижение патентных платежей для исследовательских предприятий, субсидирование и кредитование по низким процентным ставкам, путем создания бизнесинкубаторов. Японская промышленность изначально была сконцентрирована на развитии дешевого массового производства продукции высокого качества во многих отраслях экономики. В результате она за сравнительно короткий период превратилась в ведущую промышленно развитую державу. Наиболее высоких результатов Япония добилась в автомобилестроении и в отраслях, производящих товары народного потребления, особенно в изготовлении электронных и электронно-бытовых товаров. Всему миру известны крупные концерны, как «Мацусита», «Сони» и «Шарп», которые активно проводят стратегию диверсификации. По уровню развития исследований главная роль принадлежит технопаркам, 58% которых ориентировано на производство высокотехнологичной продукции . В США инновационная деятельность поддерживается через государственное финансирование, субсидирование, предоставление налоговых льгот и т.д. В числе приоритетных исследований - работы в области ядерной физики, химии радиоактивных элементов, по производству, использованию и сохранению энергии с применением в качестве источника нетрадиционных видов энергии, исследованию геномов и т.д. Главным федеральным институтом, ответственным за финансирование фундаментальных разработок является Национальный научный фонд. Одно из его преимуществ - возможность переадресации ресурсов на экстренные научные нужды. Объемы государственной поддержки НИОКР значительно различаются по отраслям. Например, в авиакосмической промышленности ¾ научных расходов обеспечивается федеральным бюджетом и только ¼ - за счет собственных средств компаний отрасли. В то же время в других отраслях (автомобилестроении, химической, нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой) доля самофинансирования НИОКР составляет 95-100%. Одним из важных показателей оценки научно-технического потенциала и вклада каждой страны в развитие научно-технического прогресса является количество патентов, зарегистрированных в той или иной области. Высокие технологии являются символом успешного регионального развития. Всемирно известные технополюсы - Кремниевая долина в Калифорнии и 128 авеню в Бостоне представляют классический пример динамического прогресса небольшой территории. США занимают второе место (после Японии) по количеству патентных заявок в областях биотехнологии и химии . В Германии правительство осуществляет финансовую поддержку в развитии долгосрочных и рисковых исследований. В Израиле имеются венчурные фонды, поддерживающие бизнесинкубаторы. Основными налоговыми льготами в этих странах являются скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство; скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР, отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования; создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом, обложение прибыли по пониженным ставкам (для малых и средних предприятий). В формировании новых технологических укладов большая роль принадлежит транснациональным корпорациям (далее - ТНК), осуществляющим свою деятельность посредством зарубежных филиалов и дочерних фирм. По данным ООН в мире насчитывается свыше 40 тыс. ТНК, которые контролируют около 250 тыс. дочерних компаний за рубежом. Транснациональные корпорации имеют в развивающихся странах 197,3 тыс. филиалов, в том числе США -44,2%, Великобритании - 22,8%, Японии - 6,6%, Франции -5,3% и Германии - 3,9%. Около 96% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в мировом хозяйстве осуществляется ТНК. Наиболее важными отраслями для ТНК являются электронная промышленность, автомобильная и химическая промышленности . В странах СНГ пока формируются различные виды обеспечений инновационной деятельности: финансовое, информационное, нормативно-правовое, организационное и кадровое. Несмотря на принимаемые меры, доля этих стран на мировом рынке наукоемкой продукции невелика. Это объясняется недостаточностью финансирования, использованием малоэффективных методов и технологий, отсутствием развитого научного и учебно-методического обеспечения инновационных систем. В России финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации или местных бюджетов. Предоставляются льготы по уплате налогов, сборов и иных платежей. В настоящее время уже создана сеть инновационных центров. В частности, действует Центр авиационных материалов и технологий, разрабатывающий направления, связанные с энергосбережением, использованием альтернативных источников энергии, новых способов повышения устойчивости металлов; работает Инновационный центр, объединяющий медицинские научные учреждения; свои разработки по диагностике качества сварки проводит Центр, созданный на базе Московского технического университета и т.д. То есть формируются структура, выработка критериев, механизмов взаимодействия между государственными и негосударственными учреждениями по реализации инноваций . В Казахстане отношения в сфере инновационной деятельности, принципы и формы ее реализации регулируются Законом Республики Казахстан «Об инновационной деятельности». Глава государства, выступая на открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан, выделил два основных направления экономического развития страны до 2015 года. Первое - индустриализация страны, то есть развитие секторов экономики, определяющих экономический потенциал Казахстана, с внедрением высоких технологий, формирование новых индустриальных кластеров. Второе - создание качественно новой экономики, основанной на знаниях. «Казахстан в перспективе должен стать сервисно - технологическим центром региона, ориентированным на производство высокотехнологичных товаров и услуг для обслуживания близлежащих быстрорастущих экономик. Наш потенциал сегодня - это ориентированные на экспорт финансовые, телекоммуникационные, транспортные, торговые и информационные услуги» . В настоящее время в стране происходят значительные изменения в области индустриально - инновационной политики: создано 6 Институтов развития, проведено большое количество международных научно-практических конференций, наращивают свой потенциал национальные и региональные технопарки. Функционируют 44 бизнесинкубаторов и инновационных центров, активизируется работа по трансферту технологий, замыслы ученых стали находить воплощение в организации конкретных производств. Начали функционировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие наукоемкие технологии. Институты развития: Банк развития Республики Казахстан и Инвестиционно-инновационный фонд имеют общую капитализацию больше 1 млрд. долларов. Впервые в этом году инвестиции в сырьевые ресурсы выросли на 43%, в обрабатывающую промышленность - на 78%. Казахстанские компании на импорт оборудования затратили денег на 45% больше, чем в прошлом. В результате осуществления 230 проектов будут созданы 12,5 тыс. рабочих мест. То есть страна создает альтернативную экономику и не хочет зависеть от сырьевых ресурсов . Тем не менее уровень инновационной активности предприятий в Казахстане значительно ниже и составляет 2,3%, тогда как в России - 8,5%. По мнению специалистов, причинами их низкой эффективности являются отсутствие эффективной связи науки с производством и конкретных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара, что объясняется недостаточностью инновационных менеджеров-специалистов, профессионально владеющих принципами коммерциализации технологий, практикой правовой охраны и использования интеллектуальной собственности и слабым финансированием. Объемы финансирования научных разработок в Казахстане в 2001-2004 годы составляли 0,12-0,2% к ВВП, а к 2010 году предполагается достигнуть уровня 2% к ВВП и до 2,5-3% - в 2015 году. Более подробную информацию и материалы к законопроекту можно получить в Информационно-аналитическом отделе Аппарата Сената, в подготовленных Отделом и направленных в Сенат и его Аппарат информационно-аналитических документах к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «Об охранной деятельности».
Сводно-аналитический сектор
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |