Некоторые вопросы законодательства Республики Казахстан о государственных закупках
М.З. Абильдина, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, аспирант Казахского гуманитарного юридического университета
В настоящее время вопрос о соблюдении законодательства Республики Казахстан о государственных закупках является одним из важных в деятельности юридических лиц с участием государства. Регулируемые законодательством о государственных закупках отношения по закупке для государственных нужд товаров, работ и услуг подпадают в сферу регулирования гражданского права, ввиду участия в них государства - особого субъекта гражданского права. В данном случае государство, выступая в качестве покупателя товаров или заказчика работ и услуг, действует как участник гражданско-правовых отношений (статья 111 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК), поэтому к нему применимы нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательных актов (ст.114 ГК РК). Государство, вступая в гражданско-правовые отношения с другими субъектами гражданского права, не должно иметь каких-либо преимуществ и должно выступать на рынке как обычный субъект права. Таким образом, в договорах о государственных закупках отсутствует элемент «власти и подчинения», что позволяет говорить о гражданско-правовой природе возникающих отношений. Действующее законодательство Республики Казахстан о государственных закупках далеко от совершенства. Несовершенство норм законодательства заключается в том, что в сферу отношений по государственным закупкам включены наряду с государственными органами, государственными учреждениями и государственными предприятиями акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, то есть национальные компании, а также аффилиированные с ними юридические лица, а именно юридические лица, пятьдесят и более процентов акций которых принадлежит данным заказчикам. Все это свидетельствует о необоснованном расширении сферы действия законодательства о государственных закупках путем включения в нее частных коммерческих структур - АО, ТОО с участием государства. Аффилиированные связи не препятствуют заключению сделок между их участниками, но служат знаковым предупреждением в случаях, когда такие сделки затрагивают интересы третьих лиц, к примеру, при посредничестве аффилиированного лица в сделке с третьим лицом или, если имеет место одновременное участие аффилиированных лиц в одном конкурсе или аукционе и т.п. Участие государства в уставном капитале того или иного юридического лица не влияет на режим собственности имущества, принадлежащее юридическому лицу, так как оно остается в частной собственности коммерческого юридического лица, а также на его организационно-правовую форму. Поэтому включение данных предпринимательских структур - частных коммерческих юридических лиц в сферу государственных закупок вряд ли оправданно. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|