Легализация лоббизма узаконит блат и коррупцию. Или наоборот?
Бауыржан ШАЯХМЕТ, Радио "Азаттык"
Мощное лобби - именно так характеризуют представление интересов той или иной группы лиц в парламенте при принятии законопроектов. В Казахстане лоббистскую деятельность пытаются узаконить уже давно. Еще в 1998 году проект закона о лоббировании значился в плане законопроектных работ правительства. Однако тогда законопроект встретил неожиданное сопротивление в обществе и был отозван. Более поздние попытки провести этот закон через парламент заканчивались провалами.
Однако до конца этого года законопроект о лоббировании будет вновь представлен в правительство Казахстана. Об этом 4 апреля в Астане сообщили представители министерства юстиции. Депутат парламента Амангельды Таспихов, который лоббистом себя не считает, уверен, что у этого закона много хорошего. По его мнению, после принятия закона общественность будет знать, кто и на кого работает. Лоббисты будут вынуждены отчитываться за свою деятельность. Лоббисты, которые работают нелегально, теперь будут иметь документ, дающий им право работать открыто. Но нынешние лоббисты и в парламенте могут заниматься коррупцией, говорит депутат:
- Разные группировки приходят, разные ассоциации, разные представители общественных организаций. Естественно, в свою пользу они пытаются то или иное решение склонить. Если в обществе существует лоббирование, его необходимо законодательно регулировать.
Но, по мнению Амангельды Таспихова, пока этот закон узковат, так как он призван регулировать работу парламента и только. При этом не учитываются лоббисты, которые работают на правительство, говорит он. Для противников же закона слово «лоббизм» схоже со словом «коррупция». К примеру, во Франции эта деятельность является незаконной, в Индии - приравнена к одной из форм коррупции, Италия не признает ее наличия вообще. Лоббист с семилетним стажем Талгат Доскенов, президент Центрально-Казахстанской ассоциации предпринимателей считает, что такая угроза есть:
- Между крупным капиталом и субъектами среднего и малого бизнеса всегда существуют серьезные противоречия. Одни стремятся усилить свою монополию и полномочия, за счет высоких цен поддерживать свою рентабельность, а малый бизнес присутствует в конкурентной среде. В течение семи лет я лоббирую интересы субъектов малого и среднего бизнеса. Суть заключается в том, что в парламенте нет ни одного представителя малого или среднего бизнеса. Политическими партиями лоббируются интересы крупных компаний, поэтому в нашей экономике существует такой перекос.
Юрист, член Комиссии по правам человека при президенте Казахстана Марат Башимов согласен, что такой закон нужен. Но, по его мнению, законопроект в данном виде сыроват:
- На самом деле если правовое регулирование этой сферы предлагается, это нормально. Другое дело, если получается - чем богаче структура, которая может оплатить эти расходы, тогда нефтяные, строительные компании могут пролоббировать свои интересы. Но они могут идти вразрез с интересами социально незащищенных слоев. Вот в этом проблема. Тот же закон о долевом строительстве, допустим. Если допустили бы закон, то лоббистом были бы только крупные строительные компании.
Сторонники закона считают, что лоббизм был, есть и будет. А если его узаконить так, как это делается в некоторых странах, тогда решения в парламенте и правительстве будут удобны для большинства, а не для отдельной кучки богачей. Представитель министерства юстиции Тамарахан Сафарова также уверена, что такой закон нужен:
- Я думаю, что данный законопроект целесообразно принять. Потому что, хотим мы этого или нет, лоббистская деятельность существует. Я не знаю, почему боятся этого законопроекта. Во-первых, они будут регистрироваться. Их деятельность будет лицензироваться. Лоббирование, предположительно, будет осуществляться профессионалами с высшим юридическим образованием. Их деятельность будет прозрачна.
Директор департамента законодательства министерства юстиции Ерлан Жумагулов высказался более конкретно и объяснил, что предполагается сделать:
- Во-первых, введение разрешительного порядка лоббирования законодательных актов, а не в целом государственных решений. Во-вторых, отнесение лоббирования к предпринимательской деятельности. В этом случае государство сможет осуществлять должный контроль за такой деятельностью и определять порядок ее осуществления, включая лицензирование.
Министерство юстиции предполагает усилить контроль над законодательными актами, но государственные решения в данном случае не трогаются. Вообще, лоббисты сосредоточены в разных структурах, говорят юристы. Хотя согласно проведенному ранее социологическому исследованию, большая часть из них работает в парламенте и правительстве. Однако есть мнение, что эти люди пока занимаются только «выбиванием» привилегий для супербогатых людей Казахстана. И хотя разработчики законопроекта предлагали принять закон несколько лет назад, пока ничего не изменилось, а значит кому-то это выгодно, говорят наблюдатели.
