|
|
|
Барьеры к деятельности лжепредприятий как защита экономических интересов государства
Анель Белялова, и.о. начальника отдела Юридического управления
В последнее время у нас в стране широкое распространение получила деятельность лжепредприятий. То есть юридические лица создаются не для того, чтобы вести указанную в их уставах деятельность и получать от нее доход, а чтобы незаконно обналичить деньги, прикрыть какую-нибудь незаконную сделку. При этом лжепредприятия могут создаваться и для других целей, важно одно - руководители или учредители изначально не имеют намерения фактически заниматься и осуществлять предусмотренные учредительными документами этих организаций виды предпринимательской деятельности. Зачастую такие юридические лица регистрируются на подставных лиц по утерянным удостоверениям личности, на лиц без определенного места жительства и т.п. на непродолжительное время (до месяца, полугода). Лжепредпринимательской деятельностью наносится существенный вред государству путем недопоступления налогов в бюджет, а также покупателям, которых вводят в заблуждение лжепредприятия. Так, лжепредприятиями заключаются фиктивные сделки купли-продажи, поставки и др., которые остаются только на бумаге, без фактического исполнения, но при этом выставляются счета-фактуры на якобы реализованные товары (работы, услуги), в стоимость которых включена сумма НДС. Данная сумма НДС поставщиком в бюджет не уплачивается. Как показывает проведенный Налоговым комитетом МФ РК анализ, только за период с 2003 г. по 01.12.2005 г. налогоплательщиками-лжепредприятиями выписаны счета-фактуры на общую сумму 4 млрд. 267 млн. тенге, в том числе сумма НДС, неуплаченная в бюджет, составила 640,6 млн. тенге. В настоящее время налоговые органы предпринимают активные действия по предотвращению негативных последствий деятельности лжепредприятий. В частности, запрашиваются у соответствующих государственных органов судебные акты о признании лжепредприятий таковыми. На основании полученных судебных актов принимаются меры по установлению лиц-контрагентов (покупателей), заключивших с такими лжепредприятиями сделки, с последующим исключением у них из зачета сумм НДС и корректировкой сумм КПН путем исключения из вычетов расходов, якобы понесенных по данным сделкам. Например, как следует из вступившего в законную силу приговора суда № 2 Бостандыкского района г. Алматы от 01.10.2004 г. № 1-337/04, ТОО «Ак-Ниет-3», ТОО «ТехноМ Лизинг», ТОО «Транс-сервисконтракт», ТОО «Авто-Кватро», ТОО «Авто-трансстрой» - поставщики ТОО «X» по оказанию работ и услуг по строительству железнодорожной линии, являлись лжепредприятиями, что подтверждается отсутствием бухгалтерской документации, все договоры между указанными ТОО и другими организациями составлялись лишь с одной целью - перечисление на счета указанных фирм денег с последующим обналичиванием. По результатам налоговой проверки сумма НДС исключена из зачета ТОО «X» ввиду того, что поставщиками фактически не оказывались никакие услуги (работы). Кроме того, в целях предупреждения заключения добросовестными налогоплательщиками сомнительных сделок с лжепредприятиями список лжепредприятий размещается на web-портале Налогового комитета МФ РК www.taxkz.kz и регулярно публикуется в газетах «Казахстанская правда» и «Егемен Қазақстан». Помимо указанной работы налоговые органы постоянно осуществляют камеральный контроль представленной налогоплательщиками налоговой отчетности. Налоговыми органами изучаются и анализируются сведения, указанные в налоговой отчетности, выявляются ошибки. При этом камеральный контроль осуществляется как сотрудниками налоговых органов при непосредственном изучении налоговой отчетности на бумажном носителе, так и в автоматизированном режиме. Кроме лжепредприятий, в отношении которых вынесены судебные акты, есть недобросовестные налогоплательщики, подпадающие под признаки лжепредприятий, но в связи с отсутствием их по юридическим адресам, указанным в регистрационных документах, установить данный факт не представляется возможным. В отношении таких лиц налоговые органы направляют запросы в органы финансовой полиции об оказании содействия в установлении места нахождения налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов и других обязательных платежей либо от представления налоговой отчетности. Кроме того, при невозможности установления места нахождения налогоплательщика (в том числе должностного лица хозяйствующего субъекта) налоговые органы приостанавливают действие его свидетельства плательщика НДС на основании предварительно составленного акта обследования места нахождения, подтверждающего отсутствие налогоплательщика по юридическому адресу. Данная мера позволяет признать недействительными выписываемые ими счета-фактуры и, следовательно, предотвратить потери бюджета в виде недопоступления сумм НДС, указываемых в них. Кроме того, налоговыми органами производится приостановление расходных операций по банковским счетам лиц, отсутствующих по юридическому адресу, но выписывающих фиктивные счета-фактуры с целью воспрепятствования осуществления указаний клиента о переводе денег на другие счета либо выдачи ему наличных денег (обналичивания). Резюмируя изложенное, можно сказать, что на сегодняшний день в борьбе с лжепредпринимательством налоговые органы используют все законно возможные способы для предотвращения потерь государственного бюджета. Однако борьба с лжепредпринимательством будет более эффективной, если со стороны других государственных органов будет оказываться содействие в ее осуществлении. В частности, в компетенцию органов юстиции входит осуществление государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем оказание содействия налоговым органам в борьбе с лжепредприятиями выражается со стороны органов юстиции в признании в судебном порядке недействительной регистрации лиц, отсутствующих по юридическим адресам. Также при получении от налоговых органов соответствующих ходатайств органы прокуратуры могут направлять исковые заявления в суд о признании незаконной государственной регистрации налогоплательщиков, в отношении которых налоговыми органами установлено, что они отсутствуют по юридическим адресам, а также недействительными сделок, заключенных такими налогоплательщиками. В компетенцию органов финансовой полиции входит осуществление розыскных мероприятий по установлению места нахождения налогоплательщиков, отсутствующих по юридическим адресам, уклоняющихся от уплаты налогов и других обязательных платежей либо от представления налоговой отчетности. Оказание содействия со стороны финансовой полиции налоговые органы видят в качественной и отлаженной работе по установлению места нахождения налогоплательщиков, их учредителей или руководителей. Таким образом, если в борьбу с лжепредпринимательством включатся все заинтересованные государственные органы, в задачу которых входит защита экономических интересов государства, то результаты такой борьбы не заставят долго ждать.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |