|
|
|
Источник: Сенат (с 16.10.1995)
07.02.2006 СЕНАТ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов». Законопроект разработан в целях совершенствования действующего законодательства в сфере миграции.
Международный опыт
Сегодня в мире насчитывается 200 миллионов мигрантов, и их численность ежегодно растет на 3-4 млн. человек. Примерно 55% мигрантов проживают в США, Канаде и Западной Европе, остальные 45% - в самых разных странах и континентах. Многие страны являются одновременно странами и эмиграции, и иммиграции. Согласно «Всемирному обзору», прошедшие четыре десятилетия были отмечены тенденцией к устойчивому росту количеству международных мигрантов. Шестьдесят процентов мигрантов проживают в более развитых регионах, а сорок процентов в менее развитых регионах. Самым крупным реципиентом международных мигрантов являются США (35 млн. человек), Россия (13 млн.), Германия (7 млн.), Украина, Франция и Индия. К примеру, иностранцы во Франции на 2002 год составляли 6,4%. Число их постоянно растет, причем за счет афро-азиатского населения. Иммиграция носит в основном семейный характер (63%), на работу приезжает около 17%, а в поисках убежища - 5%. Трудовая миграция во Франции помогает решить демографическую проблему. Иммигранты предприимчивы и инициативны. Многие из них открывают свои предприятия, создавая дополнительные рабочие места. К «минусам» иммиграции относится высокий уровень преступности среди мигрантов. В 1999 году иностранцы составляли 23,6% заключенных во французских тюрьмах. В России, по экспертным оценкам, живет 5 млн. незаконных мигрантов, за последние полтора года ими совершено 76 тысяч преступлений. Учитывая все это, Россия принимает ряд срочных мер по упорядочению режима пребывания в стране иностранцев. В 2005 году создана единая база данных иностранных граждан для контроля за въезжающими и выезжающими из страны иностранцами. Утверждена целевая программа «Государственная граница Российской Федерации 2003 - 2010 годы», которая предусматривает строительство пунктов пограничного пропуска на границах, практически, со всеми государствами СНГ и оснащение их специальными техническими средствами. Все большая разница в уровне и материальных стандартах жизни между различными регионами способствует распространению проблем миграции. После распада Советского Союза и образования прозрачных границ между возникшими на его территории суверенными государствами миграционные процессы для государств-участников СНГ стали одной из важнейших государственных и межгосударственных проблем. Современная миграция населения — многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества. Регулирование этих процессов — особая, специфическая область социальной политики государства, которая реализуется на основе административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других мер. По мнению специалистов, несмотря на кажущуюся хаотичность, миграционные процессы можно и необходимо регулировать. Неконтролируемая и незаконная миграция является угрозой национальной безопасности для любой страны без исключения, поэтому необходимо минимизировать негативные последствия миграции и обратить на пользу страны ее позитивные стороны. Открытие границ, различные международные соглашения, свободный въезд и выезд позволили выехать из Казахстана на свою историческую родину значительному количеству людей. За период с 1991 по 2001 гг. из Казахстана ежегодно выезжало не менее 100 тыс. человек на постоянное жительство за границу. Как показывают данные официальной статистики, в числе переселенцев львиную долю составляли люди трудоспособного возраста и имеющие высшее или незаконченное высшее образование. Почти все они - специалисты достаточно высокой квалификации. В итоге за десять лет население Казахстана сократилось на 2757,8 тыс. человек. Вместе с тем, главным приобретением за годы независимости стал приток на историческую родину этнических казахов, волею судьбы вынужденных эмигрировать в предшествующие годы. Процесс реэмиграции начался еще в 1991 году. С тех пор в республику прибыло 42387 казахских семей или 183652 человека, из них около 60% из стран СНГ: Узбекистана (62737 человек), Туркменистана (22055 человек), Таджикистана (10476 человек), России (8490 человек) и других стран. Из дальнего зарубежья приехали репатрианты из Монголии (65202 человека), Ирана (5030 чело-век), Турции (3780 человек), Афганистана (1719 человек), Китая (2214 человек), Пакистана (1102 человека), Саудовской Аравии (81 человек) и других стран. Выходцы из Монголии составляют свыше 80% от общего числа казахских семей, прибывших в республику из стран дальнего зарубежья . Репатриация этнических казахов является одним из приоритетов государственной миграционной политики, заявленной Президентом страны Н. Назарбаевым в «Стратегии развития Казахстана 2030». При этом процесс возвращения и интеграции казахской диаспоры напрямую увязан с государственной миграционной политикой. В начале 2000 года интенсивность миграционных потоков снизилась. Главной мотивацией современной миграции населения является улучшение экономического положения. Сегодня из-за безработицы во многих странах СНГ весомая часть населения находится в поиске лучшей жизни за рубежом. Казахстан привлекает трудящихся - мигрантов политической и экономической стабильностью. Большую часть прибывшего населения составляют безработные из Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и других республик. Только за 2004 год в республику въехали и зарегистрировались в органах внутренних дел 166 663 иностранца, прибывших на работу, по служебным и частным делам, а также в качестве туристов. Сегодня тревогу вызывает нелегальная миграция, составляющая серьезную угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности, а также способствующая криминализации отдельных слоев населения. Особую опасность, по оценкам специалистов, представляют транзитные мигранты, создающие питательную среду для наркобизнеса. Многократно усиливает опасность этого явления тот факт, что значительная часть доходов от наркоторговли используется для финансирования терроризма. В соответствии с действующим законодательством иностранные граждане, проживающие на территории Казахстана, имеют все права и свободы, и должны их использовать таким образом, чтобы не наносить ущерба гражданам Казахстана. В то же время на иностранных граждан возложены обязанности, которые не все добросовестно выполняют. Ежегодно десятки тысяч иностранных граждан за нарушения миграционного законодательства Казахстана привлекаются к административной ответственности и несколько тысяч выдворяются из страны. Десятки чело-век ежегодно привлекаются к уголовной ответственности, в том числе за незаконное пересечение государственной границы. В течение всего 2004 года в масштабе Казахстана в процессе выявления незаконной миграции к административной ответственности были привлечены: 1038 иностранных граждан (из них выдворены 830 иностранцев) За первую половину 2005 года в приемники-распределители помещены 1143 иностранцев. Возбуждено 30 уголовных дел за нарушение миграционного законодательства, 27 - за уклонение иностранцев от выполнения ранее вынесенных судебных решений о выдворении, 3 - за предоставление нелегальным мигрантам транспортных средств, жилых и иных помещений. Законопроектом в первую очередь предусматривается ответственность за постоянное проживание в Республике Казахстан иностранцев без документов либо по недействительным документам. Поправки предусматривают нововведения в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» и Закон Республики Казахстан «О миграции населения». Законопроектом предлагается также установить ответственность приглашающей стороны за нарушение приглашенными иностранцами установленных правил пребывания. Будут определены и условия, на которых иностранцы могут осуществлять в Республике Казахстан частную предпринимательскую деятельность и вести свой бизнес. Согласно проекту закона, временно пребывающие в Республике Казахстан иностранные граждане и лица без гражданства, не могут являться субъектами индивидуального и малого предпринимательства без образования юридического лица. Они не вправе также выступать учредителем (участником) юридического лица-субъекта малого предпринимательства, если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями. Более подробную информацию и материалы к законопроекту можно получить в Информационно-аналитическом отделе Аппарата Сената, в подготовленных Отделом и направленных в Сенат и его Аппарат информационно-аналитических документах к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов».
Сектор социально-экономического анализа
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |