|
|
|
17.02.2006 Прокурорский надзор за следствием
Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 4 января 2006 года № 1 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 14 января 2006 года под № 4016) утверждена Инструкция об организации надзора за законностью следствия и дознания (далее — Инструкция). Остановимся на основных ее моментах. Согласно Инструкции, осуществление надзора за законностью следствия и дознания предполагает обеспечение законности процессуальных решений и действий должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, на всех стадиях досудебного производства — с момента информирования органа о совершенном либо готовящемся преступлении до направления уголовного дела в суд. Городские, районные прокуроры и приравненные к ним должны участвовать сами либо поручать подчиненным сотрудникам выезжать совместно с сотрудниками других органов уголовного преследования на места происшествий по особо тяжким преступлениям, имеющим большой общественный резонанс, а также катастрофам, крушениям, авариям и другим чрезвычайным происшествиям. Информационные учетные документы о возбуждении уголовного дела в соответствии с Инструкцией подписываются незамедлительно с одновременным началом проверки законности принятого решения. Отмена незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел должна производиться, как правило, в течение 10 суток с момента вынесения постановления с обязательным изложением ее мотивов; при наличии задержанного в порядке ст. 132 УПК РК — в течение 24 часов. Согласно Инструкции, должно обеспечиваться неукоснительное соблюдение органами следствия и дознания требований уголовно-процессуального законодательства в части направления прокурору в течение 24 часов копий постановлений о принятых процессуальных решениях. В целях обеспечения полноты, объективности и всесторонности расследования уголовных дел даются письменные указания. По уголовным делам об особо тяжких преступлениях, а также возбужденных прокурорами дача указаний обязательна. При необходимости производства конкретных следственных действий указания могут быть даны и при отмене решений о приостановлении и прекращении уголовных дел, возвращении уголовных дел на дополнительное расследование, а также руководителям органов следствия и дознания — о принятии организационно-контрольных и процессуальных мер. При неисполнении указания и других актов надзора должен решаться вопрос о привлечении виновных лиц органов уголовного преследования к установленной законом ответственности. Расследуемые уголовные дела запрашиваются в соответствии с Инструкцией, как правило, в случаях наличия жалобы и иных данных о незаконных действиях органов следствия и дознания, необходимости незамедлительного восстановления нарушенных прав граждан либо для контроля исполнения указаний. Жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя подлежат рассмотрению прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за законностью расследования данного уголовного дела, в установленные уголовно-процессуальным законодательством сроки. Прокурорами обеспечивается вынесение руководством органа уголовного преследования заключений об обоснованности прекращения и приостановления производства по уголовным делам в течение 5 суток с момента принятия решения. Проверка законности процессуальных решений, принятых по уголовным делам и материалам о коррупционных преступлениях и связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, производится в течение 10 суток со дня поступления их в прокуратуру. При рассмотрении ходатайств органов уголовного преследования об отмене процессуальных решений проверка проводится в течение 15 суток со дня его поступления. В остальных случаях сроки проверки законности процессуального решения по материалам доследственных проверок, прекращенным и приостановленным уголовным делам не могут превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела в прокуратуру. При проверке законности решений органов следствия и дознания о прекращении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям должна даваться оценка допустимости и относимости доказательств о виновности лица. В случае возникновения сомнений производится проверка достоверности фактов примирения сторон, согласия на применение акта амнистии и других нереабилитирующих оснований прекращения уголовного дела с получением объяснения от потерпевшего и обвиняемого (подозреваемого). Согласно Инструкции, выявленные нарушения законности устраняются путем отмены незаконных постановлений следствия и дознания, а также признания действий должностных лиц незаконными с одновременной постановкой вопроса об их ответственности. Уголовные дела прокурорами возбуждаются по укрытым от учета преступлениям, по результатам надзорных проверок, а также по имеющим большой общественный резонанс событиям и фактам. Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе на личную свободу, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну личных вкладов и сбережений, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, собственности, предусмотренных ст. 1, 12—18, 25, 39 Конституции Республики Казахстан, а в случае их нарушения — немедленная реабилитация, являются обязанностью работников органов прокуратуры. Городскими, районными прокурорами и приравненными к ним при получении письменного сообщения дознавателя или следователя о произведенном задержании лица подозреваемого в совершении преступления незамедлительно должны проверяться законность и обоснованность его задержания. В случае признания задержания незаконным подозреваемое лицо прокурором освобождается до истечения срока задержания с последующим принятием мер надзора в отношении виновных должностных лиц. Особое внимание уделяется обоснованности задержаний несовершеннолетних, инвалидов, женщин, иностранных граждан. Городскими, районными прокурорами и приравненными к ним проверки соблюдения сотрудниками правоохранительных органов требований главы 17 УПК РК в камерах и изоляторах временного содержания (далее — ИВС), служебных и иных помещениях органов уголовного преследования, согласно Инструкции, проводятся постоянно, но не реже одного раза в течение трех суток, с ведением журнала. Должно практиковаться проведение проверок в ночное время, в праздничные и выходные дни, в том числе с использованием видеосъемки. В случае выявления нарушений законности составляется справка, в которой отражаются установленные проверкой факты. При этом выясняется законность задержания каждого подозреваемого. В противном случае подозреваемое лицо незамедлительно освобождается по постановлению прокурора, непосредственно осуществляющего проверку. Проверки законности производства оперативно-розыскной деятельности в ИВС проводятся сотрудниками прокуратуры, уполномоченными на осуществление данного надзора. При этом практикуется принятие участия в производстве проверок законности содержания лиц в приемниках-распределителях; специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту; медицинских вытрезвителях, осуществляемых сотрудниками по надзору за законностью в деятельности государственных органов. Не реже двух раз в год прокурорами городов, районов и приравненными к ним со службами санитарно-эпидемиологического надзора проводятся проверки соблюдения условий содержания подозреваемых лиц в ИВС с составлением совместного акта. Вопросы о санкционировании ареста лиц, совершивших преступления, должны решаться, как правило, в служебных помещениях органов уголовного преследования. При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор тщательно знакомится со всеми материалами дела, лично допрашивает подозреваемого или обвиняемого с составлением протокола, приобщаемого к уголовному делу. Санкционирование ареста производится с обязательным участием защитника (адвоката) подозреваемого или обвиняемого. Прокурорами должно обеспечиваться неукоснительное соблюдение установленного УПК РК порядка продления сроков следствия и ареста обвиняемого. Причины продления процессуальных сроков обсуждаются на оперативных совещаниях; продления ареста обвиняемого свыше 5 месяцев — на коллегиях. В целях защиты прав граждан на личную свободу, при отсутствии основания содержания лица под стражей, а также при обнаружении доказательств невиновности, незамедлительно принимаются меры по его освобождению из-под стражи. В соответствии с Инструкцией подлежат тщательной проверке жалобы и заявления граждан о применении к ним недозволенных методов воздействия со стороны сотрудников органов уголовного преследования. В ходе расследования уголовного дела органы уголовного преследования ориентируются на тщательную проверку доводов обвиняемого (подозреваемого) путем: подробного его допроса по поводу сообщаемых сведений; допросов лиц, на незаконные действия которых он ссылается; допросов лиц, которым от него могло быть известно о причинах признания, в том числе содержавшихся вместе с обвиняемым под стражей; истребования данных из медицинских учреждений, где проверялось его состояние или куда он мог обращаться, допросов их сотрудников; в случае наличия противоречий в показаниях указанных лиц, проведения очных ставок между ними; опознания; проверки и уточнения показаний на месте; истребования сведений о том, поступали ли от обвиняемого аналогичные жалобы на первоначальных этапах производства по делу; проведение других следственно-оперативных мероприятий, направленных на выяснение обстоятельств, которые могут объективно их подтвердить или опровергнуть доводы заявителя. Доказательства, полученные с нарушениями требований УПК РК, которые повлияли или могли повлиять на их достоверность в случаях, предусмотренных ст. 116 УПК РК, должны признаваться недопустимыми и не имеющими юридической силы путем вынесения соответствующего постановления следователя либо надзирающего прокурора. Прокуроры в соответствии с Инструкцией несут персональную ответственность за обоснованность и своевременность направления дел в суд, соблюдение порядка вручения обвинительного заключения, протокола обвинения. Городскими, районными прокурорами и приравненными к ним ежедекадно должно проверяться соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. По фактам укрытия от учета преступлений следует обеспечивать проведение служебных расследований, а по тяжким и особо тяжким преступлениям в обязательном порядке — принятие процессуального решения. Должны также приниматься меры к пресечению практики возбуждения уголовных дел по отдельным эпизодам, используемой органами уголовного преследования в целях восстановления сроков следствия путем необоснованного соединения их в одно производство при отсутствии предъявленного обвинения.
Игорь ЛОСКУТОВ,
начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |