Правовой характер древнего залога в римском частном праве
Дмитрий Братусь, к.ю.н., и.о. доцента кафедры гражданского права и гражданского процесса КазГЮУ
Статья публикуется впервые с разрешения автора
Вопрос о времени возникновения юридической конструкции залога является в теории цивилистики спорным, как и множество других тем, связанных с данным способом обеспечения исполнения обязательств. По мнению Л.Л.Кофанова, залог (pignus) «был хорошо известен уже в V в. до н.э.»[1]. Отстаивая этот вывод, он полемизирует с Ф.М.Дыдынским и А.П.Гусаковым, считавшими залог «достаточно поздним элементом римского права» (III вв. до н. э.)[2]. В.М.Хвостов, сравнивая реальный (обеспеченный залогом) и личный (поручительство) кредит, отождествляет период их применения в римском праве[3]. Поскольку поручительство упоминается в Законах XII таблиц (I. 4.)[4], значит залог, по логике В.М.Хвостова, появился не позднее принятия названной консолидации обычного права (около 450 г. до н. э.). Данная версия подтверждается и античной юриспруденцией. В толковании Юстиниана одна из норм Законов XII таблиц, посвященная правовому положению покупателя вещи, определяет необходимость обеспечения его платежных обязательств поручительством или дачей залога. Подтверждая значение этой обеспечительной оговорки, Юстиниан в авторитарном стиле, свойственном многим responsa prudentium, заключает: «Так было постановлено законом XII таблиц» (VII. 11). Авл Геллий и Фест[5] также ссылаются на залог в связи с Законами XII таблиц. Гай, опираясь на эти законы, оговаривает закладные суммы по судебным делам, в которых оспаривалась свобода человека (Gai. 4. 14)[6], и называет сакральный залог - sacramentum (Gai. 4. 16). Обращение античных классиков к архаическим залоговым нормам - это следствие восприятия древней культуры римской гражданской общины (civitas), правовой порядок которой активно совершенствовался уже в VI в. до н. э. В обозначенное время (около 508 г. до н. э.), согласно предположению Н.Боголепова, потребность хозяйственного оборота предопределила появление у римлян fiducia cum creditore (залог кредитору) и fiducia cum amico (залог другу) - чисто бытовых сделок, не защищенных actio fiduciae[7]. Здесь кредитор не получал на заложенную вещь «никаких прав», но удерживал ее в своих руках до платежа должника, чем понуждал последнего к скорейшему исполнению обязательства[8]. Подобное толкование Н.Боголеповым смысла реального обеспечительного отношения, во-первых, противоречит его же суждениям о fiducia cum creditore как договора, по которому «должник посредством манципации или in jure cessio переносил свою вещь в квиритскую собственность кредитора»[9], во-вторых, в принципе «посягает» на предназначение залога в обязательстве. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|