20.02.2006
Вице-министр внутренних дел РК Алик ШПЕКБАЕВ: Я далек от мысли о том, что полиция работает в полную силу!
Чувствуем ли мы себя в безопасности на улицах? Что делают полицейские для этого? Оправдали ли возложенные надежды участковые инспекторы, которым в последние годы уделялось так много внимания и денег? Насколько эффективна помощь общественности? Как решается проблема снижения аварийности и гибели людей на дорогах?
На вопросы обеспечения общественной безопасности и правопорядка в стране, которые волнуют всех казахстанцев, отвечает вице-министр внутренних дел Казахстана Алик ШПЕКБАЕВ.
— Думаю, читатели согласятся, что в целом нам удалось противостоять преступности и обеспечить общественную безопасность. В прошлом году зарегистрировано более 133 тысяч преступлений. Должен напомнить, что в последнее время количество правонарушений несколько увеличилось — это связано со 100-процентной регистрацией. Много сделано, чтобы работа полиции была прозрачной и понятной. Но вместе с тем растет число краж и грабежей в общественных местах, а вот количество убийств (каждое второе из которых совершается на бытовой почве и в нетрезвом состоянии) и других тяжких преступлений значительно снизилось. Также стало меньше так называемых «пьяных» преступлений.
— Создается впечатление, что, несмотря на снижение ряда показателей, статистика достаточно позитивна. Значит ли это, что у нас все хорошо?
— Я далек от мысли о том, что полиция работает в полную силу. Все больше наших граждан подвергаются грабежам, и они не всегда чувствуют себя спокойно на улицах и в местах отдыха. Не скрою, есть недостатки, остается еще много нерешенных проблем.
Глава государства четко обозначил работу по жесткой профилактике угроз национальной безопасности. Министр внутренних дел Бауржан Мухамеджанов поставил четкую задачу — создать эффективную систему общественной безопасности, сочетающую в себе повсеместное снижение уровня преступности и одновременное повышение степени защищенности населения. Будет продолжена полнота регистрации заявлений и обращений граждан, своевременное и качественное реагирование на них. Важно на деле претворять в жизнь принцип неотвратимости наказания, активизировать борьбу с организованной преступностью, имущественными видами преступлений. Необходимо усилить борьбу с коррупцией, в том числе и в собственных рядах. Только выполнив эти условия, можно уверенно сказать, что уровень преступности снизился.
— Как полицейские выполняют свою главную задачу по обеспечению безопасности граждан?
— На протяжении последних пяти лет наблюдается рост так называемых уличных преступлений. Именно в общественных местах люди подвергаются грабежам, разбойным нападениям, хулиганству. Здесь как никогда актуальна проблема качества работы патрульных служб. Назрела необходимость усовершенствовать механизм охраны правопорядка и повысить эффективность сил и средств полиции. Согласитесь, присутствие полицейских в парках и скверах, на улицах городов — уже профилактика. А если эти полицейские хорошо экипированы, у них современные рации и транспорт, между нарядами налажено четкое взаимодействие и их работа координируется в одном центре…
Во многих развитых странах мира полиция работает по такой схеме, и эти меры стабилизируют криминальную ситуацию. По мнению наших аналитиков, если в ближайшие годы мы хотим в корне изменить ситуацию на улицах, то должны решить вопрос полной штатной и материально-технической обеспеченности патрульной полиции. Пока же они обеспечены всего на 65 процентов.
Повышению эффективности работы этой службы, несомненно, будут способствовать новые формы и методы в организации деятельности патрульной полиции. Мы расширяем сети оправдавших себя в Астане и Актюбинской области стационарных постов патрульной полиции, создаем передвижные пункты полиции, оснащенные современным компьютерным оборудованием с базой данных и цифровой техникой. За последний год только в ДВД Алма-Атинской области число преступлений, раскрытых с помощью этой системы, увеличилось в четыре раза. При комплексном решении этих вопросов в ближайшее время прогнозируется приостановление роста преступности на улицах, а в последующем, к 2008 году, ожидается его снижение до 30 процентов!
— А что еще предпринимается, чтобы обеспечить безопасность казахстанцев на улицах, как того требует от органов правопорядка глава государства?
— Важный фактор эффективности — использование современных технологий. В Казахстане построено пять Центров оперативного управления. Сейчас готовятся приступить к работе центры в Павлодаре и Чимкенте. До конца этого года начнут действовать аналогичные центры в Актюбинске, Атырау, Кокчетаве и Кзыл-Орде. На базе этих центров и 100-процентного видеонаблюдения в Астане и Алма-Ате мы стремимся создать так называемые зоны без преступности. Например, сегодня в Астане работает 131 камера наблюдения. А в целом по Казахстану только за год с помощью камер выявлено 2334 преступлений и правонарушений. Также впервые в прошлом году внедрен Интегрированный банк данных (ИБД), который дает возможность обмена и оперативного использования информации в режиме реального времени. Завершается работа по созданию Ситуационного центра МВД, который объединит все аналитические и информационные подразделения.
— Алик Жаткамбаевич, вы часто акцентируете внимание на повышении защищенности граждан…
— Независимый Казахстан на всех этапах своего развития подтверждает приверженность демократическим ценностям. А их уровень в обществе определяется не только признанием прав и свобод человека, но и надежным механизмом их защиты. Нужно шире изучать международный опыт, должны быть созданы условия для развития сети страховых и платных охранных услуг для населения. При этом услуги необходимо сделать доступными для всех слоев населения. Как показывает мировая практика, развитие страхового рынка, кроме выплаты компенсаций, имеет другой, не менее важный позитивный фактор — разгружает правоохранительные органы от рассмотрения мелких, незначительных дел. Это дает реальную возможность больше внимания уделять раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. Результат — народ больше доверяет нам, у граждан появляется чувство уверенности и защищенности. Нам важен не ведомственный результат, а мнение населения. К слову, общественное мнение — один из главных критериев оценки нашей работы.
— Много времени и средств потрачено на участковых инспекторов. Они оправдали надежды?
— Только в прошлом году дополнительно мы приняли на службу 270 участковых инспекторов и их помощников, выдали около 200 автомобилей. Но эта служба пока медленно идет к ожидаемым результатам. Поэтому руководителям областных департаментов даны конкретные поручения по совершенствованию организации работы участковых и более полному использованию их потенциала в раскрытии преступлений и профилактике, в том числе, и с ранее судимыми. Но все же главную оценку конкретному инспектору дают жители его участка. Для этого проводятся отчеты полицейских перед населением, в которых, кстати, участвуют и журналисты.
Мировая практика показывает, что профилактика осуществляется не только полицией и государственными органами. Только объединив усилия государственных органов и общественных объединений, мы получим реальные результаты. Считаю, у нас в стране слабо используется резерв неправительственных организаций, которых, кстати, более 4,5 тысячи.
Мы надеемся на реальную помощь со стороны различных НПО в вопросах профилактики преступности несовершеннолетних, семейно-бытовых преступлений, борьбы с безнадзорностью.
В территориальные органы полиции направлены проекты программы профилактики пьянства и алкоголизма. Уверен, в ходе этой важной для общества работы помощь политических партий, НПО, средств массовой информации, профсоюзов и религиозных объединений будет неоценима. Пользуясь случаем, приглашаю их руководителей к активному сотрудничеству.
— Господин генерал, каждый день в стране происходят аварии. Гибнут сотни людей, тысячи становятся инвалидами. Как остановить автомобильную бойню?
— Вы правы, за последние десять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибло свыше 25 тысяч человек, более 151 тысячи получили травмы. По мнению экспертов, экономические потери от ДТП превысили 8 миллиардов долларов.
В первую очередь надо разобраться с причинами аварийности и факторами, способствующими ее росту. На мой взгляд, это безнаказанность водителей и их низкая дисциплина на дорогах, в ряде случаев, кстати, происходящая при халатности сотрудников дорожной полиции. Только за 2005 год зарегистрировано 10 306 фактов, когда водители скрылись с места происшествия, среди них — 436 ДТП со смертельным исходом.
Есть проблемы и во взыскании штрафов. Здесь надо продумать четкий механизм исполнения, чтобы нарушители не смогли избежать наказания.
Вызывает вопросы чрезмерно мягкая позиция судов в вопросах наказания водителей, управлявших автотранспортными средствами в нетрезвом состоянии. Судите сами. Из 56 тысяч пьяных водителей в прошлом году были лишены водительских прав всего 20 тысяч.
Кроме того, особого внимания требует организация дорожного движения, улучшение пропускной способности улиц, исключение транспортных заторов и пробок. Сейчас в Алма-Ате и Астане планируется расширение дорожной сети, строительство транспортных развязок и многоуровневых паркингов и парковочных мест.
Сотрудникам дорожной полиции необходимо активнее участвовать в проектировании дорожного строительства в городах и населенных пунктах. Для безопасности дорожного движения в жилых массивах, вблизи школ и дошкольных учреждений будем применять «лежачих полицейских». Тогда водители вынужденно снизят скорость, и детский травматизм станет значительно меньше. В целом мы намерены провести ряд мер по предупреждению аварийности на дорогах. В ближайшее время ситуация на дорогах должна измениться.
— На дорогах есть и другая проблема — вымогательство…
— Поборы и взятки, несмотря на принимаемые меры, все еще продолжаются. 21 сотрудник дорожной полиции привлечен к уголовной ответственности, около 200 — наказаны. Нужно очищать ряды от тех, кто превратил свою работу в промысел. Конечно же, одними репрессивными мерами эту проблему не решить. Требуется комплексный подход: от применения современных автоматизированных технологий, исключающих контакты водителей с дорожными полицейскими (электронное министерство), до привлечения институтов общественного контроля над деятельностью дорожной полиции. И над этим мы работаем. Думаю, результаты будут…
Тохнияз КУЧУКОВ