Особенности национальных интриг |
№ 14 (278) от 10.04.2006 Наталья БУЕНКО, Астана |
Серьезные дела вершатся в кулуарах. И это уже давно не правило, а, скорее, аксиома. Протолкнуть в своих интересах тот или иной законопроект можно, если знать к кому и с чем подойти. Какие при этом вливаются ресурсы, никто не скажет. Понятно, что с этих немалых денег налоги не платятся. Теперь, чтобы поставить кулуарные игры на законные рельсы, государственные мужи вновь собираются реанимировать законопроект «О лоббизме». Однако предыдущие две попытки с треском провалились. Для начала немного истории. Политический оттенок слово «лоббизм» приобрело в XVIII веке в Америке. Оно впервые было применено к тем, кто собирался в вестибюле (лобби) отеля «Уиллард» в Вашингтоне для секретного обсуждения государственной жизни с американскими политиками и членами администрации президента США. Первоначально лоббистами были люди, стремившиеся добиться поддержки своих личных или деловых интересов со стороны правительства. В переводе с английского «лоббизм» - это «кулуары». Термин обозначает систему контор и агентств бизнеса или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление на законодателей и государственных чиновников вплоть до подкупа с целью принятия решений в интересах представляемых ими организаций. Однако в мире к такой практике относятся неоднозначно. Например, во Франции подобная деятельность является незаконной. В Индии и вовсе приравнена к одной из форм коррупции. Более всего лоббизм развит в США. Видимо, поэтому заокеанский опыт лег в основу казахстанского законопроекта. В отличие от Германии, где нет необходимости докладывать, сколько средств потрачено на «подковерную» игру, в Америке лоббист должен отчитаться до последнего цента. В противном случае его ждет огромный штраф и лишение права заниматься такой деятельностью. Что же касается Казахстана, как считают разработчики, сейчас в стране отсутствуют стратегия и тактика политической деятельности большинства предпринимателей. Преобладают нецивилизованные формы лоббизма, граничащие с коррупцией. Кроме того, в целях давления используются законы бюрократической иерархии. Проще говоря, кто сильнее, тот и прав. - В повседневной жизни лоббирование интересов сегодня существует. И этой деятельностью профессионально занимаются юристы финансово-промышленных групп. Причем делают это за серьезные деньги, - отметил президент Центральноазиатской ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов. - К примеру, одна из компаний пролоббировала постановление правительства, в соответствии с которым теперь металлолом возят на КамАЗах российского производства. Это наглядный результат того, что сегодня эти общественные отношения не отрегулированы, что приводит к диспропорциям в законодательстве. Кто сильнее, тот проталкивает закон. Другие пожинают плоды. При этом общественные объединения предпринимателей, которые занимаются защитой и продвижением интересов малого бизнеса, реагируют запоздало. До них не всегда вовремя доводятся готовящиеся нормативно-правовые акты. Чтобы ликвидировать сложившиеся перекосы, разработчики предлагают отнести лоббирование к предпринимательской деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями. - В этом случае государство сможет осуществлять должный контроль за такой деятельностью и осуществлять лицензирование, - считает директор департамента законодательства Минюста РК Ерлан Жумагулов. - Говорить о саморегулировании в данном случае пока рано. Кроме того, Минюст будет вести реестр лоббистов, а также выданных им лицензий. В свою очередь так называемые представители интересов сильных мира сего обязаны не реже раза в год предоставлять отчеты о своей деятельности. Надо сказать, что эти документы будут содержать весьма занимательные сведения. Так лоббист должен указать имя (наименование) клиента, его местонахождение. Сколько и на что предоставил его подопечный денег, а также произведенные расходы и имена получателей. Кроме того, «указание на госорганы, иные организации, а также на депутатов, с которыми лоббисты взаимодействовали в процессе лоббирования проекта закона». И наконец, надо будет отчитаться о работе в парламенте и результатах лоббирования. Лоббистом может быть только гражданин Казахстана с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее пяти лет. Впрочем, уже на стадии предварительного обсуждения эта норма вызвала критику. - При лоббировании интересов надо досконально разбираться в самой теме, а не только праве, - полагает Талгат Доскенов. - В вопросах энергетики надо быть энергетиком. Чтобы лоббировать интересы стабилизации макроэкономики, надо быть экономистом. Но стать представителем чьих-то интересов даже при наличии образования и стажа может далеко не каждый. Табу наложено для госслужащих, поскольку они могут использовать свое служебное положение в интересах негосударственных структур, депутатов парламента, а также судимых и душевнобольных людей. Законопроект разрешает проталкивать свои интересы только в отношении законов. Правда, как подчеркнул Ерлан Жумагулов, существует мнение, что это положение надо расширить. А именно: разрешить лоббировать государственные решения в целом вплоть до принятия актов акимов. Более того, есть позиция, по которой эту деятельность нужно воспринимать не как предпринимательскую, а как общественно-политическую: мол, общественные объединения и политические партии уверенно набирают силу, а ведь именно они отстаивают интересы тех или иных слоев населения. - Принятие закона о лоббировании, с одной стороны, будет способствовать созданию легальных каналов взаимодействия лоббистов и госструктур. Закон позволит минимизировать негативные последствия лоббирования для процесса принятия решений, - отметил директор департамента законодательства Минюста. - Не исключено, что будут приниматься законы, не отражающие интересы государства и общества. Лоббисты будут продвигать только интересы крупных финансово-промышленных групп, криминальных бизнес-структур и представляющих интересы чиновников. В таких условиях выражать и отстаивать интересы населения будет затруднительно. Однако пока до сих пор нет внятного ответа на главный вопрос: готово ли сегодня общество в целом к принятию этого законопроекта? Чтобы его получить, необходимо широкое обсуждение его норм в обществе. В противном случае законопроект может потерпеть фиаско, как и его предшественники. Напомню: первый раз в Казахстане предприняли попытку узаконить лоббирование еще в 1998 году. При этом исполнительная и законодательная власти так и не смогли разрешить принципиальные разногласия. В частности, должна ли регулироваться помимо парламента деятельность правительства при принятии решений, а также следует ли признавать правительство лоббистом. В итоге долгих споров и обсуждений правительство отозвало законопроект. Еще одна попытка «протолкнуть» законопроект состоялась в 2002 году. Тогда документ даже не попал в стены парламента, поскольку большинство членов правительства его не одобрило. |
Источник: Газеты «Мегаполис» (https://www.megapolis.kz)