|
|
|
17.02.2006 Символическая борьба
Досым САТПАЕВ, политолог
Во многих странах мира отношение к государственным символам имеет различие в деталях, но сходство заключается в том, что на них распространяется суверенное право государства. Так, например, во многих государствах мира законодательно разрешено размещать государственные символы повсюду и не только на административных зданиях. Классическим примером могут быть США. В России, Казахстане и других постсоветских республиках сфера использования государственных символов ограничена в основном только деятельностью государственных структур. Что касается нашей республики, то область использования государственных символов и гимна детально прописана в конституционном законе «О государственных символах Республики Казахстан». При этом все страны мира в данном вопросе объединяют две вещи. Во-первых, требование уважать государственные символы. Во-вторых, запрет на их использование иностранными гражданами и организациями в рекламных целях за пределами страны. Неудивительно, что часто одним из зрелищных способов унизить государство является глумление над его государственными символами, как это в очередной раз было продемонстрировано с датским флагом. В связи с этим информация о том, что некий китайский лакокрасочный кооператив из провинции Чжэцзян использует центральную часть флага Казахстана в качестве своей торговой марки, уже вызвала неоднозначную реакцию. Многие уже привыкли к тому, что предприниматели из Поднебесной давно славятся нарушением авторских прав и целенаправленным использованием чужих торговых марок для своих нередко высококлассных подделок. Проблема заключается в том, что республика еще не сталкивалась с подобным случаем. И если внутри республики существуют законодательные инструменты для регулирования использования государственных символов в рекламных целях, то в случае с китайским кооперативом следует в первую очередь понять, чего здесь было больше. Простое совпадение вкусов руководителей кооператива и разработчиков дизайна казахстанского флага или же банальное нарушение государственного права на использование одного из своих государственных символов. Думаю, что многое будет зависеть от реакции нашего МИДа, решения китайских государственных органов и экспертной оценки специалистов по геральдическим знакам. Хотя китайские предприниматели могут по старой и проверенной привычке заявить о том, что их торговая марка не имеет ничего общего с казахстанским флагом, как нет ничего общего между известной спортивной маркой Nike и китайской подделкой Nyke.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |