|
|
|
06.03.2006 Уход от старой формации
Высокая конкуренция на алматинском рынке заставляет риелторов быть теперь не только посредниками между продавцом и покупателем недвижимости, но и оказывать ряд дополнительных услуг
В прежние годы все обязанности маклера сводились лишь к тому, чтобы свести продавца и покупателя определенного объекта недвижимости, никаких дополнительных услуг, вроде проверок чистоты сделок, их страхования etc. В данное время, когда процедура оформления сделок становится все сложнее и сложнее, а клиент более требовательным, быть просто посредником не актуально, обычный маклер не может предоставить весь спектр услуг, как квалифицированная риелторская компания, в штате которой есть юристы. Потому многие маклеры «старой формации» либо вовсе прекращают работать, либо создают свои риелторские компании, либо примыкают к существующим агентствам. Однако чем цивилизованнее становится рынок, тем большую актуальность приобретает проблема нехватки квалифицированных кадров. На сегодняшний день в Казахстане нет вузов, специализирующихся на подготовке профессиональных риелторов, хотя и существует школа, где можно выучиться как на ипотечного брокера, так и на профессионального агента, но этого недостаточно. По мнению Егора Пужанова, председателя «Национальной ассоциации риелторов» (НАР), необходимо обучать риелторов на уровне бакалавриата или магистратуры. Ведь кем должен быть профессиональный риелтор? И психологом, и юристом, и оценщиком. В школе же даются лишь базовые понятия - правильное оформление договора, составление базы данных и так далее.
Чище - значит лучше
Проверка юридической чистоты сделки - это как раз то, что сделать простому маклеру-одиночке не под силу. Сейчас практически все риелторские компании проверяют не только подлинность документов, необходимых для совершения сделки и регистрации права собственности, но и выясняют все обстоятельства, связанные с предыдущими продажами приобретаемой квартиры. Однако и это еще не все, ряд риелторских компаний отслеживает юридическую чистоту сделок по купле-продаже недвижимости вплоть до этапа взаиморасчетов между сторонами. Не так давно появился еще один вид услуг - страхование ответственности сторон при заключении сделки, так как хотя все договоры оформляются нотариально, могут возникнуть определенные проблемы. Как известно, при совершении сделки необходимо согласие всех членов семьи, однако базы данных нотариусов не связаны с базами данных загсов. И если в самый ответственный момент появится один из «несогласных» членов семьи и заявит свои права на данную недвижимость, сделка будет признана судом недействительной, следовательно, покупатель останется и без денег, и без квартиры. В крупнейших риелторских компаниях существуют даже свои отделы ипотеки, где клиент при необходимости может оформить кредит на покупку недвижимости. Кроме того, риелторское агентство может намного лучше разрекламировать продаваемый объект, а потом отсеять всех приценивающихся и любопытствующих, оставив лишь реальных покупателей. В данное время порядка 70−80% всех объявлений в газетах даются агентствами недвижимости.
Комиссионные или маржа
Сейчас на алматинском рынке работает около 250 агентств недвижимости: 3 - крупных, 20 - средних, 70−80 - мелких, все же остальные - это компании-однодневки, появляющиеся и исчезающие с завидной частотой. Согласно данным «Национальной ассоциации риелторов», большинство агентств недвижимости, зарегистрировавшись и проработав какое-то время, уходят в тень, поэтому в данное время теневой доход намного выше «белого». Часть риелторских компаний получает прибыль с процентов (1−3%). «Наши комиссионные составляют 1% от стоимости объекта. Именно столько выплачивает и продавец, и покупатель», - говорит Бахытжан Сарпек, менеджер по рекламе агентства недвижимости «Триада». В основном все компании работают по такой схеме, однако есть и те, кто получает вознаграждение в виде комиссионных лишь от одной из заинтересованных сторон, а доход от другой стороны получается в виде маржи. При совершении же сделок с коммерческой недвижимостью комиссионные вознаграждения агентства составляют 1−3% (в зависимости от стоимости объекта), взимаемые с продавца, и 0,8−3% - с покупателя. «На сегодняшний день коммерческая недвижимость очень востребована, в основном это участки под застройку и различные производственные базы», - говорит г-н Сарпек. Когда заключаются сделки аренды коммерческой недвижимости, то вознаграждения риелторов равны примерно 5−8% от годовой арендной платы. Похоже, что будущее за крупными риелторскими компаниями, которые смогут не только предоставлять более качественные услуги, но и сделают казахстанский рынок недвижимости более цивилизованным.
Анастасия Моторина
Источник: Журнала «Эксперт-Казахстан» (https://expertonline.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |